Русский язык. 10 класс. Профильный уровень. Хлебинская Г.Ф.

Книга открывает линию учебников по русскому языку Г.Ф. Хлебинской для старшей школы. Учебник содержит теоретический и практический материал по лексике, фонетике, морфемике, словообразованию, орфографии. Особое внимание уделено работе с текстом, подробно рассматриваются функциональные стили речи. Для объяснения отдельных явлений современного русского языка приводятся исторические комментарии.

Русский язык. 10 класс. Профильный уровень. Хлебинская Г.Ф.

Текст из учебника

Общие сведения о языке и речи. Культура речи
§1
Введение в науку о языке
Языкознание, или лингвистика (от лат. lingua — язык), изучает язык — важнейшее средство человеческого общения.
Задача языкознания — понять, как люди посредством языка общаются друг с другом, выражают мысли, волю, чувства, сохраняют коллективный опыт. Для этого необходимо знать, как язык устроен, как функционирует, какую роль он играет в жизни общества.
Структура языка
Уровни фонетический (звуковой состав);
морфемный (состав слова);
лексико-семантический (словарь);
морфологический (части речи);
синтаксический (словосочетания
и предложения).
12
Основные единицы фонема; морфема; слово; словосочетание; предложение.
Связь единиц языка разных уровней фонемы — простейшие единицы языка; морфемы состоят из фонем; слова состоят из морфем; словосочетания и предложения состоят из слов.
Значение всех единиц языка реализуется в тексте. Именно в тексте все средства языка становятся коммуникативно значимыми.
Разделы языкознания
Фонетика описывает звуковой строй языка и закономерности звуковой организации речи.
Графика знакомит с составом алфавита, соотношением между звуками и буквами.
Орфоэпия изучает нормы современного литературного произношения.
Морфемика и словообразование изучают строение, способы и средства образования слов.
Лексика и фразеология изучают словарный и фразеологический (устойчивые словосочетания) состав языка.
Морфология изучает основные лексико-грамматические классы слов (части речи).
Синтаксис изучает словосочетания и предложения.
Стилистика изучает стили языка и стили речи, а также использование изобразительно-выразительных средств языка в речевых произведениях.
13
Орфография определяет правила употребления буквенных знаков при письменной передаче речи.
Пунктуация определяет правила постановки знаков препинания.
Основные функции языка_
Из определения «язык — средство общения людей друг с другом» следует, что основное предназначение языка — сообщение (мыслей, намерений, чувств и т. п.), поэтому основными функциями языка являются:
1) коммуникативная (от лат. communicatio — сообщение < communico — делать общим, делиться; советоваться, сговариваться), служащая для общения людей;
2) когнитивная (от лат. cognitio — знание, познание), или познавательная, связанная с познанием, мышлением;
3) метаязыковая (от греч. meta — вместо), использующая средства языка с целью пояснения какого-либо понятия другими словами;
4) эмоционально-экспрессивная (от лат. emotion — чувство, expressio — выражение), или эмотивная, служащая для непосредственного выражения чувств, эмоций;
5) эстетическая (эстетика — наука о прекрасном), делающая речь образной.
Различные функции языка редко проявляются в нашей речи в чистом виде. Чаще встречается сочетание разных функций (с преобладанием той или иной) в пределах одной разновидности речи.
Язык как знаковая система
Язык представляет собой систему знаков.
Знак — это материальный объект, с помощью которого передаётся какая-либо информация. Звонок телефона, сигналы светофора, звёздочки на погонах военных — всё это знаки. Для того чтобы какой-то предмет мог восприниматься как знак, необходимо соблюдение четырёх условий:
14
Во-первых, любой знак должен иметь план выражения (обозначающее), т. е. что-то, что мы можем воспринять с помощью зрения, слуха или осязания.
Во-вторых, знак должен что-то обозначать, т. е. обладать планом содержания (обозначаемое). Так, красный свет светофора обозначает, что движение запрещено, зелёный — можно ехать.
В-третьих, необходима договорённость о том, что обозначают те или иные знаки, т. е. какова условная связь между обозначаемым и обозначающим. Связь между этими двумя сторонами знака устойчива и не может изменяться по воле отдельного человека: мы не можем яблоко назвать апельсином или вишней — каждое из этих слов служит для обозначения «своего» предмета.
В-четвертых, знак всегда соотнесён с другими знаками, вступает с ними в определённые отношения, иначе говоря, образует вместе с ними знаковую систему. Зелёный свет светофора нами воспринимается как «ехать можно» только потому, что существует красный свет — «ехать нельзя».
Основным знаком языка является слово, так как слово материально, выполняет функцию замещения предмета и указания на него и служит средством познания, хранения и передачи информации о замещаемом предмете.
Язык — универсальная система знаков. Он универсален по отношению ко всем остальным знаковым системам: любой знак любой системы может быть «пересказан» с помощью языка.
Существует целая наука — семиотика (от греч. semeion — знак, признак), исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе.
Языки естественные и искусственные_
Естественный язык — язык в собственном смысле слова, человеческий язык как важнейшее средство общения между людьми, инструмент мышления. Термин «естественный» в приведённом сочетании не следует понимать как «данный самой природой»; наоборот, вся история человеческого языка показывает, что он — результат творческих усилий многих тысяч поколений человеческого рода.
15
Искусственные языки — это языки, создаваемые из элементов естественных языков и предлагаемые в качестве вспомогательного средства межнационального общения.
Наиболее известным из них является эсперанто (что в переводе значит «надеющийся») — самый распространённый искусственный язык, изобретённый в 1887 г. варшавским врачом Л. Заменгофом. Эсперанто очень прост по грамматической структуре: в нем всего два падежа, 16 грамматических правил, а исключений из этих правил нет совсем. Слова языка эсперанто составлены из общеизвестных интернациональных корней и прозрачны по своему строению и смыслу. Например, такие слова, как ideo, masino, revolusio, понятны без перевода.
В числе других искусственных языков, созданных в последней четверти XIX — первой четверти XX в., воляпюк, идо, интерлингва, оксиденталь.
I. Познакомьтесь с текстом, составьте его план — логическую схему текста в виде кратких формулировок. II. Какие функции языка преобладают в данном тексте?
Язык и общество
Являясь средством мышления и человеческого общения, язык существует только в обществе людей. Вне общества нет языка, как не может быть и общества без языка. Поэтому развитие и функционирование языка в значительной степени обусловлены развитием и жизнью общества, что проявляется в разнообразных формах. Одна из них — социальное расслоение языка. Всякое человеческое общество неоднородно по своему составу. Оно делится на классы и социальные слои, дробится на более мелкие группы, внутри которых люди объединены каким-либо признаком, например общей профессией, одинаковым возрастом, уровнем и характером образования и т. п. Эта дифференциация общества отражается в языке в виде тех или иных особенностей, социально обусловленных подсистем (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Однако в процессе демократизации языка диалектные, просторечные, жаргонные элементы начинают сосуществовать и конкурировать с традиционными единицами литературного языка.
16
На язык оказывает влияние не только объективное развитие общества, но и сознательная деятельность государства и различных социальных институтов, направленная на совершенствование языка. Результатом государственной языковой политики может быть, например, создание алфавитов и письменности для народов, которые до тех пор имели только устную форму языка; усовершенствование орфографии; разработка и упорядочение специальной терминологии и т. п.
Познакомьтесь с текстом, озаглавьте его, составьте тезисный план — кратко сформулированные основные положения текста.
На земном шаре насчитывается несколько тысяч различных языков. Не всегда удаётся разграничить самостоятельные языки и диалекты — варианты языков, выделение и существование которых объясняется территориальной или социальной обособленностью каких-либо групп людей.
В ходе исторического развития число языков меняется. Одни языки умирают, когда распадаются социальные общности, которые этими языками пользовались. Таковы, например, древнегреческий, латинский, а также многочисленные языки, распространённые в древности на территории Передней и Малой Азии: шумерский, эламский, хеттский, арамейский, ликийский, фригийский и др. Некоторые из мёртвых языков сохраняются в языке богослужения и науки. Так, древнегреческий и латинский и сейчас питают научные терминологии, создающиеся на базе греческих и латинских слов и корней.
Происходит и формирование новых языков. Например, русский, украинский и белорусский языки выделились в XIV-XV вв. из единого древнерусского языка; современный итальянский язык формировался на базе тосканских диалектов и латыни и т. д.
Языки неодинаковы по числу носителей, распространённости, общественным функциям и престижу. Первое место по всем этим свойствам занимают так называемые мировые языки: китайский (1 млрд носителей), английский (более 350 млн носителей), русский (до 200 млн носителей), испанский (150 млн носителей), французский (более 80 млн носителей).
В то же время есть много языков, на которых говорит незначительное число людей. В Африке, например, наряду с суахили, на котором говорят свыше 50 млн человек, существует множество языков,
17
каждым из которых владеют несколько тысяч человек. В некоторых районах Кавказа, Севера и Сибири существуют языки, на которых говорят от 2 до 10 тысяч человек (абазинский, рутульский, селькупский, саамский языки), юкагирским языком (север Якутии) владеют всего несколько сот человек.
В качестве международных языков в современном мире используются национальные литературные языки с богатой культурной традицией. Это английский, арабский, русский, французский, испанский, китайский языки, которые официально приняты Организацией Объединённых Наций в качестве рабочих языков (т. е. таких языков, на которых осуществляется деятельность ООН).
Познакомьтесь с текстом. Составьте конспект — краткое изложение содержания текста.
Общее и различное в русском и других языках
Далёкие предки современных народов, которые говорят на языках, входящих в индоевропейскую языковую семью, некогда составляли человеческую и языковую общность. Распад этой общности в ходе расселения людей и этнического обособления происходил поэтапно и занял многие века. Следствием этих исторических процессов явилось наличие множества языков, по степени родства объединённых в группы: германскую, романскую, кельтскую, славянскую, балтийскую, индийскую, иранскую; особняком стоит греческий язык. Существует также представление о балто-славянской и индоиранской языковых общностях.
Сопоставляя русский язык с традиционно изучаемыми в нашей стране западноевропейскими языками: английским и немецким (германская группа), французским и испанским (романская группа), нетрудно заметить, что в немецком языке только четыре падежа (им., род., дат., вин.), а в английском, французском и испанском языках существительные и прилагательные не склоняются. Поэтому многие значения, которые в русском языке выражаются падежными формами, в других языках передаются при помощи предлогов.
Неодинаково проявляется в различных языках категория рода имён существительных: три рода — в русском и немецком, два (мужской и женский) — в испанском и французском, ни одного — в английском.
18
Сопоставляя структуру русского предложения с синтаксическим строем германских и романских языков, легко отметить свойственный русскому языку более свободный порядок слов, а также возможность нулевой связки в составном именном сказуемом, ср. рус. Он учитель. — англ. He is a teacher. — нем. Er ist Lehrer. — фр. Il est professeur.
Ещё заметнее лексические параллели, особенно между близкородственными языками. Достаточно, например, сравнить слова город (рус.), град (болг.), grod (польск.), чтобы предположить родство языков. Однако наличие в разных языках сходных по форме и значению слов не всегда доказывает общность их происхождения. Например, заимствованное нами из французского языка слово талисман пришло во французский из арабского языка, не принадлежащего к индоевропейской языковой семье.
Обильный материал, доказывающий родство языков, предоставляет этимология — наука о происхождении слов, тесно связанная со сравнительно-историческим методом в языкознании.
Приведите собственные примеры, показывающие общее и различное в русском и изучаемом вами иностранном языке.
Вопросы и задания
1. Дайте краткие определения основным разделам языкознания.
2. Перечислите основные функции языка.
3. Каково значение языка в жизни общества?
§2
Язык и речь. Признаки культурной речи
Язык и речь — понятия близкие по смыслу, но не тождественные. Как объясняют их учёные-лингвисты?
Язык — система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений, служащая важнейшим средством общения лю-
19
дей. (…) (Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов.)
Речь — деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр. (…) Речь есть реализация языка, который обнаруживает себя только в речи. (… ) (М. Р. Львов. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка.)
Итак, язык и речь между собою тесно связаны и друг друга взаимно предполагают. Назначение языка и речи — служить основой коммуникации, т. е. общения людей средствами языка, оформленными в речи.
Культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
В широком смысле слова культура речи — это не только перечисленные качества, но и богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художественная выразительность.
Основными аспектами культуры речи являются к о м м у н и к а -тивность, нормативность, этичность.

Предложения интернет-магазинов