Русский язык. Экспресс-тесты. 11 класс. Скрипка Е.Н.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). В пособии даны 30 экспресс-тестов с наиболее трудными заданиями: это задания по орфоэпии, орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису, пунктуации, а также задания на исправление речевых и грамматических ошибок. Выполнение каждого теста займёт на уроке не более 10-15 минут. Такое систематическое повторение одних и тех же тем позволит не только их отработать, но и поддерживать теоретические знания и практические навыки в активном состоянии, что даст на экзамене хорошие результаты.

Русский язык. Экспресс-тесты. 11 класс.

Текст из учебника

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие…………………………………………………………….4
Вариант 1………………………………………………………………..5
Вариант 2……………………………………………………………….. 7
Вариант 3………………………………………………………………..9
Вариант 4……………………………………………………………….11
Вариант 5……………………………………………………………….13
Вариант 6……………………………………………………………….15
Вариант 7……………………………………………………………….17
Вариант 8……………………………………………………………….19
Вариант 9……………………………………………………………….21
Вариант 10 ……………………………………………………………..23
Вариант 11 ……………………………………………………………..25
Вариант 12 ……………………………………………………………..27
Вариант 13 ……………………………………………………………..29
Вариант 14 ……………………………………………………………..31
Вариант 15 ……………………………………………………………..33
Вариант 16 ……………………………………………………………..35
Вариант 17 ……………………………………………………………..37
Вариант 18 ……………………………………………………………..39
Вариант 19 ……………………………………………………………..41
Вариант 20 ……………………………………………………………..43
Вариант 21 ……………………………………………………………..45
Вариант 22 ……………………………………………………………..47
Вариант 23 ……………………………………………………………..49
Вариант 24 ……………………………………………………………..51
Вариант 25 ……………………………………………………………..53
Вариант 26 ……………………………………………………………..55
Вариант 27 ……………………………………………………………..57
Вариант 28 ……………………………………………………………..59
Вариант 29 ……………………………………………………………..61
Вариант 30 ……………………………………………………………..64
Ответы…………………………………………………………………..67
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Среди заданий, включённых в ЕГЭ по русскому языку, выделяются те, в которых выпускники традиционно делают больше всего ошибок. Это задания, связанные с применением теоретических знаний: определением способа образования слов, определением вида связи слов в словосочетании, определением типа придаточных, определением слова как части речи. Чтобы выполнение этих заданий учащимися было осознанным, требуется достаточно много времени и дидактического материала. Предлагаемое пособие поможет организовать работу таким образом, чтобы она занимала не очень много времени, но была результативной.
Пособие состоит из 30 экспресс-тестов, в которые включены наиболее трудные задания ЕГЭ: это задания по орфоэпии, задания на определение способа словообразования, слова как части речи, вида связи слов в словосочетании, определение типа придаточных, а также типа подчинения придаточных1. Вместе с тем в каждый вариант включено задание по орфографии (объяснить написание трудных слов) и задание, связанное с исправлением грамматических и речевых ошибок, наиболее часто встречающихся в работах выпускников.
Опираясь на собственный опыт, рекомендуем использовать пособие в течение всего учебного года (по одному варианту в неделю: выполнение каждого занимает 10-15 минут на уроке). Такое систематическое повторение одних и тех же сложных тем позволяет поддерживать теоретические знания и практические навыки в активном состоянии, что даст впоследствии хорошие результаты на экзамене.
Обращаем внимание на то, что вариантов исправления предложений с грамматическими и речевыми ошибками может быть несколько. В пособии предлагается один из возможных. При исправлении предложений оценивалась не интерпретация учащимся того или иного текста, а то, насколько правильно с точки зрения литературной нормы выражена мысль.
1 В некоторые тексты и предложения в учебных целях были внесены незначительные изменения.
4
ВАРИАНТ 1
I. Прочитайте слова:
агент свекла
жалюзи таможня
завидно черпать
партер шарфы
рвала щемит
II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:
образованный <— отбор <—
сбоку <— паровозный <—
посмотрел <— паровозоремонтный <—
III. Определите слова как части речи; у местоимений укажите разряд по значению.
Мой, по-моему, некогда, к кому-нибудь, всякий, никуда, её, некоторый, себя, некто, ваш, ниоткуда, ни от кого, кое для чего, свой, никак, по-своему, со мной, кое-какой, где-то.
IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.
мокрый снег — её адрес —
рано вечереет — смог встретиться —
зеленеет трава — прикоснувшись к рукаву —
выпал из окна — даже не похвалила —
увидел её — дерзкого мальчика —
V. Определите типы придаточных (расставьте знаки препинания).
1) В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время когда он начал писать свои первые прелестные сказки.
2) Казалось что собор выстроен не из камня а из разнообразно и бледно окрашенных воздушных масс.
3) Если бы можно было прислушаться к бормотанию незнакомца то мы бы услышали стихи.
4) Когда по каналу проходил корабль пушки стреляли холостыми зарядами.
5) Чем удивительнее явление тем труднее рассказать о нём нашими помертвелыми словами.
(По К. Паустовскому)
5
VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:
ш_л (не) спеша по моще(н,нн)ой дорожке
коротко стриже(н,нн)ые волосы
поражё(н,нн)ый увиде(н,нн)ым
(н_) чем (н_) заполне(н,нн)ый мешок
(не) проше(н,нн)ые слезы
(бело) мраморные коло(н,нн)ы
(мраморно) белый зал
(в) дребезги
в три часа (по) полудн_
девятиба(л,лл)ьный
VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.
1) Именно эту проблему затрагивает автор этого текста.
2) И действительно, у людей существует две позиции.
3) В пример можно привести…
4) Данный текст написан по Куприну.
5) Мы видим позицию автора через слова одного мужчины, пассажира трамвая.
6
ВАРИАНТ 2
I. Прочитайте слова:
алфавит мозаичный
гражданство обеспечение
ждала перезвонит
иксы сверлит
квартал торты
II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:
подбородок похвала «—
лётчик-космонавт <— исправляясь <—
потемнеть везение
III. Определите слова как части речи.
Улыбающийся, написал, делая, шедший, прибитый, спасённый, чернеется, отвечая, нарисовав, держат, расколотый, посеявший, возьми, зарвавшись, лелеемый, принёс, принеся, принёсший, будучи, принятый.
IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.
быстро бежать — бедный мышонок —
увидел в небе — смогли встретиться —
крупные камни — предложил встретиться —
пошёл дождь — куда поехать —
говорить тихо — только вместе —
V. Определите типы придаточных (расставьте знаки препинания).
1) Когда мы вернулись домой я первый с облегчением взбежал по лестнице на наш второй этаж и стал дёргать за проволоку колокольчика.
2) В ящике валялось несколько очинённых гусиных перьев какими уже со времён Гоголя никто не пользовался.
3) Кружочек солнца был такой чёткий точный вечный что не верилось в возможность его затмения.
4) Считалось что две макушки бывают только у редких счастливчиков.
5) Мама привезла меня в Екатеринослав чтобы показать своим родным.
(По В. Катаеву) 7
VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:
бри(л,лл)иант
ар(?)ергард
(на) силу (= с трудом)
она непр_ста(н,нн)о шепч_т
рвнина
пр_ободрить цкорий
пр_рекаться /
(в) последстви_ узна_ш(?)
(н_) чем (н) нарушамая тишна
VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.
1) По этой проблеме существует несколько точек зрения.
2) Автор поднимает проблему отхода книги из жизни человека на задний план.
3) Проблема загрязнения экологии сейчас стоит очень остро.
4) Автор рассказывает о встрече с молодыми людьми, не знающих ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Некрасова.
5) Автор считает, что стоит уделять как можно больше внимания к проблемам юношества.
8
ВАРИАНТ 3
I. Прочитайте слова:
балуясь лила
вероисповедание молящий
диспансер надолго
загодя обзвонит
лекторов плодоносить
II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:
исповедь <— дежурный (сущ.) <—
по-братски <— дежурный (прил.) <—
однофамилец <— секретность <—
III. Определите слова как части речи, у причастий укажите тип.
Делающий, тяжеленный, утяжелённый, назначенный, старинный, разбитый, разбитной, глубинный, углублённый, гонимый, спасённый, гуляющий, черневший, чёрный, прибывавший, зелёный, зеленеющий, взрывной, спасательный, спасшийся.
IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.
кричать громко — волосы влажны —
катилась по дороге — с глубокой грустью —
пушистый снег — ягоды шиповника —
говорил и смеялся — его история —
приближался к месту — сдвинул брови —
V. Определите типы придаточных (расставьте знаки препинания).
1) Андерсен не растерял на своём житейском пути ни доброжелательства к людям ни способности видеть поэзию всюду где она есть.
2) Критики требовали чтобы Левитан оживил пейзаж стадами гусей лошадьми фигурами пастухов и женщин.
3) Левитан думал о великолепном солнце которое рано или поздно должно было затопить Россию на его полотнах и придать каждой берёзе весомость и блеск драгоценного металла.
4) Город за ночь так густо заволакивало холодным туманом что за короткий зимний день он не успевал поредеть.
5) Мы долго смотрели на всё что открывалось вокруг.
(По К. Паустовскому)
VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:
бл_жайший
блистоящий
реч_нка
криста(л,лл)ьный криста(л,лл)ический
шипы кол тся (пол) аршина прося(н,нн)ые поля колеблмый тащ_щий
VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.
1) Проблемой данного текста является влияние музыки на людей.
2) Стоит вспомнить момент из романа И. Гончарова «Обломов».
3) Музыка имеет очень большое влияние на человека и надолго откладывается в его душе.
4) Автор считает, что музыка зовёт куда-то, заставляет что-нибудь делать.
5) В качестве примера можно привести Шерлока Холмса, героя произведений А. Конан-Дойля, который играл на скрипке для того, чтобы распутать сложное дело.
10
ВАРИАНТ 4
I. Прочитайте слова:
сироты клала
давнишний мусоропровод
углубить облегчить
банты перелила
закупорить сливовый
И. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:
серебристо-чёрный <— попрощались <—
профессиональный <— клевета <—
засветло безвоздушный <—
III. Определите слова как части речи, у местоимений укажите разряд по значению.
Каждый, относительный, другой, некоторый, объективный, никакой, чужой, ничей, иной, всякий, всемирный, меня, самый, прежний, любой, определительный, этот, сей, кое-что, собой.
IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.
зелёный лес — плавала рыба —
робко подошёл — стали тёмными —
очень тихо — плеснув хвостом —
поговори со мной — словно птица —
его визит — с опущенной головой —
V. Определите типы придаточных (расставьте знаки препинания).
1) С косогора где тёмные берёзы гнутся под порывистым ветром открывается даль глухой реки потемневшие от ненастья луга громадное облачное небо.
2) И Андерсен был счастлив так как может быть ещё никогда не был счастлив в жизни.
3) Вся серость русской природы хороша лишь потому что является тем же солнечным светом но приглушённым прошедшим через слои влажного воздуха и тонкую пелену облаков.
4) Когда пароходы надымив на весь пролив смущённо проходили сквозь строй парусников их подвергали неслыханным насмешкам.
11
5) Однажды Андерсен видел как Дюма писал свой очередной роман то громко переругиваясь с его героями то покатываясь от хохота.
(По К. Паустовскому) VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:
VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.
1 )Я хочу вспомнить роман Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
2) Внутренний мир Чичикова отличен от Манилова, Собакевича, Ноздрёва и других помещиков.
3) Чичиков являет собой многогранную натуру.
4) Гоголь в своей поэме высмеивает пороки и качества людей, которых мы до сих пор можем часто видеть в обычной жизни, несмотря на то что прошло уже почти двести лет с момента написания этого произведения.
5) Его (Акакия Акакиевича) постоянно унижают, работа практически без дохода, живёт в маленькой квартирке.
(к) низу (нар.) (из) под
(ярко) красный пол нялая рубаха (тёмно) коричневый мурвьи (на)утёк
солом нка
(мало) помалу (на) попятную
12
ВАРИАНТ 5
I. Поставьте ударения и прочитайте слова:
тотчас исключит
добралась клеить
создана облегчит
полила ободрала
отбыла приданое
II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:
прощаемый <— проткнуть <—
прохлада <— турпоход <—
прояснять <— ответственность <—
III. Определите слова как части речи, у числительных укажите тип.
Одиннадцать, десяток, пятнадцатое, однажды, двое, пятерым, впятером, тысяча один, пятёрка, тройной, одна вторая, двенадцатая, обеих, единица, утроить, трижды, троекратно, утроивший, утроение, утроив.
IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.
смотрел внимательно — листики зелени —
творческая работа — слегка покачнулась —
их мнение — как замечательны —
зашелестели листья — войти в дом —
простое правило — в длинном платье —
V. Определите типы придаточных (расставьте знаки препинания).
1) Русское лето чем ближе оно к осени тем больше бывает окрашено в спелые цвета.
2) Однажды Андерсен придумал прикрепить к мачте рыбачьей шхуны эолову арфу чтобы слушать её жалобное пение во время угрюмых северозападных ветров постоянно дующих в Дании.
3) Широко известно что есть писатели и поэты обладающие большой заражающей силой творчества.
4) Дерзость в обращении с материалами необходима всем кто работает над воплощением своих мыслей и образов.
5) Андерсен всю свою жизнь умел радоваться хотя детство его не давало для этого никаких оснований.
(По К. Паустовскому)
13
VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:
они движ_тся (на) встречу
по_чевать
(не) спеша
моще(н,нн)ая брёвнами улица он колыш тся
об_нд_вевшие пе(р,рр)и(л,лл)а (по)одиночке (по) одному кмышвый
наперс(?)ник, наперс(?)ница
VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.
1) Нужно ли руководствоваться при оценке архитектурных сооружений только материальными соображениями или следует обращать внимание и на эстетическую красоту?
2) Некоторые считают, что рутинные вещи, в первую очередь, должны быть практичны.
3) Герой рассказа Куманькова расстраивается внешнему виду современной Москвы.
4) В обратный пример можно привести современную Москву.
5) Если ты был в Риме, то будет странным не посетить Римский форум.
14
ВАРИАНТ 6
I. Прочитайте слова:
брала ободрен
включим озлобить
исстари столяр
нажита статуя
налита созыв
II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:
прекрасно*— трепет *—
околдовать«— прошлое (сущ.) «—
по-новому*— навсегда *—
III. Определите слова как части речи.
Вправо, ранний, заново, доныне, редкий, нынешний, давным-давно, редко, подолгу, прост, поздний, поздно, допоздна, тугой, досуха, изредка, сызмала, мала, сухой, надолго.
IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.
защита прав — предложил построить —
смотрю на одноклассников — вернулась в дом —
чужое мнение — в свою комнату —
читаю книгу — откуда придёшь —
цвет хаки — неужели случилось —
V. Определите типы придаточных (расставьте знаки препинания).
1) Нежданов до того углубился в свои думы что понемногу почти бессознательно начал их передавать словами.
2) Обширная и опрятная комната в которую слуга ввёл Нежданова выходила окнами в сад.
3) Весь следующий день Герасим не показывался так что вместо него за водой должен был съездить кучер Потап.
4) Мать Коли осведомилась у Нежданова не будет ли она мешать.
5) Там где солнце закатилось край неба ещё белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня.
(По И. Тургеневу)
15

Русский язык. Экспресс-тесты. 11 класс.

Предложения интернет-магазинов