Русский язык. 10-11 классы. Поурочные планы к учебнику Гольцовой Н.Г. и др.

Пособие ориентировано на педагогов, работающих по учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина (М.: Русское слово). Основной раздел содержит подробные поурочные разработки и методические рекомендации. В приложениях приведены тексты для диктантов и тесты по всем разделам лингвистики. Особенностью пособия является поэтапная подготовка к сдаче ЕГЭ: в течение урока предлагаются тестовые задания по пройденному разделу и даются пояснения к ним. Как начинающему, так и опытному педагогу пособие поможет эффективно систематизировать, обобщать и дополнять знания учащихся по русскому языку.

Русский язык. 10-11 классы. Поурочные планы

Текст из учебника

10 КЛАСС
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ (34 урока) Уроки 1 -2. Слово о русском языке
Цели: ознакомить с учебником; раскрыть смысл понятий «современный русский литературный язык», «родственные языки», «языковая норма»; развивать навыки конспектирования и составления плана ответа.
Ход урока
I. Вступление. Знакомство с учебником
(Учитель знакомит с учебником и его авторами (известные исследователи русского языка Нина Григорьевна Гольцова и Игорь Викторович Шамшин).
Уроки в 10 и 11 классах будут особыми.
Учитель сообщает, что в старших классах учиться можно еще очень многому: дополнять уже полученные знания, чтобы повысить грамотность, языковую культуру, достойно сдать Единый государственный экзамен по русскому языку.)
— Откройте оглавление на с. 458. Скажите, что в содержании учебника для вас уже знакомо, а что является новым. (Новые разделы: «Культураречи», «Стилистика», «Лексикография», «Из истории русского языкознания».)
А теперь откройте учебник на с. 444. Как видите, в конце учебника есть приложения. Приложение 1 «Говори правильно» — это ваша памятка по образцовому произношению слов. Приложение 2 «Пиши правильно» на с. 447 — это памятка по орфографии. Обе эти памятки наверняка не раз вам помогут.
— Если же слова, правописание или произношение которого вас интересует, нет в приложениях, где вы найдете сведения о нем? (В орфоэпических словарях.)
4
10 класс
Откройте учебник на с. 452. Здесь дан список, в который включены различного рода словари, справочники и учебники по русскому языку. Они помогут вам добыть дополнительные сведения о языковых явлениях, которые вас заинтересуют.
А теперь откройте учебник на с. 8. Вы видите здесь сокращения и условные обозначения.
Обратите внимание на то, какими значками в учебнике будут отмечаться наиболее важные сведения о языке, исторические комментарии, упражнения по стилистике, по развитию речи, вопросы и задания, а также диктанты, — все это облегчит вашу дальнейшую работу с учебником.
II. Работа по теме урока
Тема урока «Слово о русском языке» записывается на доске (в тетрадях).
Эта вводная часть учебника (с. 5—8) является теоретической, что позволяет закрепить на ее основе навыки конспектирования научной статьи и составления плана ответа.
Перед началом работы учитель напоминает ученикам основные правила конспектирования, объяснив, что это один из видов учебной работы в вузе. Основные правила конспектирования записываются на доске или раздаются ученикам на отдельных листах в качестве памятки.
Правила конспектирования
1. Внимательно прочтите текст.
2. Разделите текст на основные смысловые части.
3. Выделите главную мысль текста.
4. Обозначьте основные выводы, следующие из содержания текста.
5. Письменно изложите тезисы текста. Делайте это последовательно. Можете цитировать или излагать тезисы своими словами, передавая основное содержание прочитанного.
6. Включите в конспект не только основные положения, но и аргументы, подтверждающие их. Не забывайте и о примерах, иллюстрирующих аргументы. Главное — записывайте их сжато, но точно.
7. В конспекте допускаются сокращения. Сокращать можно слова и даже предложения при условии, что это не нанесет ущерба смыслу текста.
8. Дальнейшую работу с конспектом существенно облегчают условные обозначения, например: => — «отсюда следует, что…», ? — «спорный вопрос»,! — «запомни».
Уроки 1-2. Слово о русском языке
5
9. Для выделения особо значимых мест в конспекте используйте маркеры, цветные ручки. Располагайте абзацы «ступеньками».
III. Итог урока
Пользуясь конспектами, учащиеся перечисляют основные понятия, сведения о языке, которые они получили, работая со статьей, как-то: понятие «русский язык», сведения об истории языка, признаки литературного языка и т. д.
Домашнее задание
1. Подготовить связный ответ по конспекту «Слово о русском языке».
2. На основе анализа данных таблицы 1 доказать языковое родство русского, болгарского, польского и чешского языков.
Таблица 1
Языковое родство русского, болгарского, польского и чешского языков
Русский язык Болгарский язык Польский язык Чешский язык
вода вода woda voda
поле поле pole pole
море море morze more
ухо ухо ucho ucho
нога нога noga noha
сто сто sto sto
голова глава glowa hlava
корова крава krowa krava
3. Выписать из Толкового словаря русского языка все значения слова «язык». Ту же самую работу проделать и с лингвистическим энциклопедическим словарем. Ответить на вопрос: в каком словаре толкуются лексические значения слов, а в каком — понятия?
4. Перечислить известные вам словари русского языка. Объяснить, каким словарем нужно воспользоваться, чтобы узнать:
а) лексическое значение слова;
б) как правильно произносится слово;
в) информацию о происхождении слова;
г) как оно было образовано;
д) какие слова с близким значением можно подобрать к интересующему вас слову;
6
10 класс
е) какие слова с противоположным значением можно подобрать к интересующему вас слову;
ж) как правильно пишется слово. Примечание
1. При ответе на вопрос 3 учащиеся могут использовать следующие словари:
1) Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой (любое издание).
2) ЛапатухинМ.С., СкорлуповскаяЕ.В., СнетоваГ.П. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1981.
з) РозентальД.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985.
2. При ответе на вопрос 4 можно использовать § 12 учебника (с. 31—32), а также список рекомендуемой литературы (с. 452-454).
РАЗДЕЛ I. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Урок 3. Слово — центральная единица языка
Цели: повторить и обобщить знания о слове как центральной единице языка; навыки рассуждения, аргументирования ответа; отработать навыки выделения главного в содержании текста.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Опрос учащихся.
II. Работа по теме урока
1. Слово учителя.
Сегодня мы начинаем обобщать знания по лексике, фразеологии и лексикографии. Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут стать слова М.В. Ломоносова. Послушайте: «Блаженство рода человеческого, коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может. Собираться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие, дела производить как бы возможно было, если бы они способу не имели сообщить свои мысли друг другу?».
Откройте учебник на с. 9. Вы видите здесь термины. Давайте вспомним, что они означают.
Урок 3. Слово — центральная единица языка
7
2. Работа с учебником.
(Учащиеся читают определения, обращая внимание на происхождение терминов. В заключение предварительной беседы делается вывод, что объектом изучения лексикологии является слово.)
— В каких разделах науки о языке также изучается слово? (Вморфемике и словообразовании изучаются структура слова и то, как оно «сделано»; в морфологии и синтаксисе — законы сочетаемости слов; в фонетике слово изучается как комплекс звуков речи.)
— В чем состоит специфика изучения слова в лексике в отличие от других разделов науки о языке? (Лексикология изучает слово именно как лексическую единицу, т. е. изучает значение слов, происхождение, стилистическую окраску слов, сферы их употребления.)
Слово — особая единица языка. Как мы с вами только что убедились, слово изучается не только лексикологией, но и другими разделами науки о языке. Слово не является самой мелкой или самой крупной единицей языка: самой маленькой единицей языка является звук, а самой крупной — предложение. Однако именно слово, а не звук, не морфему и не предложение мы воспринимаем как центральную единицу языка. Если спросить любого из вас, с помощью чего мы общаемся, большинство наверняка ответят, что мы общаемся посредством слов. Не случайно при составлении учебника авторы обратились прежде всего не к фонетике, изучающей самые мелкие единицы языка, а к лексике, которая изучает центральную, важнейшую единицу языка — слово. Почему же к слову у носителей языка складывается такое особое отношение?
(Чтение первого абзаца § 1 учебника: «именно в слове отражено все многообразие окружающего нас мира (предметы, их признаки, действия, состояния)…» (с. 10).)
Давайте теперь поразмышляем над тем, что же такое слово.
(Работа с текстом упражнения 1 (устно). Учащиеся должны прийти к мысли о том, что предложенное И. Токмаковой слово «плим» на самом деле словом не является, поскольку не обладает значением.)
— Какими еще признаками должно обладать слово?
(Работа с § 1 учебника: учащиеся узнают, что слово обладает лексическим значением, словообразовательным значением.)
— Что позволяет слову сочетаться с другими словами в словосочетаниях и предложениях? (То, что слово оформлено грамматически, т. е. обладает грамматическим значением.)

Предложения интернет-магазинов