Русский язык. 10 класс. Контрольные работы в новом формате. Капинос В.И., Пучкова Л.И.

Пособие предназначено для проверки и оценки подготовки учащихся 10 класса по русскому языку. В нём представлены четыре контрольно-тренировочные работы (по одной на каждую четверть) и одна итоговая — для конца года. В совокупности они охватывают весь основной материал программы. В сборнике используются и тестовые задания, формат которых приближен к измерительным материалам ГИА и ЕГЭ. Поэтому второй задачей этого пособия можно считать попутную отсроченную подготовку к государственному экзамену. Ко всем заданиям даны ответы и рекомендации по оцениванию, которые позволяют перевести набранное учащимся число баллов в школьную отметку.

Русский язык. 10 класс. Контрольные работы в новом формате.

Текст из учебника

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…4
ЧАСТЬ I. ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ……6
Контрольная работа № 1. Разделы языкознания. Понятие литературного языка. Нормы литературного языка. Единицы
языка…..6
Вариант 1…6
Вариант 2.10
Контрольная работа № 2. Лексика русского языка.
Лексические нормы. Анализ текста.14
Вариант 1…14
Вариант 2……18
Контрольная работа № 3. Морфология. Орфография.
Анализ текста…23
Вариант 1……23
Вариант 2….26
Контрольная работа № 4. Синтаксис. Пунктуация.
Информационная обработка текста….29
Вариант 1……29
Вариант 2……..33
ЧАСТЬ II. ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА…37
Вариант 1……37
Вариант 2………..41
ПРИЛОЖЕНИЯ…….45
Контролируемые знания и умения..45
Ответы. Рекомендации по оцениванию контрольных работ… 55 Комментарии к ответам (выборочные)…66
3
ЧАСТЬ I. ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Контрольная работа № 1. Разделы языкознания. Понятие литературного языка. Нормы литературного языка. Единицы языка
Вариант 1
А1
А2
A3
Укажите неверное утверждение.
1) В литературный язык не входят диалекты, жаргоны (в том числе профессиональный), просторечие.
2) Литературный язык существует в письменной и устной форме.
3) Разговорный стиль литературного языка может быть представлен как в устной, так и в письменной форме.
4) «Синтаксис» — раздел языкознания, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания.
Какая из названных единиц языка не обладает каким-либо значением?
1)слово
2)слог
3) морфема
4)словосочетание
Укажите тип словаря, из которого взят фрагмент:
агент, -а / об агенте [ньть]! неправ, агент
1) толковый
3) фразеологический
2) этимологический
4) орфоэпический
6
А4
В каком ряду все слова согласно литературной норме имеют ударение на втором слоге, независимо от их лексического значения?
1) начать, передан, орган
2) цемент, светло, раджа
3) торец, оптовый, звонит
4) (вы) правы, досуг, диспансер
А5
Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
1)недалеко
2)невинный
3) поспешность
4) подписывав
Прочитайте предложение и выполните задания А6, В1.
Если вы бывали в Одессе, вы должны помнить эти медные сумерки, когда акации сереют от пыли и в море лежит тишина. (К. Паустовский)
А6
В1
Какое средство выразительности, характерное для художественного стиля, используется в предложении?
1)аллитерация
2)сравнение
3)эпитет
4) инверсия
Выпишите слова, образованные от прилагательных.
7
В2
Укажите, какие суффиксы входят в глаголы:
а)претерпевать
б) разогревать
в)горевать
г) зевать
1) -ева- 2) -е- и -ва- 3) -ва- 4) -а-
а б в гПрочитайте текст (в предложениях расставлены не все знаки препинания). Выполните задания ВЗ-В5.
Больш_нство древних письменностей из всех знаков пр_пинания знало только «абзац» и «точку». Графически они выр_жались (по)разному, хотя (по)видимому точка и была самой распространено формой. В (древне)русской письменности самым ч_стотным знаком так(же) была точка употребляемая в основном в роли нашей запятой и разделяющ_текст на синтагмы — отрезки речи, образующие смысловое и интонационное единство.
ВЗ
Напишите 10 выделенных курсивом слов, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
В4
Напишите те слова, после которых нужно поставить запятую.
8
В5
Выберите из данного ниже списка термины, характеризующие стиль (подстиль) этого текста и тип (подтип) речи, который используется в нём. Напишите номера выбранных терминов через запятую.
Стиль Тип речи
1) официально-
деловой научный:
2) научно-деловой
3) научно-учебный
4) научно-популярный
5) публицистический
6) художественный
7) разговорный
описание:
8) описание предмета
9) описание явления 10)повествование рассуждение:
11)рассуждение-доказательство
12)рассуждение-объяснение
13)рассуждение-размышление
С1
Напишите кратко (1-3 фразы) о том, как изменялась роль точки в истории письменности.
9
Вариант 2
A3
А2
A1
Укажите неверное утверждение.
1) Литературным языком называется язык литературных произведений.
2) Литературный язык представлен разными стилями, которые подразделяются на книжные (научный, публицистические и др.) и разговорный.
3) Грамматические ошибки проявляются как в письменной, так и в устной речи.
4) «Морфология» — раздел языкознания, в котором рассматриваются формы слова, словоизменение.
Какая из названных морфем обладает только грамматическим значением?
1) приставка
2)корень
3) суффикс
4)окончание
Укажите тип словаря, из которого взят фрагмент: ДЕМАГО’Г. Заимствовано из греч. яз. в конце XVIII в. Греч. — образовано на базе греч. «народ» и «ведущий», первоначально «народный вождь» > «своекорыстный искатель народной популярности» (сначала о Клеоне, Аристиде и др. в употреблении их врагов). — Укр. демагог, бел. дэмагог, польск. demagog, чешек, demagog, словацк. demagog, болг. демагог.
1) толковый
2) этимологический
3) фразеологический
4) орфоэпический
10
А4
В каком ряду все слова согласно литературной норме имеют ударение на первом слоге, независимо от их лексического значения?
1) судно, рапорт, св(е/ё)кла
2) отзыв, орден, преданный
3) мало, (в) скольких (случаях), компас
4) ордер, эксперт, оптом
А5
Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
1)подарок
2)невиновный
3)подорожник
4)небрежность
Прочитайте предложение и выполните задания А6, В1.
Это было пенистое, веселое море — родина крылатых кораблей и отважных мореплавателей. Изумрудами горели на его берегах маяки. (К. Паустовский)
А6
В1
Какое из указанных средств выразительности, характерных для художественного стиля, не используется в предложении?
1)олицетворение
2)сравнение
3)эпитет
4) антитеза
Выпишите непроизводное прилагательное, образуйте от него отвлечённое (абстрактное) существительное.
11
В2
Укажите, какие суффиксы входят в глаголы:
а) вызревать
б) преодолевать
в)клевать
г) ночевать
1)-ева- 2) -е-и-ва- 3)-ва- 4) -а-
а б в гПрочитайте текст (в предложениях расставлены не все знаки препинания). Выполните задания ВЗ-В5.
Совреме_ая европейская пунктуация, в том числе и русская во_ходит к началу книгопечатания. Однако правила ра_тановки знаков уст_новились не сразу и в разных языках значительно разнятся, (при)чём можно выделить две группы: францу_кий (английский, итальянский и т.д.) и немецкий (чешский, русский и т.д.). В первой например, реже чем во второй ставит_ся тире, то(же) относит_ся и к употр_блению запятых.
ВЗ
Напишите 9 выделенных курсивом слов, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
В4
Напишите те слова, после которых нужно поставить запятую.
12
35 I Выберите из данного ниже списка термины, характеризующие стиль (подстиль) этого текста и тип (подтип) речи, который используется в нём. Напишите номера выбранных терминов через запятую.
Стиль Тип речи
С1
1) официально-деловой описание:
научный: 8) описание предмета
2) научно-деловой. 9) описание явления
3) научно-учебный 10)повествование
4)научно- рассуждение:
популярный 11)рассуждение-
5) публицистический доказательство
6) художественный 12)рассуждение-
7) разговорный объяснение
13)рассуждение-
— размышление
Напишите кратко (1-3 фразы) о том, как возникли правила пунктуации русского языка.
13
Контрольная работа № 2. Лексика русского языка. Лексические нормы. Анализ текста
A3
А2
А1
Вариант 1
Укажите антонимы.
а) прогрессивный
б)консервативный
в) отсталый
г) оппозиционный
1) а, б 2) а, в 3)6, г 4) а, г
Укажите тип словаря, из которого взят фрагмент:
надеть — одеть, надеть что — одеться, обуться, облечь себя во что-то; ~ что на кого/что — одеть, обуть, облечь во что-то кого-либо/что-либо. Он надел свитер, потом надел пальто и шапку на старика. На стулья надели чехлы. одеть кого/что (во что или чем) — одеть, обуть, облечь кого-либо/что-либо во что-то. Он одел старика (в пальто). Берега одели в гранит.
1) словарь синонимов
2) словарь омонимов
3) фразеологический словарь
4) словарь паронимов
В каком предложении есть лексическая ошибка (слово употреблено в несвойственном ему значении, или нарушена норма лексической сочетаемости).
1) Это был самый волнующий момент спектакля.
2) В самом начале этого текста автор задаётся вопросом: «Зачем изучать историю?»
3) То, как мы говорим, как выражаем свою речь, может многое сказать о каждом из нас.
4) Олег прочитал приказ с показным спокойствием.
14

Предложения интернет-магазинов