Русский Язык. Учебник-практикум для старших классов. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.

Учебник-практикум содержит не только теоретические сведения, но и систему практических заданий на основе текста, что создает условия для реализации взаимосвязи уроков русского языка и литературы. Учебник предназначен для уроков русского языка в старших классах общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, для факультативных занятий, а также для самостоятельной работы старшеклассников при подготовке к экзаменам выпускным и вступительным. Учебник входит в учебно-методический комплект, включающий программу, методические рекомендации, дидактические материалы.

Русский Язык. Учебник-практикум для старших классов.

Текст из учебника

О РУССКОМ ЯЗЫКЕ, О РУССКОЙ РЕЧИ
ЯЗЫК И РЕЧЬ. ТИПЫ РЕЧИ. СТИЛИ РЕЧИ
— Прочитайте «ключевые понятия». Вспомните, что вы уже знаете об этом из курса русского языка в 5—9 классах.
О чем у вас недостаточно прежних знаний, полученных в 5—9 классах? Используйте первое ключевое понятие «русский язык как часть национальной культуры русского народа» в качестве темы для монологического высказывания.
В чем необычность этого «словарика понятий»?
Ключевые понятия
русский язык как часть национальной культуры русского народа
русский язык и русская литература
эстетическая функция русского языка
русский литературный язык языковая норма
культура речи качества хорошей речи словари
типы речи (повествование, описание, рассуждение) стили речи (разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный)
2. Подготовьтесь к урокам-семинарам на тему «Язык и речь. Русский язык и русская литература». Выберите тему своего сообщения:
1. Значение языка в жизни общества.
2. Русский язык в современном мире.
3. Богатство и выразительность русского языка.
4. Речь как форма существования (функционирования) языка. Качества хооошей речи.
5. Типы речи.
6. Стили речи.
7. Художественный текст как вершина речевой культуры.
8. Словари — наши друзья и помощники.
9. Словари как отражение истории и культуры русского народа.
7
Перед вами отрывки из книги Ф.М. Достоевского «Дневник писателя», .пробуйте прочитать их медленно, ведя диалог с текстом (в тех мес-п к, которые отмечены знаком //, сделайте паузу, попробуйте предугадать последующую часть текста — и только потом прочитайте, как у автора).
…Что такое язык… для чего дано слово?//
Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли… Отсюда ясно1, что, чем богаче3 тот материал, те формы для мысли, которые3 я усваиваю себе для их выражения, тем буду я счастливее в жизни, отчетнее и для себя и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом — и, уж конечно, тем буду умнее. <…> Понятно, что, чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче3 выразим на нем нашу мысль.4 <…>
Великий Пушкин, по собственному своему признанию, тоже принужден был перевоспитать себя и обучался и языку, и духу народному, между прочим, у няни своей Арины Родионовны. Выражение «обучиться языку» особенно идет к нам, русским…
Чтобы усвоить русский язык, надо <…> уже в школе непременно//
заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен — из летописей, из былин и даже с церковнославянского языка, — и именно наизусть, невзирая даже на ретроградство заучивания наизусть.
(Ф. Достоевский)
1. Подготовьтесь к пересказу.
ч . hi грам- !ншчсск1ге сноны.
Достоевский считает, что, чем лучше чечовек знает родной язык, тем он будет счастливее, «крепче и спокойнее духом» и, конечно, умнее.
Как вы думаете, почему слово счастливее выделено особо?
3. Запишите ответ на вопрос: «Какой совет дает Достоевский тем, кто хочет хорошо усвоить русский язык?»
По мнению Достоевского, для того чтобы…
8
. Запишите стихотворение А. Ахматовой, подчеркните грамматические
основы предложений.
Ржавеет золото, и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле — печаль И долговечней — царственное слово.
1. Какое слово является в тексте ключевым? Вспомните строки из других стихотворений Ахматовой, в которых ключевым является это же слово.
2. Какие контекстуальные синонимы и антонимы употребляются в этом тексте? Как внимание к этим словам помогает определить тему, главную мысль текста?
3. Выучите стихотворение наизусть, подготовьтесь к выразительном) чтению (см. Памятку, с. 1ft с ^08) и письму по памяти
4. К сочинениям на какие темы строки А. Ахматовой можно использовать в качестве эпиграфа?
• Для самопроверки
Существительное слово является ключевым, например, в таких отрывках:
1) …И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово…
2) Шиповник так благоухал,
Что даже превратился в слово…
3) О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал — истратил слишком много.
Как вы понимаете слова Ф.М. Достоевского: «…Язык — народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая, глубокая мысль!»?
1. Приведите строки Пушкина, в которых слово язык употребляется как синоним к существительному народ.
2. Ппоизведите синтаксический разбор предложения.
3. Запишите высказывание Достоелского, используя различные способы цитирования.
4. Напишите небольшой текст-рассуждение, выразив свое понимание того, о чем пишет Достоевский.
5. Обратившись к словарям, подберите синонимы к разным значениям многозначного слова язык и слов-омонимов язык2, язык?.
6. Запишите несколько фразеологизмов со словом язык, придумайте с ними предложения.
9
При подготовке к выразительному чтению определите, где нужны логические ударения, паузы — короткие и более продолжи; тельные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности. Выразительное чтение — тест на понимание текста.
■ГГ Определите тему, основные мысли текста.
Можно сказать, что вся жизнь языка и обращение с ним (языковая практика) есть непрерывное создание и поиски более близких к истине выражений мысли, чувства, переживания. Что из того, что это трудно достижимо! Главное здесь, что движение это бесконечно2 и беспредельно. Не в этом ли причина развития языка, параллельная развитию человечества? Достоевский устами5 Версилова в «Подростке» высказал очень важное суждение: «А, и ты иногда страдаешь, что мысль не пошла в слова! Это благородное5 страдание, мой друг,7 и дается лишь избранным; дурак всегда доволен тем, что сказал». Сказано, как это часто бывает у Достоевского, резко, но справедливо и очень емко. О чем здесь говорится? О том, что мысль крепко-накрепко связана со словом, что выразить ее в слове — дело нелегкое, требующее усилий, мучительных поисков наилучшего выражения.
Мысль (чувство, переживание) может «пойти в слова» лишь в том случае, если человек обладает культурой словесного выражения, культурой речевого общения и,7 разумеется, культурой мысли.
(Г.В. Степанов)
1. Докажите, что это текст.
2. Какие особенности публицистического стиля использованы автором? С какой целью?
3. Что такое культура речевого общения?
4. Составьте схемы сложноподчиненных предложений.
5. Запишите предложение с прямой речью, объясните знаки препинания. Какова роль цитирования в этом тексте? Можно ли в данном случае заменить прямую речь косвенной?
6. Словарный диктант.
Языковая практика, непрерывное создание, трудно достижимо, бесконечное и беспредельное движение; развитие языка, па-
жизнь языка культура словесного выражения
10
раллельное развитию человечества; благородное страдание; мысль, крепко-накрепко связанная со словом; мучительные поиски наилучшего выражения; культура словесного выражения: культура речевого общения; выражение мысли, чувства, переживания; «муки слова».
7. Подготовьтесь к пересказу (устному или письменному) текста. Используйте словарный диктант и составленные вами схемы предложений в качестве опорного материала.
-ТГ Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложений.
…«Муки слова» — это не столько трудности поиска, сколько трудности выбора (отбора) из того, что есть в языке, для точного, меткого5 и выразительного воплощения обуреваемых мыслей и переживаемых чувств.4
А в языке нашем есть действительно все1. Как заметил А.И. Герцен в «Былом и думах», главная особенность русского языка
« иЧ
«состоит в чрезвычайной легкости, с которой13 все выражается в нем — отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня» (выражение А.С. Пушкина), крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть».
Русская художественная литература, как и литература любого народа, — это вершина национального языка, его расцвет2, его наиболее полное и яркое воплощение. Это — драгоценнейшее3 языковое, интеллектуальное и эстетическое наследие, данное нам всем во владение. Давайте же учиться беречь это наследие, использовать его рачительно и умело.
(Л.И. Скворцов)
1. Определите стиль текста, аргументируйте свое мнение.
2. Объясните значение слов обуревать, интеллектуальный, эстетический.
3. В каком значении употребляется в высказывании Герцена прилагательное лирический (лирические чувствования)?
4. Сравните слова-паронимы наследие и наследство. Запишите толкование слова наследие.
5. Подберите синонимы к наречию рачительно.
6. Замените в предпоследнем предложении причастный оборот синонимичной конструкцией.
7. Составьте схему первого предложения.
языковое наследие интеллектуальный эстетический
11
8. Объясните орфограммы и пунктограммы. Почему тире в высказывании Герцена мы можем считать авторским знаком?
9. Выберите и выполните одно из заданий:
— перескажите текст, стараясь сохранить особенности стиля;
— подтвердите конкретными примерами справедливость слов Герцена;
— ответьте письменно на вопрос «Что такое муки слова?»;
* — напишите сочинение на тему «Художественная литература — это вершина национального языка».
Обуреьать, 1 и 2 л. не употр. …кого (что) (высок.). Охватывать с большой силой (о мыслях, чувствах). Обуревают сомнения. Человек обуреваем страстями.
Наел, дие, -я, ср. (книжн.). Явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников. Идейное наследие. Наследие прошлого.
Заботливо, внимательно, любовно, бережно, бережливо (устар.), рачительно (устар. книжн.).
Л1 8. Прочитайте отрывок из словарной статьи «Словаря-справочника лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой. Какие особенности текста научного стиля можно отметить в этой словарной статье?
Паронимы (от греч. Рага — возле + опуша — имя). Однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении… Драматический — драматичный; значение — значимость; интеллигентный — интеллигентский; оплатить — уплатить; освоить — усвоить; пометы — пометки; проблемный — проблематический — проблематичный; романический — романтический — романтичный; стилевой — стилистический; существо — сущность.
1. Запишите предложение, заменяя обособленные определения придаточным определительным: Паронимы — это…
2. Придумайте несколько предложений со словами-паронимами, данными в словарной статье.
3. Приведите свои примеры паронимов.
ЛТ 9. Запишите отрывок из книги современного ученого-филочога А.И. Горшкова «Всё богатство, сила и гибкость нашего языка». Подчеркните грамматические основы предложений.
Литература немыслима вне языка. Говорить о писателе, о его произведениях и не сказать, как он владел словом, как использо-
12
вал возможности языка, — все равно что оценивать, скажем, певца только по его репертуару, ничего не говоря о его голосе, о мастерстве исполнения. Если мы не отнесемся со вниманием и пониманием к языку, то не только не почувствуем эстетических достоинств, но и не поймем глубоко и всесторонне содержание литературного произведения. Литература — искусство изображения словом. Поэтому Гоголь, говоря о Пушкине как о национальном русском поэте, особо подчеркнул, что он более и далее всех раздвинул границы русскому языку и показал все его пространство.
Крупнейшие наши писатели из всех заслуг Пушкина перед Россией, перед русским народом выделяли преобразование русского литературного языка. И. С. Тургенев в речи по поводу открытия памятника Пушкину говорил: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением. <…> Русское творчество и русская восприимчивость стройно слились в этом великолепном языке, и Пушкин сам был великолепный русский художник. Именно: русский! Самая сущность, все свойства его поэзии совпадают со свойствами, сущностью нашего народа».
Связь языка с национальным характером, с национальным самосознанием5 и его выражением в литературе была очевидной истиной для всех русских писателей. И.А. Гончаров в одном из писем, рассуждая о том, что все нации должны внести в общую человеческую сокровищницу5 все лучшее, что у них есть, заметил: «А для этого нужно русскому — быть русским, а связывает нас со своею нацией, больше всего, язык».
В творчестве Пушкина русский язык воплотился столь полно и совершенно, что само представление о русском языке стало неотделимым от представления о языке произведений великого писателя. А.Н. Толстой сказал: «Русский язык — это прежде всего Пушкин».
1. Определите тему, основную мысль текста. Составьте его план.
2. Какую роль в тексте выполняет цитирование? Перескажите высказывания И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Толстого, используя предложения с косвенной речью. Составьте схемы этих предложений.
* 3. Попробуйте объяснить, почему в этом тексте так много сложных предложений. Можно ли было высказать мысли, содержащиеся в этом от-
национальный национальный национальное
язык характер самосознание
13
рывке, используя только простые предложения? Найдите в тексте примеры сложноподчиненных предложений, в которых придаточное предложение поясняет: 1) одно слово (один член главного предложения), 2) все главное предложение.
4. Объясните знаки препинания в предложении «И.А. Гончаров в одном из писем…». В каком случае что является союзом, а в каком — союзным словом? Подчеркните указательное слово как член предложения. Какова роль указательного слова?
5. Подготовьтесь к пересказу текста (или к изложению). Проанализируйте внимательно орфограммы, знаки препинания, обратите внимание на глаголы, которые используются в предложениях с прямой и косвенной речью: говорил, подчеркнул, сказал, заметил. Какие еще глаголы вы можете употребить в своем изложении при цитировании?
6. Готовясь к изложению, напишите словарный диктан
Эстетические достоинства, великолепный язык, русская восприимчивость, национальное самосознание, очевидная истина, владеть словом, мастерство исполнения, понять глубоко и всесторонне; идти по пути, проложенному его гением; репертуар, искусство, неотделим, немыслим, сокровищница.
10. Прочитайте отрывки из беседы поэта Беллы Ахмадулиной с корреспондентом журнала «Юность» (май 1999 г.). Попробуйте сформулировать вопросы, ответы на которые даны ниже.
…Для меня Пушкин всегда как реальное лицо, как соучастник моей жизни. Это жизнь!.. Пушкин присутствует — и присутствие6 Пушкина столь утешительно. Всякий раз так опечалишься6 в день его смерти, а потом ждать, надеяться баться в день его рождения.
и возликовать-^, и улы
Единственное мне принадлежащее сокровище — это русская речь. Это русский язык1. Лишь этим определяется принадлежность человека к определенному месту земли, которое3 он величает5 Родиной. Я русская, хотя во мне разные крови присутствуют. <…> Я родилась в Москве и с ней не расторжима. Без Питера совершенно не могу обходиться. Я — москвичка, горожанка, но меня всегда влекло к деревне. Близость к деревне очень утешительна2, особенно в северных2 местах. Вологда, Ферапонтово… Вид и говор тех мест родимы моим зрению и слуху. Я слушала, слушала, как говорят те бабушки, которые чудом дожили до наших дней.
Все это в мои зрелые лета, как в младенчестве, вскармливало мою речь, хотя я никогда не пыталась воспроизводить речь воло-
14
годскую, подлежа ее воздействию. Это было счастливое1 состояние слуха.
К сожалению,7 лично не знала Рубцова, имея много возможностей с ним познакомиться… У Рубцова был редкостный по чистоте талант. Близкие мне люди были дружны с Рубцовым: Андрей Битов, человек другого художественного склада, очень давно и проницательно стал понимать и ценить драгоценный дар Рубцова.
Может быть, лучшее, что от меня останется, — это письма читателей. Есть великие письма, которые смогут изменить мнение о наших современниках и соотечественниках в лучшую сторону. Задумаешься6: откуда в разрушенной, обездоленной, несчастной глуши у человека такое стремление к свету?
(Б. Ахмадулина)
1. Какие особенности разговорного стиля мы видим в этом тексте? В чем проявляется индивидуальный стиль автора?
2. Запишите второй и третий абзацы, в которых дается ответ на вопрос: «Что же для вас Россия?» Подчеркните грамматические основы предложений.
3. Найдите односоставные предложения, укажите их тип и роль в тексте.
4. Составьте схемы сложных предложений.
5. Произведите синтаксический разбор одного из сложноподчиненных предложений.
6. Какими словами из текста можно проиллюстрировать правописание приставок? Выпишите существительные с приставкой со-, каковы значения этой приставки?
7. Объясните знаки препинания.
8. Выберите из текста материал для словарного диктанта (слова и словосочетания).
11. Прочитайте отрывок из книги, которая описывает возможности компьютера и учит им пользоваться. Докажите, что это текст научного стиля.
Слово компьютер означает «вычислитель», т.е. устройство для вычислений. Это связано с тем, что первые компьютеры создавались как устройства для вычислений, грубо говоря, как усовершенствованные, автоматические арифмометры.

Предложения интернет-магазинов