Аспекты преподавания русского языка в современной школе. Нелина Г.А.

Методические рекомендации содержат материалы относительно заданий, которые стоят перед учителем русского языка и литературы современной школы в условиях поликультурности и билингвизма, принципов изучения русского языка как учебного предмета, особенностей регионального аспекта школьного филологического образования, работы с одаренными детьми, развития языковых компетенций учеников.
Рассматриваются вопросы методики проведения современного урока.
Предлагаются материалы передового педагогического опыта лучших учителей области.

Аспекты преподавания русского языка в современной школе. Нелина Г.А.

Текст из учебника

СОДЕРЖАНИЕ
Государственные приоритеты в преподавании
русского языка в Украине…………………………………………4
Нормативные источники преподавания русского языка………….5
Региональный аспект школьного
филологического образования………………………………..8
Об итогах Всеукраинской олимпиады по русскому
языку и литературе………………………………………………..12
Принципы изучения русского языка как учебного
предмета……………………………………………………………14
Формирование умений и навыков аудирования как
одно из важнейших направлений изучения курса русского
языка в школе………………………………………………………20
Развитие речевых компетенций учащихся………………………..25
Формирование языковых понятий на уроках…………………….27
Как сделать урок русского языка интересным…………………….33
Передовой педагогический опыт учителей области……………..41
Адреса передового педагогического опыта……………………….74
3
Программа для 11 класса представляет собою объединенный вариант программ для 11-12 классов.
Существует проблема несоответствия учебников современному направлению модернизации содержания образования: они не все построены на основе коммуникативно-деятельностного подхода в овладении языком; не носят антропоцентрический характер, когда ученик и его возрастные приоритеты находятся в центре внимания; не включают вербальные (коммуникативные задачи) и невербальные (схемы, таблицы) компоненты, что, соответственно, не стимулирует речемыслительную деятельность на русском языке; не предполагают интерактивный режим диалога с соучениками, учителем, героями книг.
Особенностью учебников по русскому языку для украинских школ должна быть ориентация на формирование и развитие двуязычия. Эта идея должна находить отражение как в отборе языкового материала для занятий, так и в характере его подачи на уроке. Поэтому учителем должна проводиться предварительная работа по отбору лексико-грамматического материала с учетом его совпадения в двух языках. Отбор учебного материала в соответствии с разработанными принципами позволяет, с одной стороны, преодолеть интерференцию родного украинского языка при изучении русского, а с другой стороны, использовать положительный перенос из родного языка на изучаемый, что облегчает овладение русским языком и одновременно углубляет знание украинского языка.
Учебники по русскому языку для школ Украины не всегда реализуют основные принципы, значимые для изучающих русский язык как неродной: доступность, актуальность, повторяемость материала, его эмоциональное восприятие, занимательность, проблемность в постановке учебной задачи.
7
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ШКОЛЬНОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Региональный аспект обучения русскому языку и литературе в школах Украины позволяет:
— воспитать у школьников любовь к родному краю;
— расширить знания, кругозор детей информацией об истории региона, его культуре, литературе (в данном случае — русскоязычной);
— учитывая специфику языковой среды, сформировать навыки грамотного, полноценного владения русским языком во всех видах речевой деятельности, в разных сферах коммуникации.
Николаевская область — это достаточно большой регион, который по численности населения и территории является одним из наиболее значительных в Украине. Николаевская область как геополитическая и социокультурная часть Украины характеризуется проживанием в ней большого количества этносов, значительную часть которых (14,1%) представляют россияне, и, по сути, представляет яркую мозаическую картину взаимодействия разных национальных культур.
Николаевский областной совет принял решение «Об утверждении Программы развития и использования русского языка в Николаевской области на 2009-2012 годы.
Данная программа предусматривает ряд утвержденных мероприятий: исследование и мониторинг на региональном уровне влияния средств массовой информации на сосотояние русскоязычной среды; использование русского языка в общеобразовательных школах; проведение научно-практических коференций по проблемам преподавания русского языка; проведение областных недель российской книги; торжественное празднование соответственных дат; обеспечение обновления и модернизации учебно-
8
методической и дидактической базы учебных заведений для изучения русского языка и литературы; обеспечение повышения квалификации учителей русского языка и литературы; проведение конкурсов и олимпиад по русскому языку и литературе; поддержка, открытие соответствующих факультативов в общеобразовательных школах.
В области функционируют 16 школ с русским языком обучения, в 35 учебных заведениях г. Николаева русский язык изучается как предмет.
За счет резервных часов, уроков внеклассного чтения, внеклассной работы словесники Николаевщины приобщают школьников к литературному краеведению, рассматривая его как важную составляющую гражданского патриотического воспитания.
Наиболее активно проводится краеведческая работа, связанная с литературной и творческой деятельностью русскоязычных деятелей искусства в общеобразовательной школе I-III ступени №19 (директор Ильин А.А.), общеобразовательной школе I-III ступени №45 (директор Целищев С.А.). В общеобразовательной школе №19 работает единственный в области профильный класс (предмет читает учтель-методист, старший учитель Фролова О.Н.)
Перед учителями русского языка стоит задача обучать школьников не суржику, не усреднено-обедненному варианту языка, а полноценной русской речи. Для этого необходимо учитывать современное состояние русского языка, сложившееся в регионе. Наиболее распространенные типичные отклонения от норм современного русского литературного языка обусловлены, прежде всего, интерферирующим влиянием украинского языка, сильным воздействием просторечия.
Поэтому учителям необходимы дополнительные дидактические материалы и система заданий, которые в
9
качестве своеобразного приложения к учебнику обеспечат усвоение нормативной речи.
Региональный аспект школьного лингвистического образования предполагает и привлечение на урок современного языкового материала краеведческого характера: текстов местных СМИ, рекламы, названий кафе, магазинов, продуктов и т.п.
Представляется важным включение в учебный процесс текстов региональной тематики, специально подобранных (адаптированных или созданных учителем), отражающих особенности региона — области, города, села, поселка.
Тематическую направленность региональных текстов условно можно квалифицировать следующим образом:
— история села, города, поселка, улицы;
— история завода, фабрики, школы, театра, музея, здания;
— исторически значимые персоналии;
— история топонимов;
— памятники, обелиски, памятные места;
— выдающиеся земляки;
— деятели искусства, отразившие в своих произведениях Николаевский регион;
— воспоминания выдающихся земляков о прошлом региона, их взгляд на его настоящее и будущее;
— многонациональность как исторически сложившаяся как исторически сложившаяся уникальная особенность Николаевской области;
— традиционные народные промыслы и ремесла нашего края;
— особенности речевого поведения земляков.
В общеобразовательных учебных заведениях Николаевской области работают 192 учителя русского языка и литературы. Из них — 85 учителей высшей категории, 67 учителей 1 категории, 23 старших учителя, 7 учителей-методистов.
10
ОБ ИТОГАХ ВСЕУКРАИНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
В соответствии с приказом Министерства образования науки, молодёжи и спорта Украины и Национальной Академии педагогических наук Украины 3213/26 от 04.-3. 2011 «О проведение IV этапа Всеукраинских ученических олимпиад и финального этапа турниров у 2010/2011учебном году» IV етап Всеукраинских ученических олимпиад по русскому языку и литературе проходил с 27 марта по 1 апреля 2011 года.
Главная цель олимпиады — поиск, поддержка, развитие творческого потенциала одаренной молодежи. IV этап Всеукраинской олимпиады по русскому языку и литературе впервые проводился после 20-летнего перерва.
В III ( областном) этапе Всеукраинской олимпиады по русскому языку приняли участие 42 школьника из 11 районов и пяти городов Николаевской области.
В IV этапе Всеукраинской олимпиады участники от Николаевской области заняли 2-е (Бибик Юрий, ученик 11 класса Николаевской гимназии №2, учитель Ирклий Е.Ю. )и 3-е (Поддубняк Дарья, ученица 10 класса оош №19, учитель Фролова О.Н.) места. Основную трудность для детей составило решение олимпиадных задач по русской литературе, поскольку этого предмета в школьных программах не существует.
Итоги олимпиады свидетельствуют о возрождении интереса к русскому языку и литературе и необходимости поиска новых подходов к подготовке одаренных детей -потенциальных участников олимпиады
Язык — одно из самых сложных явлений в жизни человеческого общества и задача творческого учителя помочь школьникам проникнуть в его тайны, постичь законы его развития, усвоить нормы, осознать его богатство, красоту и неповторимость и подготовить учащихся к лингвистическим олимпиадам, творческим конкурсам, соревнованиям. Нет сухих, скучных правил, есть только жизнь языка, его законы,
12

Предложения интернет-магазинов