Русский язык. 10 класс. Мурина Л.А. и др.

Русский язык
Учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
2-е издание, исправленное и дополненное
Минск
Национальный институт образования 2015

Русский язык. 10 класс. Мурина Л.А. и др.

Текст из учебника

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
§ 1. Русский язык как развивающееся явление
11. 1. Прочитайте тексты и рассмотрите схему (с. 12). На основе какого языка образовались славянские языки? На какие группы делятся славянские языки? На основе какого языка образовались восточнославянские языки? Какие языки являются восточнославянскими?
I. Праславянский, общеславянский, язык — язык-предок всех славянских языков. В течение длительного времени он развивался как единый диалект. Именно этим объясняется высокая степень близости между славянскими языками. Однако в последнее тысячелетие своей истории общеславянский язык распался на ряд диалектов, на основе которых в дальнейшем сформировались самостоятельные славянские языки (По С. Б. Бернштейну).
II. Ранний период истории русского языка начинается после распада праславянского, общеславянского, языка и выделения общевосточнославянского языка — предка трёх восточнославянских языков: русского, украинского и белорусского. Общевосточнославянский язык, который также называется древнерусским, существовал до XIV в., до начала его деления на три самостоятельных восточнославянских языка.
Выделение восточных славян из общеславянского единства (приблизительно в VI—VII вв. н. э.) в языковом отношении сопровождалось развитием таких особенностей, которые были присущи всем восточным славянам и отличали их от южных и западных славян (По В. В. Иванову).
11
Место русского языка в кругу славянских языков
Праславянский (общеславянский) язык
2. Используя содержание прочитанных текстов и схему, подготовьте устное учебное сообщение о происхождении славянских языков и месте русского языка среди них.
12. Прочитайте текст. Расскажите о типах изменений в лексической системе русского языка.
Сравнивая лексическую систему современного русского литературного языка со словарем древнерусскогос, мы обнаруживаем изменения нескольких типов.
1. Изменения в способах называния предметов.
Раньше, в древности, названия предметам часто давались
по особенностям формы, по материалу и т. п. Скажем, стакан назван так по материалу: в старину стаканы изготавливались из досок (первоначально достакань).
С развитием языка начинает преобладать принцип наименования предмета по его функции, назначению. Слово как бы сигнализирует, для какой цели служит обозначаемый им предмет: выключатель, пылесос, фиксатор, звукосниматель и т. п.
2. Изменения в родо-видовых отношениях между понятиями и их отражение в словаре.
12
В древнерусском языке существовали названия: стол, скамья, лавка, кресло, кровать и др., но самого слова мебель, которое объединило бы все виды названий, не было. К середине XVIII в. ряд таких «частных» наименований увеличивается: появляются заимствования из других языков (диван, шкаф, буфет, табурет и др.). Необходимость в общем наименовании становится настоятельной, и в русском языке укрепляется слово мебель. Таким образом, в русском языке вместо разрозненных наименований формируется группа слов, между которыми устанавливаются родо-видовые отношения.
3. Изменение лексической сочетаемости.
С развитием языка возрастает избирательность сочетания слова с другими словами. В XIX в. можно было сказать: ему сделали вопрос (современное задали вопрос), сделалась метель (началась метель), произвести влияние (оказать влияние), производить панику (сеять панику), слишком знаю их точку зрения (слишком хорошо знаю), пачка ключей (связка ключей) и т. д.
Таким образом, механизм лексической сочетаемости становится тоньше, а словесные средства — разнообразнее (По Л. Крысину).
13. Рядом с устаревшими словами запишите слова, которые употребляются в современном русском языке.
Чело — ., ланиты — ., острог — ., уста — ., виктория — ., баталия — ., выя — ., ветрило — ., десница — ., толмач — ., поплечник — . .
Д л я с п р а в о к: битва, лоб, губы, щёки, победа, правая рука, шея, парус, соратник, переводчик, тюрьма.
14. Сравните устаревшее слово и производное, в составе которого оно встречается. Установите лексическое значение устаревшего слова. Запишите по образцу.
О б р а з е ц: живот — ‘жизнь’ — животные.
Красный — . — прекрасный, звон — . — звонкий, посул — . — посулить, плеск — . — рукоплескание, уста — . — устный, оператор — . — операция, мемория — . —
13
мемориальный, перст — … — напёрсток, мнить — … — мнительный, лепота — … — нелепый, говядо — … — говядина, прати — . — прачка, ажитация — . — ажиотаж, вития — . — витиеватый.
Д л я с п р а в о к: ‘хирург’, ‘красивый’, ‘звук’, ‘сомнительное обещание’, ‘аплодисменты’, ‘губы’, ‘память’, ‘палец’, ‘думать’, ‘красота’, ‘крупный рогатый скот’, ‘стирать’, ‘волнение’, ‘оратор’.
15. Рядом с устаревшими словами запишите фразеологические обороты, в составе которых они употребляются.
Рожон — ‘кол, шест’ — …; лоно — ‘грудь’ — …; сыр — ‘сырой’ — …; весь — ‘село’ — …; брань — ‘борьба’ — …; припёка — ‘кусочек теста, припёкшийся к боку хлебного изделия’ — .; пядь — ‘старинная мера длины, расстояние между большим и указательным пальцами’ — …; сапа — ‘ров, подкоп’ — …; зеница — ‘зрачок’ — .; аршин — ‘старинная мера длины, равная 0,71 м’ — …; белена — ‘ядовитое травянистое растение’ — …; баклуши, лясы, балясы — ‘деревянные чурки’ — …; просак — ‘верёвочный станок’ — …; телец — ‘бык’ — … .
Д л я с п р а в о к: сыр-бор разгорелся; семи пядей во лбу; бить баклуши, точить лясы (балясы); на поле брани; попасть впросак; сбоку припёку (припёка); лезть на рожон; тихой сапой; по городам и весям; на лоне природы; хранить как зеницу ока; белены объелся; аршин с шапкой; золотой телец.
16. Прочитайте пары слов. Чем различаются слова в группах: морфемным или звуковым составом? Из каждой пары выберите и запишите слова, которые употребляются в современном русском языке.
I. Бедство — бедствие, невозвратно — безвозвратно, гу-стыня — густота, лечба — лечение, нелепица — нелепость, нервический — нервный, плат — платок, преданство — преданность, присоветовать — посоветовать, продавщик — продавец, ярина — яровые.
II. Вран — ворон, веремя — время, гишпанский — испанский, глад — голод, град — город, гошпиталь — госпиталь, езеро — озеро, есетр — осётр, зерцало — зеркало, злато — золото, филозофия — философия.
17. Используя в качестве иллюстрации пары слов, докажите, что неоправданное употребление иноязычных слов засоряет речь, а разумное их употребление обогащает её.
Аттенция — внимание, виктория — победа, ондировать-ся — волноваться, презент — подарок, решпект — уважение.
Вселенная — космос, воображение — фантазия, вопросы — проблемы, мышцы — мускулы, пляски — танцы, предположение — гипотеза, спор — дискуссия, языковед — лингвист.
18. Прочитайте, составьте конспект статьи. Используйте его как опору для устного учебного сообщения об изменениях в лексике.
Лексика — наиболее подвижная, наиболее изменчивая часть языка. Она чутко откликается на все изменения во внешней, неязыковой действительности: в материальной и культурной жизни общества, в социальном укладе, в отношениях между людьми. Но значит ли это, что словарь текуч, неустойчив, что темп изменений в нём параллелен темпу общественных перемен? Если бы это было так, то мы бы не понимали не только Пушкина и Гоголя, но и Чехова, и даже Горького. А ведь Пушкин писал более полутора столетий назад. Тем не менее «нам внятно всё», о чём и как он сказал в своём творчестве.
Изменения в языке происходят медленнее1″, чем изменения в окружающей нас жизни. Такой консерватизм языка (даже наиболее подвижной его части — словаря) — одно из его достоинств: относительная стабильность его средств, в том числе лексических, обеспечивает взаимопонимание между поколениями, преемственность культуры.
В словаре могут происходить и такие изменения, которые обусловлены внутренним развитием самого словаря, языковыми закономерностями, которые управляют жизнью слов. Таковы, например, закономерные, регулярно происходящие в языке изменения значений слов:
по сходству функций предметов: перочинный, полотенце; по внешнему сходству предметов (метафора): глазное яблоко, резиновая груша, рукав реки;
по смежности предметов в пространстве (метонимия): класс — помещение и группа учащихся, бумага — материал и официальный документ и т. п. (По Л. П. Крысину).
15
19. Прочитайте. Расскажите, какие изменения претерпели имена существительные в процессе развития языка. Сколько было типов склонения существительных, чисел, падежей в древнейший период истории русского языка?
Существительные русского языка прошли сложный путь исторического развития, характеризующийся постепенным упрощением системы форм. В древнейшийм период истории русского языка было не три типа склонения существительных, а шесть, не два числа, а три (были особые формы двойственного числа, употреблявшиеся при обозначении двух предметов), не шесть падежей, а семь (кроме современных падежей был ещё звательный, употреблявшийся при обращении). Остатки прежних форм двойственного числа можно видеть, например, в особом окончании именительного падежа множественного числа -и некоторых слов среднего рода, обозначающих парные предметы (плечи, колени, уши, очи). В литературе и в разговорной речи можно встретить несколько форм, представляющих собой остатки древнего звательного падежа: боже, господи, отче, старче, друже. Отдельные архаические формы падежей встречаются во фразеологизмах, например: притча во языцех, темна вода во облацех, в которых отражено старое окончание местного (предложного) падежа — ..хъ (По В. Лопатину).
20. Прочитайте текст. Определите стиль речи, аргументируя свой выбор.
В современном русском языке разграничивают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Одушевлённость/неодушевлённость проявляется в том, что у одушевлённых существительных винительный падеж совпадает с родительным, а у неодушевлённых — с именительным (Я вижу брата, но Я вижу стол). В древнерусском языке названия живых существ и неживых предметов первоначально склонялись одинаково, следовательно, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные не противопоставлялись друг другу. Разграничение одушевлённых и неодушевлённых существительных сложилось в XV—XVII вв. (По Л. Н. Булатовой).
21. 1. Проанализируйте имена существительные с точки зрения категории одушевлённости/неодушевлённости. Какие из них можно использовать в качестве доказательства того, что в древнерусском языке названия живых существ и неживых предметов склонялись одинаково?
Вижу Куплю Ели Подали
горы, реки, долины, дома матрёшек, уток, детей, насекомых
огурцы, помидоры, яблоки голубей, попугаев, кукол
абрикосы, мандарины, груши цыплят, гусей, кур, раков
жареные грибы, тушёные баклажаны копчёных поросят
Попал в дворники Избрали в академики Произвели в генералы Ушёл в партизаны Кандидат в депутаты
2. Запишите сочетания глаголов вижу, куплю, ели, подали с именами существительными. Над одушевлёнными именами существительными поставьте букву о, над неодушевлёнными — букву н.
3. Подготовьте устное учебное сообщение об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

Предложения интернет-магазинов