Тесты и задания по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. 10 класс. К учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М.

Пособие содержит задания и тесты по русскому языку к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой (М.: Просвещение), рекомендованному Министерством образования и науки Российский Федерации и включённому в Федеральный перечень учебников. Задания и тесты в совокупности охватывают всё содержание изучаемых тем и ориентированы на проверку знаний в формате ЕГЭ. В конце книги представлены ответы на все задания, что позволит проверить знания, объективно оценить уровень подготовки по предмету.

Тесты и задания по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. 10 класс.

Текст из учебника

Общие сведения о языке
Работа № 1 Часть 1
1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) положИл;
2) тОрты;
3) портфЕль;
4) прИнялся.
2. Значение какого слова определено неверно?
1) Лицедей — актер, притворщик.
2) Сонм — собрание, множество.
3) Днесь — днем.
4) Волхв — чародей, колдун.
3. В каком случае форма слова не соответствует норме литературного языка?
1) выздоровею;
2) опротивеет;
3) опостылеешь;
4) очутюсь.
4. В каком предложении нарушена синтаксическая норма?
1) Слушая эту волнующую музыку, я представляю бушующее море.
2) Зная о его приезде, мы смогли к этому подготовиться.
3) Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
4) Сбегая по откосам оврагов, звенели ручьи.
5. В каком случае допущена ошибка?
1) Двадцать один ученик сдал экзамен.
2) Получены тысяча книг.
3) Прошло десять лет.
4) Эти три машины поехали в одном направлении.
Общие сведения о языке
Прочитайте текст и выполните задания 6—11.
(1)… (2) К альтернативным методам исследования относится и компьютерная биология.(Э) Это некий фронтир между биологией и информатикой, пограничная область, которая бурно развивается и разветвляется, используя возможности компьютеров и цифровой фото- и видеотехники. (4)Сюда относится математическое моделирование биологических процессов, работа с компьютерными базами данных. (5)Есть в Интернете и разнообразные биологические коллекции — электронные версии традиционных зоомузеев, гербариев либо определители, где представлены «портреты» зафиксированных, засушенных и отпрепарированных растений и животных. (6) …подобный Интернет-ресурс может стать информационной базой новой науки о живом организме — физиомики.
6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Виртуальный биологический музей, о котором пойдет речь, принципиально отличается от таких сетевых биологических коллекций.
2) Общее мнение выразила академик РАН и РАМН Наталия Бехтерева.
3) Сегодня в биологии предпочтительнее альтернативные методы исследования.
4) Идея его создания принадлежит кандидату биологических наук, старшему научному сотруднику Института теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук (ИТЭБ РАН) Харлампию Тирасу.
7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) По мнению специалистов,
2) Однако
3) Кроме того,
4) Иными словами
Общие сведения о языке
^V 1 8. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?
1) Интернет-ресурс может
2) Может стать базой
3) Интернет-ресурс может стать базой
4) Интернет-ресурс может стать
9. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
1) сложное с сочинительной и подчинительной связью
2) сложносочинённое
3) сложное бессоюзное
4) сложное с союзной подчинительной связью
10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕДСТАВЛЕНА из пятого (5) предложения текста.
1) действительное причастие
2) страдательное причастие
3) глагол
4) прилагательное
11. Укажите значение слова МОДЕЛИРОВАНИЕ в предложении 4.
1) создание примерной модели уже существующего или будущего
2) копирование уже существующего или будущего
3) воссоздание уже существующего или будущего
4) подражание уже существующему или будущему
12. В каком слове пишется одна буква Н?
1) вяле..ая на солнце рыба;
2) броше..ый камень;
3) промасле..ая бумага;
4) варё..ое яйцо.
13. В каком ряду пропущена одна и та же буква?
1) х..лодильник, ц..коль, ч..рный;
2) аб..немент, в..лидол, к..морка;
3) ч..тать, ч..чётка, ж..ны;
4) ш..велиться, ш..птать, ш..лестеть.
Общие сведения о языке
14. В каком ряду во всех словах пропущена одна 1 ^V и та же буква?
1) бе..билетный, бесчувственный, изготовленный;
2) раскашляться, раздавать, ра..топить;
3) пр..неприятный, безобразный, пр..брежный;
4) пр..бедняться, пр..баутка, пр..даное.
15. В каком слове пропущена буква Е?
1) ненавид..т; 3) вылет..шь;
2) потерп..м; 4) стел..т.
16. В каком варианте ответа пропущена буква И?
1) жест..ной; 3) танц..вать;
2) ветр..ный; 4) толщ..на.
17. В каком случае НЕ со словом пишется раздельно?
1) (Не)распустившийся цветок.
2) Совершенно (не)подготовленный ученик.
3) Сейчас (не)надо раздумывать.
4) (Не)объятный воздушный океан.
18. Какое слово пишется через дефис?
1) пол(фруктового)сада;
2) желудочно(кишечный);
3) умеренно(теплый);
4) демонстративно(небрежный).
19. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Слышно было, как с деревьев звучно падала на землю вода, и потрескивали дрова в огне. (В. Арсеньев)
2) Едва яркое солнце вышло из-за горы и стало освещать долину, по которой мы шли, волнистые облака рассеялись и сделалось жарко. (Л. Толстой)
Общие сведения о языке
3) Сейчас брызнет майский дождь и начнется настоящая гроза. (А. Чехов)
4) Здороваясь, он наклонил голову с русыми, медного отлива волосами, потом выпрямился, и мы увидели его глаза, совершенно синие и смущенные. (М. Пришвин)
20. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался по склону холма. (К. Паустовский )
2) Медленно поднимается большое солнце, размытое, цвета соломы. (К. Паустовский)
3) Вдали я видел сквозь туман в снегах горящих, как алмаз, седой незыблемый Кавказ.
4) Пораженный страхом я иду за матушкой в спальню. (А. Пушкин)
21. На месте каких цифр должен быть знак препинания?
Белинский(1) бесспорно(2) обладал главными качествами великого критика(3) в деле критики ему(4) безусловно(5) не у кого было спрашиваться^) напротив(7) другие слушались его. (И. Тургенев )
1) 1, 3, 4, 6. 3) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
2) 3, 6, 7. 4) 2, 3, 6, 7.
22. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Ни одна травка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева не шевелились. (Л. Толстой)
2) Лошади удивлялись шуму воды, поднимали головы, настораживали уши, но мерно и осторожно шагали против течения. (Л. Толстой)
3) Откуда-то издалека доносился странный, прерывистый, протяжный звук.
4) На светло-синем, морозном небе мерцали мелкие звезды. (Л. Толстой)
10
Общие сведения о языке
23. В каком предложении допущена пунктуаци- 1 ^V онная ошибка?
1) От холода все остановилось, и в особенности это заметно на липах: листья кучками вышли из почек и не расходятся. (М. Пришвин)
2) Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа. (М. Лермонтов)
3) Кровать его поставили так, чтобы хоть ветку видно было, воробьев, все радость какая-никакая. (В. Астафьев )
4) Все кругом цвело, жужжало и пело; праздничное, светлое чувство охватывало душу. (И. Тургенев)
24. На месте каких цифр должны быть знаки препинания?
Везде(1) где не было мостовой(2) вдруг(3) зазеленела трава. (Л. Толстой)
1) 1 2) 2 3) 1, 2 4) 3
25. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж впоследствии времени трудно мне будет освободиться от его опеки. (А. Пушкин)
2) У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что, если я причиняю несчастия другим, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение. (М. Лермонтов)
3) Если бы Чичиков прислушался, то узнал бы много подробностей, относившихся лично к нему; но мысли его так были заняты своим предметом, что один только сильный удар грома заставил его очнуться и посмотреть вокруг себя: все небо было совершенно обложено
11
Общие сведения о языке
тучами, и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя. (Н. Гоголь)
4) Максим Максимыч получил от природы человеческую душу, человеческое сердце, но эта душа и это сердце отлились в особую форму, которая так и говорит вам о многих годах тяжелой и трудной службы, о кровавых битвах, о затворнической и однообразной жизни в недоступных горных крепостях, где нет других человеческих лиц, кроме подчиненных солдат да заходящих для мены черкесов. (М. Лермонтов)
26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Очень богат русский язык словами, которые относятся к временам года и к природным явлениям.
2) Я время от времени поглядывала на светлый квадрат солнца, который падал на лестницу и казался мне ослепительным из глубины темноватого склада…
3) Около дома мы увидели сад, в котором, как мне казалось, росли все знакомые мне цветы.
4) «Гелиотроп» напоминал начищенный кирпичом до яркого блеска бокастый дымящийся самовар, который болтается на невысоких волнах мелкого моря.
27. Прочитайте текст.
В нашей огромной стране много областей; в нашем языке немало различных диалектов, местных говоров. Даже такие близкие города, как Москва и Ленинград, и те говорят не совсем одинаково: москвичи выговаривают «скуШНА», а ленинградцы — «скуЧНА»; в Москве известный прибор для письма называют «ручка», а в Ленинграде — «вставочка».
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
12
Общие сведения о языке
1) В нашей стране много областей.
2) В нашем языке много говоров, причем даже в близлежащих местностях не говорят одинаково.
3) Москвичи выговаривают «скуШНА», а ленинградцы — «скуЧНА»; в Москве известный прибор для письма называют «ручка», а в Ленинграде — «вставочка».
4) Даже такие близкие города, как Москва и Ленинград, и те говорят не совсем одинаково.
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.
(1)Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. (2)Эта любовь, постепенно расширяясь, переходит в любовь к своей стране — к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.
(3)Истинный патриотизм — это первая ступень к действенному интернационализму. (4)Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. (5)Крошечная планета, на которой мы все живём, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдалённых друг от друга миллионами световых лет!
(6)Человек живёт в определённой окружающей среде. (7)Загрязнение среды делает его больным, грозит гибелью человечеству. (8)Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учёными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, леса, охранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелётных птиц, лежбища морских животных.
(9)Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, дающую
Общие сведения о языке
людям возможность эстетического и нравственного отдыха. (10)Целительная сила природы хорошо известна.
(11)Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.
(Д.С. Лихачёв) A28. Какая мысль не отражена в тексте?
1) Настоящий патриотизм начинается с любви к своей семье, к своему дому.
2) Экология изучается во многих высших учебных заведениях.
3) Загрязнение среды мешает нормальной работе промышленности.
4) Многие знают о целительной силе природы.
A29. Определите стиль и тип речи текста.
1) публицистический; рассуждение и повествование
2) разговорный; описание
3) деловой; рассуждение
4) разговорный; описание и рассуждение
A30. Что означает слово СРЕДА в предложении 6?
1) вещество, заполняющее пространство
2) обстановка, окружающие социально-бытовые условия
3) день недели, следующий после вторника
4) тела, окружающие что-нибудь
Часть 2
Ответы к заданиям В1—В3 запишите словами.
B1. Из предложения 7 выпишите слова, образованные суффиксальным способом.
B2. Из предложений 3—5 выпишите все имена существительные 2-го склонения.
14
Общие сведения о языке
B3. Определите вид подчинительной связи в слово- 1 сочетании истинный патриотизм (предложение 3). ‘
Ответы к заданиям В4—В8 запишите циф- . рами.
B4. Среди предложений 1—5 найдите простое | предложение с составным именным сказуемым. На- i пишите номер этого предложения. I
B5. Среди предложений 9—11 найдите предло- | жение с обособленным определением. Напишите но- i мер этого предложения. .
B6. Среди предложений 1—3 найдите простые | предложения. Напишите номера этих предложе- | ний. I
B7. Среди предложений 1—3 найдите такое, ко- | торое соединяется с предыдущим при помощи лек- i сического повтора. Напишите номер этого предло- . жения.
Прочитайте фрагмент рецензии, состав- | ленной на основе текста, который вы анализи- i ровали, выполняя задания А29—А31, В1 —В7. .
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, 1 использованные в рецензии, пропущены. Вставь- I те на места пропусков цифры, соответствую- I щие номеру термина из списка. Если вы не знае- | те, какая цифра из списка должна стоять на i месте пропуска, пишите цифру 0. ,
B8. Любовь к Родине, в самом глубоком понима- ‘
нии этого, начинается с любви к своим близким лю- I
дям. Любовь к Родине считается — и, видимо, впол- |
не справедливо — неотъемлемой чертой русского |
национального характера. Вся русская литература i
пронизана любовью к России. Для русского челове- . ка характерно очень личное и открытое эмоци-
Общие сведения о языке
1 ональное отношение к родине-матушке, к святому I отечеству. Именно о такой любви и пишет Д. Лиха-| чев. Убедительность его словам придают такие син-
| таксические средства, как_(«к родному краю,
I к родной культуре, к родному селу_») и_
. (5). Выразительность и эмоциональность речи придают такие средства, как _ («родному», «ис-
1 тинный», «целительная»),_(«экологией»).
1 Список терминов: I 1) риторическое восклицание I 2)ряды однородных членов | 3) вводные слова I 4) термины I 5) эпитеты . 6) метафора
7) слова высокого стиля 1 8) повтор I 9)анафора
. Часть 3
I С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. I Сформулируйте и прокомментируйте одну из I проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, со-I гласны или не согласны вы с точкой зрения автора I прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ | аргументируйте, опираясь на знания, жизненный I или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов. ‘ Работа, написанная без опоры на прочитанный I текст (не по данному тексту), не оценивается. | Если сочинение представляет собой пересказан-I ный или полностью переписанный исходный текст I без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
16
фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч.)
Работа № 2
1. В каком слове есть звук [д]?
отжать 3) отлететь
отключить 4) отступить
В каком слове есть звук [б]? сугроб 3) дробь
сбежать 4) пробный
В каком слове есть звук [г]? пирог 3) гитара
грамота 4) мягкий
В каком слове есть звук [б’]? голубь 3) рубль
сбежать 4) брат
В каком слове есть звук [с]? сдать 3) сирень
разозлиться 4) мороз
В каком слове букв больше, чем звуков? свежо 3) масса
конфета 4) мнение
В каком слове букв больше, чем звуков? действие 3) конечно
рояль 4) зависимость
Фонетика, орфоэпия, орфография
1 8. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) юноша
2) помощь
3) раздолье
4) тема
9. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) подъём
2) юг
3) боец
4) солнце
10. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) семья
2) резкий
3) конечно
4) детский
Работа № 3
1. В каком слове все согласные глухие?
1) тюль 3) спеть
2) жарить 4) котлета
2. В каком слове все согласные глухие?
1) обидеться 3) шёпот
2) отжать 4) мыть
3. В каком слове все согласные глухие?
1) хранить 3) сидит
2) пишет 4) поёт
4. В каком слове все согласные глухие?
1) помощь 3) счастье
2) пирог 4) стог
18

Предложения интернет-магазинов