Уроки русского языка в 9 классе. Богданова Г.А.

Пособие освещает опыт работы учителя русского языка и рассчитано на творческое его использование.
В книге представлена четкая структура уроков по всем темам школьного курса 9 класса; определено, что должно быть главным в усвоении тех или иных разделов, на каких вопросах нужно сконцентрировать основное внимание.

Уроки русского языка в 9 классе.

Текст из учебника

РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
УРОК 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Цель урока: 1) дать понятие «мировые языки»; 2) сообщить сведения о месте русского языка среди языков
народов мира; 3) формировать умение составлять план,
пересказывать текст по плану.
I. Запись под диктовку.
А. Н. Толстой писал в 1934 году: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) — русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара».
II. Предлагается прослушать сообщение учителя и по ходу сообщения составить план в форме вопросов, поднятых в нем1.
Следует напомнить школьникам, что план — краткий последовательный перечень основных мыслей, положений автора.
Велико значение русского языка. Объясняется это тем, что он выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье.
«Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные». («Энциклопедический словарь юного филолога».) В определении состава мировых языков учитывается число говорящих на нем как в стране, где живут носители языка, так и за ее пределами, авторитет, роль страны этого языка в истории и современности; сформированность национального языка, обладающего длительной письменной традицией; устано-
1 В разработке урока использованы материалы книг: Энциклопедический словарь юного филолога/Сост. М. В. Панов.— М., 1984; Кондратов Н. А. Основные вопросы русского языка.— М., 1985; Баранников JI. И. Основные сведения о языке.— М., 1982.
9
вившиеся нормы, хорошо исследованные и описанные в грамматиках, словарях, учебниках.
Мировые языки охватывают международные сферы — дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются ученые разных стран, они изучаются в качестве «иностранных языков» (то есть как обязательный предмет в вузах и школах большинства стран мира). Эти языки являются «рабочими языками» Организации Объединенных Наций (ООН).
Официальными мировыми языками ООН признает английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.
Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины XX века. Его мировое значение обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Русский язык — один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам. Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода. Эти заимствования из русского языка или через него наблюдались с давних пор. Еще в XVI—XVII веках европейцы через русский язык узнали такие слова, как кремль, царь, боярин, казак, кафтан, изба, верста, балалайка, копейка, блин, квас и др. Позднее в Европе распространились слова декабрист, самовар, сарафан, частушка и др. Как свидетельство внимания к изменениям в общественно-политической жизни России в языки народов мира вошли такие слова, как перестройка, гласность и др.
Богатство русского языка и созданной на нем литературы вызывает интерес к этому языку во всем мире. Его изучают не только студенты, школьники, но и взрослые люди. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны еще в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). МАПРЯЛ издает в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку.
— Что означает слово ассоциация? Проверьте себя по толковому словарю1.
III. Обсуждение одного из возможных вариантов плана — перечня вопросов, поднятых в сообщении.
1. Какие языки называются мировыми? Какие сферы деятельности человека они охватывают?
1 Ассоциация — объединение лиц или учреждений одного рода деятельности.
10
2. Каково место русского языка среди других языков мира? В чем разница между языком межнационального общения народов одной страны и мировым?
3. Чем обусловлена популярность русского языка в мире?
4. Когда и для чего была создана МАПРЯЛ?
Затем коллективно составляется сложный план сообщения. Внимание учащихся обращается на постановку знаков препинания в таком плане.
Возможный вариант плана.
I. Мировые языки:
1) что учитывается при отнесении языка к числу мировых;
2) их функция.
II. Место русского языка среди других языков мира:
1) язык русского народа;
2) государственный язык Российской Федерации;
3) русский язык — мировой язык.
III. Причина популярности русского языка в мире:
1) богатство языка и созданной на нем художественной литературы;
2) язык науки, источник общечеловеческих знаний;
3) один из родственных славянских языков.
IV. Русский язык в условиях новых экономических отношений в мире.
V. Роль МАПРЯЛ в распространении русского языка за рубежом.
— Какой план, по-вашему, поможет подробнее воспроизвести текст сообщения? Перескажите текст.
VI. Запись под диктовку.
1) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценнее самой вещи. 2) В нем [в русском языке] все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно.
(Н. Гоголь.)
— Подберите синонимы к слову дивишься.
— Найдите в школьном толковом словаре значение слова язык. Определите, однозначное оно или многозначное. Приведите примеры фразеологизмов с данным словом.
— Какие средства выразительности языка вам известны? Приведите примеры из произведений художественной литературы.
Домашнее задание: упр. 1.
Индивидуальные задания: подготовить короткие сообщения, подобрав примеры: а) доказывающие лексическое богатство русского языка; б) использования средств
выразительности языка в художественной литературе.
11
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VIII КЛАССАХ1
УРОК 2. КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ
(анализ текста; орфограмма в корне;
знаки препинания при прямой речи, цитировании, приложении; состав слова, фонетика)
Запись под диктовку.
Василий Андреевич Жуковский — поэт, друг и наставник Пушкина. Он первый обратил внимание на незаурядный талант поэта-лицеиста. «Это надежда нашей словесности,— пишет он Вяземскому — одному из ярких представителей созвездия поэтов того времени — в 1815 году.— Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».
Прочитав поэму «Руслан и Людмила», Жуковский, восхищенный творением молодого поэта, дарит ему свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя». «Ты имеешь не дарование, а гений… Ты рожден быть великим поэтом»,— напишет позднее Жуковский Пушкину, выражая общее мнение.
Пушкин дорожил дружбой с Жуковским, называл его своим «гением-хранителем». В стихотворении «К портрету Жуковского» он предсказывает:
Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль…
(По И. Черновой.)
Вопросы к анализу текста.
1. Докажите, что это текст. Укажите средства связи предложений в нем.
2. Как вы понимаете выражение пленительная сладость стихов?
3. Найдите в тексте синоним слова учитель (наставник). Подберите синонимы к словам незаурядный (способный, талантливый, гениальный, выдающийся и пр.), восхищенный (пораженный, удивленный и пр.), расположив их по мере усиления признака. Как называется такое средство выразительности? (Градация.) К каким частям речи относятся синонимы каждого ряда? (К одной части речи.)
1 При повторении рекомендуется использовать таблицы обобщающего характера, записанные в ученический словарь в предшествующие годы обучения. (См.: Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе; Уроки… в 6 классе; Уроки… в 7 классе; Уроки… в 8 классе — любые издания; см. также: Богданова Г. А., Кириченко Г. И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку: 9 кл.— М., 2000; Богданов а Г. А. Русский язык без репетитора. Ч. I. Орфография.— М., 2005.
12
4. Объясните постановку знаков препинания в тексте.
(Внимание учащихся обращается на знаки препинания
при цитировании стихотворения: при соблюдении авторской строфы кавычки не ставятся.)
5. Выделите грамматические основы в предложениях последнего абзаца.
6. Найдите слова:
1) с орфограммой-согласной в корне и объясните выбор орфограммы;
2) с безударной гласной в корне, проверяемой ударением (6—7 слов); подберите к ним проверочные и однокорен-ные слова; подберите 4—5 однокоренных слов к существительному даль;
3) с чередующейся гласной в корне, укажите условия ее выбора; назовите корни, в которых происходит чередование е//и, а//о; подберите и запишите по 2—3 примера на каждый случай, объяснив графически выбор гласной; назовите другие виды орфограмм-гласных в корне; приведите примеры;
4) однокоренные к глаголу дарит (дарование); подберите еще 3—4 однокоренных слова различных частей речи;
5) с нулевым окончанием. На что оно указывает?
(Например: дорожил — указывает на то, что глагол в
прошедшем времени стоит в единственном числе, мужском роде.)
Без окончания (например: прочитав, позднее).
Можно ли определить лицо глаголов помочь, дорожил? Почему?
(Неопределенная форма и форма прошедшего времени не имеют личных окончаний.)
7. Назовите первую букву и первый звук слова его (буква е, звук [Г]1).
8. Разберите по составу слова соединиться, словесность
(слов -ее-ность\ |). Запишите 2—3 примера слов с суффиксом -ее-. (Чудеса, небесный, телесный и пр.)
Важно научить школьников анализу слова по составу: соединиться — глагол (определение части речи разбираемого слова обязательно!); окончание -ть указывает на то, что он стоит в начальной (неопределенной) форме; остальная часть слова — основа; неизменяемая приставка со-, такая же приставка в словах сотворить, согреть, содействовать и пр.; корень -един-, такой же корень в словах единство, единение, объединиться и др.; -и- — глагольный суффикс (строить, говорить, спорить и др.); -ся — суффикс возвратности (умываться, любоваться и пр.).
1 Рекомендуем систематически включать в уроки элементы фонетического разбора.
13
Такой разбор (мы бы его назвали комплексным) помогает формированию умения подходить к морфемному анализу слова неформально, показывает, умеет ли школьник устанавливать языковые связи, обобщать языковые явления, повышает орфографическую грамотность, расширяет словарный запас учащихся.
Домашнее задание: упр. 2, 4, 5, 9.
УРОКИ 3—4. ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ!* (правописание омонимичных частей речи)1
При повторении орфографии целесообразны объединение тем в блоки, отработка алгоритмов. (См.: Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе.— М., 2004.) Работа на уроках строится следующим образом: повторяются правила и способы их применения; на доске и в разделе ученического словаря «Таблицы обобщающего характера» вычерчиваются таблицы (схемы), если они не были записаны в предшествующие годы обучения (см. «Уроки… в 7 классе»), примеры с объяснением записываются в тетрадях.
I. Работа с таблицами.
1. Различайте наречия, существительные, прилагательные, местоимения!
Приемы- помощник и.
1) Определите, есть ли зависимое слово.
(Наречие не имеет при себе зависимых слов, существительное имеет при себе зависимое слово (другое существительное или прилагательное).)
Наречие
виднелся (где?) вдали
нырнуть (куда?) вглубь
подумай (когда?) сначала
сущ. чего?
X
}
виднелся (где?) в дали моря
какой?
X }
виднелся (где?) в дали голубой
чего? X }
нырнуть (куда?) в глубь реки
чего?
X }
с начала зимы
1 Уроки, отмеченные *, даются за счет уроков повторения в конце учебного года.
14
По аналогии: Наречие
светит (как?) по-весеннему
тратить время (как?) впустую
какому? прил.
Г
х
по весеннему небу
к а к у ю? прил.
f X
вошел в пустую комнату
какому? мест.
f X
потому (почему?) шли по тому мосту и не пришел
2) Наречие всегда можно заменить другим наречием; существительное, прилагательное, местоимение — той же частью речи: впустую (зря), с начала зимы (с конца зимы ).
3) Поставьте словосочетание в начальную форму. Если это существительное, то в начальной форме предлога не будет: в дали голубой — голубая даль.
Наречие
вначале подумай сперва подумай
Имя существительное
х ^
в начале (чего?) урока в (самом) начале урока в конце урока начало урока
2. Отличайте союзы от других частей речи!
Чтобы (союз) Союз всегда пишется слитно.
Я хочу, чтобы ты дал мне совет.
Я зашел, чтобы обсудить с тобой эту проблему.
1) Бы нельзя опустить или переставить в другую часть предложения.
Что бы (местоимение с частицей)
Я спросил, что бы мне почитать об этом. Я хочу знать, что бы ты мне посоветовала.
1) Вы можно опустить или переставить в другую часть предложения:
Я спросил, что прочитать об этом. Я хочу знать, что ты мне посоветовала бы.
15
Продолжение
2) Союз чтобы можно заменить синонимичными составными союзами: чтобы = для того чтобы чтобы = с тем чтобы Какой сделать подарок, чтобы порадовать его?
Тоже, также (союзы) (тоже = также = и)
1) Же в союзах нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения.
2) Тоже, также (как служебные части речи) не отвечают на вопросы, не являются членами предложения.
Ср.: Я тоже это прочитал. Я также это прочитал. И я это прочитал.
2) Что можно наполнить содержанием, заменить существительным:
Что прочитать? Книгу, газету, журнал.
Я не знаю, что бы ему подарить. Что? Книгу, мар ки, кассету.
То же (местоимение с частицей)
Так же (наречие с частицей)
1) Же можно опустить без искажения смысла предложения.
2) И местоимение, и наречие отвечают на вопросы, являются членами предложения.
3) Местоимение то может быть либо определением, либо дополнением, а наречие — обстоятельством.
4) Наречие так обычно сопровождается сравнительным оборотом с союзом как, отвечает на вопросы как? каким образом?
5) Местоимение то может указывать на какой-либо предмет, о котором можно спросить что именно?
Он требовал то же (что именно?), что и вы.
6) Местоимение то можно заменить другим местоимением, в нем легко изменить род, число.
Во всем городе не было людей, настроенных (как?) так (же) спокойно и в то (какое?) (же) время тор-
16
Продолжение
Зато (союз) Зато — но
Встретиться не удавалось, (= но) зато письма писали часто.
Потому (союз) Оттого (союз) (потому = оттого)
(связывают части сложного предложения)
Мне грустно, потому что весело тебе.
жественно, как эти двое (то самое время; в те времена).
Обратите внимание на
правописание сочетаний: то же…, что; то же самое; одно и то же; точно так же, как…; все так же, как.
За то (местоимение с предлогом)
Не берись (за что?) за то, что тебе не по силам.
За то (какое?) время, что я отсутствовал, здесь многое изменилось.
(Местоимение то легко заменить существительным или прилагательным: не берись за трудное дело; за короткое время.)
По тому (местоимение с предлогом)
От того (местоимение с предлогом)
Вы не должны судить
доп.
меня по тому, что я делаю (по делам).
Лодка оттолкнулась от
опр.
того берега (от другого берега).
3. Различайте предлоги и омонимичные части речи!
Предлоги
В течение всего года он усердно занимался.
Сочетания с предлогами в течение, в продолжение имеют значение времени, отвечают на вопросы когда? как долго?
Имена существительные
В течении реки много поворотов.
Рассуждаем так:
1) Начальная форма — течение (реки).
2) Вопросы: смысловой — где? падежный — в чем?
17
Продолжение
Ремонтировали дом в продолжение месяца (= в течение месяца ).
В заключение (= под конец ) статьи были подведены итоги.
(в заключение = под конец, в итоге)
Вследствие (= ввиду) засухи река обмелела.
(вследствие, ввиду = из-за, по причине)
Сочетания с предлогами вследствие, ввиду указывают на причину, отвечают на вопросы почему? по какой причине?
Предлоги Несмотря (на) Пошли в поход, несмотря на непогоду.
(Можно заменить «вопреки чему-то», имеет значение уступки — «хотя была непогода».)
3) Можно вставить прилагательное в (нижнем) течении реки.
Следовательно, это имя существительное на -ие, в предложном падеже окончание -и.
В продолжении (где? в чем? — пр. пад.) романа встретились старые герои.
В продолжение (куда? во что? — вин. пад.) введены новые герои.
Декабристы находились в заключении в Петропавловской крепости
(заключение — осуждение; в длительном заключении).
В следствие по делу о хищении вкралась ошибка.
(Начальная форма — следствие (по делу) — сущ. на -ие; куда? во что? — вин. пад.; окончание -е).
В следствии (сущ. на -ие; где? в чем? — пр. пад.; окончание -и) по делу выяснилось много новых фактов.
Деепричастия Не смотря
Шел, не смотря себе под ноги.
(Обозначает добавочное к основному глаголу действие — «шел и не смотрел»; можно заменить деепричастием не глядя; относится к глаголу, отвечает на вопросы как? что делая?)
Запомните: предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют постановки существительного в дательном падеже:
18
согласно (чему?) приказу благодаря (чему?) обстоятельствам вопреки (чему?) прогнозу
II. Тренировочные упражнения (по выбору учителя).
1. Запись с объяснением.
Он тоже человек талантливый; о нем можно сказать то же самое; все были заинтересованы в продолжении рассказа; вследствие сильного снегопада; перевести на счет школы; идти по прежнему пути; думать по-прежнему; поговорить насчет экскурсии; в продолжении романа известного писателя; иметь в виду эти обстоятельства; дорого, зато красиво; забежать за то дерево; не видеться в течение года; сначала все продумай; с начала лета; говорить одно и то же; впоследствии принять участие в следствии.
2. Материал для предупредительных диктантов.
1. 1) Предлоги в течение, в продолжение пишутся в два слова и имеют на конце е. 2) В дали моря белеет парус. 3) От того, кто не мил, и подарок постыл. (Поел.) 4) Автобус задержался, оттого Митя и опоздал на лекцию. 5) Разговор отложили на конец недели. 6) Наконец тронулись в путь. 7) По прежнему пути возвращаться не хотелось. 8) Тебе не надоело говорить одно и то же?
9) Что бы ни случилось, надо, чтобы все оставались спокойны.
10) Это надо было сделать во что бы то ни стало. 11) В лесу по-прежнему было тихо. 12) К решению этого вопроса можно подойти по-разному. 13) Впоследствии он вспомнил об этом во время дальнего похода.
2. В течение многих тысячелетий меняется форма земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии могла образоваться суша. С реками и озерами происходит то же самое. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины, в которые попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с огромной силой разрывает даже камни.
Растения и животные тоже играют важную роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая в течение какого-то времени разъедает камень. Если в трещину попадает семя, оно прорастает и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание.
(Н. Ефимова.)
3. Записать пары словосочетаний с данными словами.
На верх — наверх, в даль — вдаль, на встречу — навстречу, вначале — в начале, по-летнему — по летнему, по-новому — по новому, потому — по тому, не смотря — несмотря, чтобы — что бы.
19

Предложения интернет-магазинов