Скорая помощь по русскому языку. 9 класс. Рабочая тетрадь.Часть 2. Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г. и др.

Рабочая тетрадь входит в состав УМК Л. А. Тростен-цовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой «Русский язык. 5—9 классы». Она адресована учащимся, которые сталкиваются с разными по степени и характеру трудностями при усвоении материала учебника.
Разнообразные дифференцированные задания помогут каждому ученику с интересом осваивать новый материал и применять полученные знания на практике. Выполнение заданий способствует количественному и качественному обогащению словарного запаса школьников, систематическому развитию речи в актуальной для девятиклассников форме.

Скорая помощь по русскому языку. 9 класс. Рабочая тетрадь.Часть 2.

Текст из учебника

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Основные группы сложноподчинённых предложений (окончание)
§ 26. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия
106. Поработайте с правилом и схемой на с. 84—85 учебника. Затем по памяти заполните данную таблицу.
Средства связи в сложноподчинённых предложениях со значением
причины
следствия
условия
уступки
цели
107. Определите, какое место по отношению к главной части могут занимать придаточные предложения. Запишите свой вывод. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков и расставьте знаки препинания. Определите и укажите в скобках вид придаточных предложений.
1) Сабуров просто мало говорил потому что почти всегда был занят службой и потому что любил думая остават ся1
СО СВОИМИ МЫСЛЯМИ наед_не. (К. Симонов) (_)
2) Чтобы быть истин ыми друзьями нужно быть уверен ы-
МИ друг В друге, (JI. Толстой) (_) 3) Мы С НОВОЮ
страст ю брос лись в вихрь удовольствий чтобы только забыть о предстоящем св_дании с Иваном Тимофеевичем. (Н. Салтыков-Щедрин) (_) 4) Сама с в сторгом отзываясь о русских Екатерина Великая пр давала огромное значение тому чтобы и другие так же говорили о них.4
(И. Лощилов) (_) 5) Всё длёкое ты _делай бли_-
КИМ чтоб ОПЯТЬ К Д_лёКОМу ИДТИ. (М. Светлов) (_)
108. Прочитайте притчу и отрывок из стихотворения Р. Гамзатова. Какую мысль хотели донести авторы этих текстов до читателя? Запишите аргументированный ответ, включая своё видение заключённой в текстах проблемы (соглашаясь с точкой зрения авторов или отрицая её). Используйте союзы, указанные в схеме на с. 85 учебника. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков, расставьте недостающие знаки препинания.
I. В одно окно см трели двое. Один увид_л дождь и грязь, Другой — л ствы зелёной вязь, В ену и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.
II. Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги в с редине которого стояла ч рная точка.
— Что вы здесь видите? — спросил старец.
— Точку — ответил один.
— Ч_рную точку — по твердил другой.
— Ж рную ч_рную точку — ут чнил третий.
И тогда их любимый учитель заплакал.
— Скажи нам о чём ты так горько плачеш_? — удивились ученики.
— Я плачу о том что все мои ученики увидели только маленькую ч рную точку и никто из них н_ заметил чистого белого листа…
Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о его д_стоинствах…
109. Допишите предложения, добавив к данным придаточным частям главные. Определите вид придаточных (запишите в скобках). Составьте схемы двух предложений по выбору. Образец выполнения задания см. в упр. 152 учебника.
1) _, потому что компьютер —
помощник в решении многих проблем. (_)
2) _, так как мог произойти сбой программы. (_)
3) _, поскольку игры на
компьютере убивают полезное время. (_)
4 )_, ведь ещё необходимо
выбрать нужный сайт. (_)
5 )_, так как информацию нужно перепроверять не один раз. (_)
110. В сложноподчинённых предложениях придаточные замените обстоятельствами. Полученные предложения запишите. Обратите внимание на упр. 132 в учебнике, где в тексте есть слова, нужные для выполнения данного задания.
1) Часто в сказках лиса выход_т поб дительницей из самых сложных ситуац й, потому что она хитра, ловка и умна.4
2) Поскольку метель на дв_ре, поездка отклад вает ся.
3) Будем организовывать к нцерт своими силами, поскольку денег на пригл шение артистов нет.
4) Забыл подгтовится к кнтрольной, так как увлёкся комп ютерной игрой.
111. Составьте сложноподчинённые предложения, дополнив данные части придаточными следствия. Средства связи обведите овалом.
1) Автомобиль неожиданно остановился_
2) Следующая электричка будет только вечером
3) Быстро стемнело
4) Мысль об отъезде не давала мне покоя
5) Осень в этом году сухая и ясная
112. В каждой паре отметьте знаком « + » сложноподчинённое предложение с придаточным следствия. В скобках укажите номер и вид придаточного в оставшемся предложении.
I. _1) Было холодно так, что стыли зубы. _2) Промёрз до костей, так что пришлось долго отогреваться на русской печке. (_)
II. _1) Цветок ещё очень хрупкий, так что не прикасайся к нему. _2) Цветок пахнет так, что голова кружится от аромата.4 (_)
III. _1) Болельщики почему-то решили сорвать матч, так что пришлось вызывать ОМОН. _2) Команда расстроилась так, что было больно и досадно это видеть. (_)
113. Продолжите стихотворные строчки словами поэтов М. Танича, С. Острового, А. Аронова, А. Лернера (или своими словами, можно в прозе). В скобках укажите вид придаточного предложения.
1) Если с другом вышел в путь… _
-(-)
2) Если радость на всех одна… _
— (-)
3) Если у вас нет собаки… _
— (-)
4) Если повезёт чуть-чуть… _
-(-)
114. Расставьте знаки препинания. Союзы обведите овалом (см. правило на с. 79 учебника). Какие высказывания можно назвать крылатыми выражениями? Отметьте их «галочкой» —
1) Если ночью Бэла не будет здесь то не видать тебе моего коня. (М. Лермонтов) 2) Если ты не можешь или не хочешь делать хорошо ТО лучше совсем не делай. (Л. Толстой) 3) ЕЬли ты рождён на земле, то люби и украшай её своей жизнью. (Р. Гамзатов) 4) Не ищи просёлочной дороги, коли есть столбовая.4 (Пословица) 5) Коли В мае ДОЖДЬ так будет И рожь. (Пословица) 6) Коли хочешь есть калачи то не лежи на печи. (Пословица) 7) Раз вы согласились так вам уж нельзя отказываться. (в. Даль) 8) Раз мы начали говорить то лучше договорить всё до конца. (А. Куприн) 9) От глаз пользы мало, если ум слеп. (Пословица)
115. Составьте предложения с придаточными условными по данным схемам.
(Если бы), [то].
(Когда), [ ].
(Раз), [то].
116. Уступите просьбе, но с сожалением. Используйте конструкции со сложноподчинёнными предложениями. Какими? Укажите в скобках. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков.
Образец: — Не одолжишь ли ты мне на завтра роликовые коньки? — Хотя завтра я и сам собирался на пробежку в парк, коньки тебе дам. (Уступительное.)
1) — Может, уступиш_ мне эту партию? Я давно мечтал с_грать с ч мпионом школы по шахм там.
2) — В рни электрон ую книгу.
3) — Давай поб лтаем по Скайпу.
4) — Перешли р ферат по электрон ой почте.
5) — Предл гаю перед экзаменами не засиживат ся «Вконтакте».
117. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков и расставьте знаки препинания. Преобразуйте сложносочинённые предложения в сложноподчинённые с придаточными уступительными. Полученные предложения запишите.
1) Была поздн я весна но ещё стояли х лодные дни.
2) Утро только зан малось а в поле уже к пела работа.
3) Мы проб вали перейти речку вброд но она ок_залась глубокой а течени_ быстрым. 4) В саду всё выгл дело непр ветливо и уныло но гулять по д_рожкам усыпан_ым разн цветными пахнущими осен ю листьями было приятно. 5) Я плохо пон мал реч_ своего соб седника но общение с ним было мне необходимо.4
118. Замените выделенные слова придаточными предложениями со значением уступки. (О средствах связи в таких предложениях см. правило на с. 117 учебника.)
1) С заходом солнца холоднее не стало.4 2) При всём
желании я не смогу принять вашего приглашения.
3) Этот компьютер, имея небольшой размер, может многое.
4) И при нашем огромном старании результат нулевой.
5) Несмотря на занятость, нужно стараться как можно больше читать произведений русской классической литературы.
119. Расставьте знаки препинания. Определите, возможна ли замена союзов, местоименных слов + частица ни синонимичными словами или выражениями. Если да, то запишите их в скобках.
1) Пускай (_) Я слаб МОЙ меч силён. (В. Жуковский)
2) Хотя (_) ветер утих дождь продолжал шуршать в листве деревьев. (К. Паустовский) 3) Пускай (_) тебе взгрустнётся ты головы не опускай.
(В. Лебедев-Кумач) 4) И пусть (_) не скоро распустят-
ся почки и прорастёт трава на еловых лапах на самых кончиках где появилась свежая зелень… (Ю. Казаков) 5) Как
бы ни (_) был мал дождь в лесу он всегда
ВЫМОЧИТ ДО последней НИТКИ. (В. Арсеньев) 6) Он был ясно
виден до заплаты на плече даром что (_) ехал
в тени. (и. Тургенев) 7) Кому бы ни (_) принадлежали ЭТИ СТИХИ ОНИ превосходны.4 (А. Некрасов)
120. Объясните, зачем вы это делаете, с какой целью, для чего. Отметьте в скобках, какие конструкции вы использовали в ответе. Выполнить задание вам поможет правило на с. 121 учебника.
Зачем покупать книги Довлатова, если мы его не проходим в школе?
(->
Переключи телевизор. И почему тебе нравится эта передача?
(->
Что нам делать в историческом музее? И так всё в учебнике можно прочитать.
С
)
Неужели тебе действительно хочется поработать на субботнике?
(-)
Компьютерные игры — вот это интересно, но учиться играть на скрипке…
(-)
121. Допишите отрывки из стихотворений, выбрав строчку из данных ниже. В скобках укажите вид придаточных предложений. Расставьте недостающие знаки препинания. Подберите синонимы к выделенным словам.
1) Я научилась просто мудро жить Смотреть на небо и молиться Богу И долго перед вечером бродить, (_)
(А. Ахматова)
(-)
2) —
Всё пространство пройденных путей
Соберите молодое племя (_)
Поднимите на руки детей.
(М. Светлов)
(-)
Для справок:
Чтоб утомить ненужную тревогу. И чтоб лучше видеть это время,
122. Ответьте на вопросы, используя, где возможно, сложноподчинённые предложения с придаточными цели.
За чем очередь? — _
13
Зачем мы здесь? —
Зачем ты заходил в ЖЖ друга? —
За чем пришёл? —
123. Напишите деловую бумагу — заявление о досрочной сдаче экзамена. Объясните, с какой целью это сделано.
§ 27. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными
124. Прочитайте текст. Объясните правописание выделенного слова. В тексте отметьте предложения с придаточными образа действия цифрой (1) и степени цифрой (2). Воспользуйтесь правилом на с. 97 учебника.
( ) Как Пётр Великий, так и его приятель и союзник, король польский, славились в своё время необычайной силой. ( ) Однажды им обоим случилось быть в городе Торне, где происходил бой с буйволами. ( ) Август захотел перед Петром похвастать своей силой. ( ) Увидев упирающегося буйвола, он так рубанул его своей саблей, что с одного удара снёс бедному животному голову.
( ) — Постой, брат, — сказал ему царь Пётр, — не хочу я показывать своей силы над животным, а ты прикажи подать свёрток сукна.
( ) Царь взял принесённый огромный свёрток сукна, подбросил его кверху, а другой рукой выдернул кортик, уда-
14
рил по свёртку и раскроил его на две части.4 ( ) Напрасно Август пытался сделать то же самое.
(По книге «Исторические анекдоты»)
^^ Составьте план к тексту.
125. Выполните задание. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков и расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы в предложениях. Возьмите в кружок союзы. Подчеркните как члены предложения союзные и указательные слова.
1) Потом он встал пот нулся так что хрус нули кости… (М. Горький) 2) Вчера мы до того были ут млены что даже не осм трелись как следует (в. Арсеньев) 3) Грей так задумался что позабыл о х зяине. (А. Грин) 4) Он ст ял на такой высоте что люди снизу д_лжны были см треть на него закинув головы. (Д. Мережковский) 5) Тарантас* прыгал визжал и, казалось, рыдал точно его прыжки пр чиняли ему сильную боль…4 (А. Чехов)
126. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков и расставьте знаки препинания. Союзы обведите овалом. Постройте схему первого предложения. Подчеркните слова, употреблённые в устаревшей грамматической форме.
1) Около г ревшей избы было жарко и так светло что на земле видна была отчётливо каждая травка. (А. Чехов) 2) Ветер выл с такой св репой выр зительностию что ка-
* Тарантас — дорожная крытая четырёхколёсная повозка на длинных дрогах.

Предложения интернет-магазинов