Тесты по русскому языку. 9 класс. К учебнику Разумовской М.М. и др. — Груздева Е.Н.

Пособие содержит тестовые задания для повторения и усвоения изучаемого материала, а также проверки знаний. Предлагаемые тесты позволят целенаправленно и систематически работать над изучаемым материалом, системно повторять ранее изученные разделы, формировать навыки и умения грамотного письма, выявлять пробелы в знаниях, вести на уроках систематическую коррекционную работу, поэтапно готовиться к ОГЭ и Единому государственному экзамену.

Тесты по русскому языку. 9 класс. К учебнику Разумовской М.М. и др.

Текст из учебника

 

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-11.

(1)Нет точных указаний, когда Пушкин приступил к работе над «Борисом Годуновым». (2)Вероятно, поздней осенью 1824 года. (3)К осени 1825 года трагедия была закончена.

(4)Это была историческая работа, которую поэт вел вдали от библиотек и архивов, вдали от общения с людьми, изучавшими прошлое России. (5)Он был один: «Общество мое состоит только из старой няни да из трагедии», — писал он приятелю…

(6)В «Годунове» Пушкин коснулся вопросов политических, еще недавно бурно волновавших его. (7)Поэт взял переходный отрезок русской истории, в центре поставил царя — узурпатора и реформа­тора, на нем проверил те политические пристрастия, теории, увле­чения, чувства, среди которых сам рос.

(8)К каждому из своих героев поэт испытывал определенное личное чувство. (9)Но его личное отношение к своим героям ужива­лось с мудрой снисходительностью и беспристрастием. (10)Это осо­бенно сказывается в обрисовке Бориса Годунова.

(И)Вяземский, чуткий, строгий критик, писал: «В трагедии есть красоты удивительные, трезвость и спокойствие. (12)Автора почти нигде не видно».

(13)С сыновней нежностью Пушкин рисует образ благочестиво­го старца Пимена. (14)Он любит в нем не только свое создание, но и живое воплощение творческих и нравственных сил русского наро­да.

(15)«Характер Пимена, — говорит Пушкин в одной из заметок, — не есть мое изобретение. (16)В нем я собрал прекрасные черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умили­тельная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое усер­дие, набожность к власти царя, данной им Богом, совершенное отсут­ствие суетности, пристрастия…

(17)Мне казалось, что сей характер вместе нов и знаком для русского сердца, что трогательное добродушие древних летописцев украсит простоту моих стихов и заслужит снисходительную улыбку читателей».

(По А. Тырковой-Вилъямс)

1.     Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово УЗУРПАТОРА (предложение 7):

1)  злой человек

2)  преобразователь в какой-нибудь области

3)  лицо, незаконно захватившее власть

4)  богатый покровитель наук и искусств

2.      Укажите неверное суждение:

1)  В слове ПОЗДНЕЙ буква Д не обозначает звука.

2)  В слове ОТНОШЕНИЕ первый звук — [а].

3)  В слове УМИЛИТЕЛЬНАЯ мягкость второго согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4)  В слове ТРАГЕДИЯ одинаковое количество звуков и букв.

4.      В каком слове правописание приставки определяется её значе­нием, сходным со значением слова «очень»?

1)  приступил                              3) пристрастия

2)  переходный                           4) прекрасные

5.      В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах прилагательных, образованных от существитель­ных при помощи суффикса -енн-, пишутся две буквы Н»?

1)  особенно                                  3) данные

2)  совершенный                         4) вещественный

Ответы на задания 6-11 записывайте словами или цифрами.

6.      Подберите к устаревшему слову СЕЙ (предложение 19) совре­менный синоним. Напишите этот синоним.

Ответ:

7. Определите вид подчинительной связи в словосочетании БЛА­ГОЧЕСТИВОГО СТАРЦА.

Ответ:

8.      Выпишите грамматическую основу предложения 3. Ответ: .

9.      Среди предложений 1-6 найдите предложение с вводным сло­вом. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

^ 11. Среди предложений 11-19 найдите предложение с обобщаю­щим словом при однородных членах. Напишите номер этого

предложения. Ответ:

Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-11.

(1)                Была   когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица — и был гимназистик Саша, которого милая тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

(2)               Была    оттепель, стояли теплые и сырые дни, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.

(3)               Отец     приехал из глухой усадьбы, занесенной сугробами, и остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. (4)Отец — человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый.

(5)А Саше всего десять лет. (6)На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! (7)И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, — к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его су­щества, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!

(8)Живет Саша «на хлебах», в мещанском домишке. (9)Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. (Ю)Какое

ED ШП

@п тп
же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки ос­танавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запря­женных впротяжку лохматых деревенских лошадей! (11)С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье.

(12)Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, пьёт чай и опять курит, а Саша все спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо. (13)Наконец, отец ласково будит его, шутя стаскивает с него одеяло. (14)Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, присаживается на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него пере­держка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне.

(15)Умывшись, он становится во фронт и учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол, потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. (16)Он счастлив, и свеж, и чист, как ангел. (17)Он набирает целых пять кусочков сахару, съедает целый калач и опять шаркает ножкой:

—  Мерси, папочка!

(18)А в понедельник все это сразу кончается. (19)Город прини­мает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь — и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает.

—  (20) До свиданья, Сашенька, Христос с тобой.

(ИЛ. Бунин)

2. Укажите неверное суждение:

1)  В слове УЕЗДНЫЙ буква Д не обозначает звука.

2)  В слове ОТЕЦ первый звук -[о].

3)  В слове ПОНЕДЕЛЬНИК мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4)  В слове ОТТЕПЕЛЬ 8 букв и 6 звуков.

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1)  гимназистик

2)  городишке

3)  угарный

4)  надвигается

4.      В каком слове правописание приставки определяется её значе­нием «неполнота действия»?

1)  присаживается

2)  приехал

3)  приходит

4)  принимает

5.      В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных от су­ществительных с основой на -Н при помощи суффикса -Н-»?

1)  занесённой

2)  смиренный

3)  длинная

4)  запряжённых

Ответы на задания 6-11 записывайте словами или цифрами.

7. Определите вид подчинительной связи в словосочетании СТЕПНОГО ГОРОДА.

Ответ:

8.     Выпишите грамматическую основу предложения 13. Ответ:          .

9.     Среди предложений 14-19 найдите предложение со сравни­тельным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозна- чающую(-ие) запятую(-ые) при причастном обороте.

Отец приехал из глухой усадьбы,1 занесенной сугробами,2 и ос­тановился на Елецком подворье,3 в грязных и угарных номерах.

Ответ:

11. Среди предложений 11-18 найдите сложное предложение с со­чинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сложносочиненное предложение

Понятие о сложносочиненном предложении. Виды сложносочиненных предложений

Тест 1

1. Укажите верное утверждение

1)  Сложносочиненным называется такое сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой интона­цией и союзами.

2)  Сложносочиненным называется такое сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой сочини­тельными союзами.

3)  Сложносочиненным называется такое сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой интонаци­ей и сочинительными союзами.

4)  Сложносочиненным называется такое сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой интона­цией и союзными словами.

Укажите неверное утверждение

1)  Дополнительным средством связи в сложносочиненном предложении может быть общий член для частей предложе­ния.

2)  Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочиненного предложения передаются на письме с помощью знаков препинания.

3)  Между частями сложносочиненного предложения может ставиться тире.

4)  Сложносочиненные предложения с соединительными союза­ми имеют значение противопоставления.

3.      Укажите вариант ответа, в котором указаны сложносочиненные предложения. (Знаки препинания не расставлены.)

Наступили холода и мы переехали в зимний дом.

Б. Рано утром выпал первый снег и покрыл дорожки в саду.

Пошли в лес и набрали полную корзину грибов. Г. Похолодало и выпал снег.

1)   А, Б

2)   Б, В

3)   А, Г

4)   А, В

4.      Укажите сложносочиненное предложение с соединительным союзом

1)  Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывес­ки.

2)  То ли гречка цветет, то ли речка течет.

3)  Корень учения горек, зато плоды его сладки.

4)  Можешь шагу прибавить, или силенок нет?

5.      Укажите сложносочиненное предложение с разделительным

союзом

1)  Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без то­го у колонистов накипело.

2)  Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое за­грубело!

3)  Всходило солнце, и вслед за ними обсыхала роса.

4)  Прошел дождь, и поэтому в лесу появились грибы.

6.      Укажите сложносочиненное предложение с противительным

союзом

1)  Над озером сверкнула молния, и лишь минуту спустя загре­мел гром.

2)  Озёра-то недалеко, да добраться туда непросто.

3)  Или мы начинаем делать все сначала, или ребята сейчас уе- ДУТ.

4)  Выпал снег, и вокруг стало бело.

7.      Укажите неверное утверждение

1)  Сложносочиненные предложения передают значения чередо­вания событий или взаимоисключения.

2)  Сложносочиненные предложения передают значения после­довательности событий.

3)   Сложносочиненные предложения передают значения одно­временности протекания событий, действий.

4)   Части сложносочиненных предложений могут связываться союзными словами.

8.      Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Мы позавтракали ( ) и двинулись дальше.

1)  Сложное предложение с общим второстепенным членом, пе­ред союзом И запятая не нужна.

2)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3)  Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4)   Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

9. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

В окна с улицы лился глухой шум ( ) и летела пыль.

1)  Сложное предложение с общим второстепенным членом, пе­ред союзом И запятая не нужна.

2)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3)   Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна за­пятая.

4)   Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Было ветрено ( ) и на песке лежала волнистая рябь.

1)  Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

2)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3)  Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна за­пятая.

4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Тест 2

1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Прозвучал третий выстрел ( ) и птица снялась с дерева

широкими взмахами своих крыльев.

1)  Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

2)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3)  Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна за­пятая.

4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Направо белела низменная песчаная коса () и темнела груда дальних гор.

1)  Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

2)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3)  Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна за­пятая.

4)   Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3.      Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Он замечал ее еще издали ( ) и сразу же посылал приветст­вие.

1)  Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3)  Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна за­пятая.

4)   Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4.      Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Он улыбался ласково-печально ( ) и гладил ее по затылку.

1)  Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3)   Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна за­пятая.

4)   Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

5.     Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Я гашу лампу ( ) и ночь начинает медленно светлеть.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2)   Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3)  Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна за­пятая.

4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

6.      Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

За рекой были слышны музыка ( ) и протяжное пение.

1)  Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

2)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3)  Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна за­пятая.

4)   Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

7.      Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

По улицам шли прохожие ( ) и проносились машины.

1)  Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

2)   Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3)  Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна за­пятая.

4)   Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

8.      Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

В селе не переводилась лихорадка ( ) и была топкая грязь.

1) Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

2)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3)  Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна за­пятая.

4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

9. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Намедни ночью бессонница моя меня томила () и в голову

пришли мне две-три мысли.

1)  Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

2)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3)  Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна за­пятая.

4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

10. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны(-а) стоять запятые(-ая)?

Кругом по песку валялись безо всякого порядка обручи (1) и торчали порожние бочки.

Вой волка восходил вверх начальными полутонами (2) и задерживался долго на пронзительной ноте.

Скрипнула дверь (3) и в нее просунулась чья-то голова.

1) 1,2,3

2) 1,3

3) 3

4) 2,3

Пунктуация в сложносочиненном предложении

ТестЗ

1. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны(-а) сто­ять запятые(-ая)?

Он замечал ее издали (1) и у него сразу же холодело в груди. От долгого сидения у него затекли ноги (2) и заболела спи­на.

Стемнело (3) и крепкий сон овладел мною. 1) 1,2,3 2) 1,3  3)2,3 4) 1

2. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны(-а) сто­ять запятые(-ая)?

В парке лежит много листвы (1) и деревья стоят почти обнажённые.

Мы свернули (2) и пошли дальше.

Мягкий снег падает на землю (3) и на улице становится светлей.

 

 

2) 1,3
4) 2,3
3)3
1)1,2,3

 

 

3. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

В этот вечер особенно шумно шел дождь ( ) и особенно неж­ной была их встреча.

1)  Сложносочиненное предложение, перед союзом И ставится запятая.

2)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И ставится запятая.

3)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4)  Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1)  характер

2)   коснулся

3)  простота

4)  отношение

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозна- чающую(-ие) запятую(-ые) при причастном обороте.

Это была историческая работа,1 которую поэт вёл вдали от биб­лиотек и архивов,2 вдали от общения с людьми,3 изучавшими про­шлое России.

1. Укажите, что обозначает выражение СТАНОВИТЬСЯ ВО

ФРОНТ (предложение 15)

1)  учтиво раскланяться

2)  воинский строй шеренгой

3)  встать, вытянуться

4)  отдать честь

6. Что обозначает слово КАРТУЗ (предложение 6)? Ответ:

Предложения интернет-магазинов