Русский язык. 10-11 классы. Часть 1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.

В состав УМК входят учебник (в 2-х частях) для базового и профильного уровней обучения, авторская программа, разнообразные дидактические материалы для учащихся и методические пособия для учителей. Учебник полностью отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, одобрен Российской академией наук и Российской академией образования, рекомендован к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации и включен в Федеральный перечень школьных учебников.

Русский язык. 10-11 классы. Часть 1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.

Текст из учебника

Часть 1
О РУССКОМ ЯЗЫКЕ, О РУССКОЙ РЕЧИ
ЯЗЫК И РЕЧЬ. ТИПЫ РЕЧИ. СТИЛИ РЕЧИ
1. Прочитайте словарик ключевых понятий. Как в этом словарике отражены понятия, связанные с изучением языка и обучением речи? Вспомните, что вы уже знаете об этом из курса русского языка в 5—9 классах.
О чём у вас недостаточно прежних знаний, полученных в 5—9 классах? Используйте первое ключевое понятие «русский язык как часть национальной культуры русского народа» в качестве темы для монологического высказывания.
Ключевые понятия
русский язык как часть национальной культуры русского народа
русский язык и русская литература
эстетическая функция русско го языка
русский литературный язык
языковая норма
культура речи
качества хорошей речи
словари
типы речи
(повествование, описание, рассуждение)
стили речи
(разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный)
Как подготовить материалы для презентации
Доклад (сообщение) на уроках-семинарах или конференциях целесообразно построить как текст-рассуждение. С этой целью в процессе презентации необходимо использовать материалы (слайды), включающие:
— формулировку тезисов;
— примеры, иллюстрирующие основные мысли.
7
Эти материалы должны помочь как тому, кто выступает с докладом, так и тому, кто его слушает.
В качестве иллюстративного материала могут быть использованы схемы, таблицы, цитаты, изобразительно-выразительные средства.
C 2. Подготовьтесь к урокам-семинарам на тему «Язык и речь. Русский язык и русская литература». Выберите тему своего сообщения:
1. Значение языка в жизни общества.
2. Русский язык в современном мире.
3. Богатство и выразительность русского языка.
4. Речь как форма существования (функционирования) языка. Качества хорошей речи.
5. Типы речи.
6. Стили речи.
7. Художественный текст как вершина речевой культуры.
8. Словари — наши друзья и помощники.
9. Словари как отражение истории и культуры русского народа.
ЛТ 3. Перед вами отрывки из книги Ф.М. Достоевского «Дневник писателя». Попробуйте прочитать их медленно, ведя диалог // с текстом (в тех местах, которые отмечены знаком //, сде-
лайте паузу, // попробуйте предугадать последующую часть текста — и только потом прочитайте, как у автора).
…Что такое язык… для чего дано слово?//
Язык есть,
бесспорно, форма, тело, оболочка мысли… Отсюда ясно1, что, чем богаче3 тот материал, те формы для мысли, ко-торые3 я усваиваю себе для их выражения, тем буду я// счастливее в жизни, отчётнее и для себя и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом — и, уж конечно, тем буду умнее. <…> Понятно, что, чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче3 выразим на нём нашу мысль.4 <…> Великий Пушкин, по собственному своему признанию, тоже принужден был перевоспитать себя и обучался и языку, и духу
8
народному, между прочим, у няни своей Арины Родионовны. Выражение «обучиться языку» особенно идёт к нам, русским…
Чтобы усвоить русский язык, надо <…> уже в школе непременно//
заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен — из летописей, из былин и даже с церковнославянского языка, — и именно наизусть, невзирая даже на ретроградство заучивания наизусть.
1. Подготовьтесь к пересказу.
2. Запишите предложение, подчеркните грамматические основы. Достоевский считает, что, чем лучше человек знает родной язык, тем он будет счастливее, «крепче и спокойнее духом» и, конечно, умнее.
Как вы думаете, почему слово счастливее выделено особо с помощью порядка слов?
3. Запишите ответ на вопрос: «Какой совет даёт Достоевский тем, кто хочет хорошо усвоить русский язык?»
По мнению Достоевского, для того чтобы…
Как вести диалог с текстом
При выполнении упражнений вы часто будете встречаться с заданиями, направленными на д и а л о г с текстом. Это поможет нам глубже понять содержание текста, его языковые особенности, увидеть своеобразие стиля писателя…
Прочитав первое предложение (и не только первое), полезно подумать: А что будет дальше? Стараясь предугадать, что же будет в последующей части текста, не будем огорчаться, если не удастся сразу точно понять, о чём и как пишет автор. Главное: мы глубже поймём то, что говорит автор, как он это говорит: удивимся неожиданности выбора слова, восхитимся тем, как оригинальна мысль автора, как точен, выразителен образ.
Сделав в процессе чтения паузу (будем обозначать её //), мы сможем задать себе вопросы:
— Что будет дальше?
— Чем завершится это предложение?
— Как доказать это?
— О чём конкретном следует сказать?
9
— Почему текст так озаглавлен?
— Какой может быть завершающая часть текста? И т.д.
Диалог с текстом можно вести по-разному: это зависит от особенностей текста и от того, какова наша задача.
4. Запишите стихотворение А. Ахматовой, подчеркните грамматические основы предложений.
Ржавеет золото, и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти всё готово. Всего прочнее на земле — печаль И долговечней — царственное слово.
1. Какое слово является в тексте ключевым? Вспомните строки из других стихотворений Ахматовой, в которых ключевым является это же слово.
2. Какие контекстуальные синонимы и антонимы употребляются в этом тексте? Как внимание к этим словам помогает определить тему, главную мысль текста?
3. Выучите стихотворение наизусть, подготовьтесь к выразительному чтению (см. Памятку, с. 11) и письму по памяти.
4. К сочинениям на какие темы можно использовать строки А. Ахматовой в качестве эпиграфа?
Q Для самопроверки
Существительное слово является ключевым, например, в таких отрывках:
1) …И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово…
2) Шиповник так благоухал,
Что даже превратился в слово…
3) О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал — истратил слишком много.
5. Как вы понимаете слова Ф.М. Достоевского: «…Язык — народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая, глубокая мысль!»?
1. Приведите строки А.С. Пушкина, в которых слово язык употребляется как синоним к существительному народ.
2. Выполните синтаксический разбор предложения (высказывание Ф.М. Достоевского).
10
3. Запишите высказывание Достоевского, используя различные способы цитирования.
4. Напишите небольшой текст-рассуждение, выразив своё пони- ТЗ мание того, о чём пишет Достоевский.
5. Обратившись к словарям, подберите синонимы к разным значениям многозначного слова язык и слов-омонимов язык2, язык3.
6. Запишите несколько фразеологизмов со словом язык, придумайте с ними предложения.
При подготовке к выразительному чтению определите, где нужны логические ударения, паузы — короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.
Выразительное чтение — тест на понимание текста.
6. Определите тему, основные мысли текста.
Можно сказать, что вся жизнь языка и обращение с ним (языковая практика) есть непрерывное создание и поиски более близких к истине выражений мысли, чувства, переживания. Что из того, что это трудно достижимо! Главное здесь, что движение это бесконечно2 и беспредельно. Не в этом ли причина развития языка, параллельная развитию человечества? Достоевский уста-ми5 Версилова в «Подростке» высказал очень важное суждение: «А, и ты иногда страдаешь, что мысль не пошла в слова! Это благородное5 страдание, мой друг,7 и даётся лишь избранным; дурак всегда доволен тем, что сказал». Сказано, как это часто бывает у Достоевского, резко, но справедливо и очень ёмко. О чём здесь говорится? О том, что мысль крепко-накрепко связана со словом, что выразить её в слове — дело нелёгкое, требующее усилий, мучительных поисков наилучшего выражения.
Мысль (чувство, переживание) может «пойти в слова» лишь в том случае, если человек обладает культурой словесного выражения, культурой речевого общения и,7 разумеется, культурой мысли.
(Г. Степанов)
жизнь языка языковая практика культура словесного выражения культура общения
11
1. Докажите, что это текст.
2. Какие особенности публицистического стиля использованы автором? С какой целью?
3. Что такое культура речевого общения?
4. Составьте схемы сложноподчинённых предложений.
5. Запишите предложение с прямой речью, объясните знаки препинания. Какова роль цитирования в этом тексте? Можно ли в данном случае заменить прямую речь косвенной?
6. Словарный диктант.
Языковая практика; непрерывное создание; трудно достижимо; бесконечное и беспредельное движение; развитие языка, параллельное развитию человечества; благородное страдание; мысль, крепко-накрепко связанная со словом; мучительные поиски наилучшего выражения; культура словесного выражения; культура речевого общения; выражение мысли, чувства, переживания; «муки слова».
7. Подготовьтесь к пересказу (устному или письменному) текста. Используйте словарный диктант и составленные вами схемы предложений в качестве опорного материала.
ЛТ 7. Спишите текст, подчеркните грамматические основы предложений.
…«Муки слова» — это не столько трудности поиска, сколько трудности выбора (отбора) из того, что есть в языке, для точного, меткого5 и выразительного воплощения обуреваемых мыслей и переживаемых чувств.4
А в языке нашем есть действительно всё1. Как заметил А.И. Герцен в «Былом и думах», главная особенность русского языка «состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой3 всё выражается в нём — отвлечённые мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня» (выражение А.С. Пушкина), крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть».
Русская художественная литература, как и литература любого народа, — это вершина национального языка, его рас-цвет2, его наиболее полное и яркое воплощение. Это — драгоценнейшее3 языковое, интеллектуальное и эстетическое наследие, данное нам всем во владение. Давайте же учиться беречь это наследие, использовать его рачительно и умело.
(Л. Скворцов)
вершина национального языка эстетическое наследие
12
1. Определите стиль текста, аргументируйте своё мнение.
2. Объясните значение слов обуревать, интеллектуальный, эстетический.
3. В каком значении употребляется в высказывании Герцена прилагательное лирический (лирические чувствования)?
4. Сравните слова-паронимы наследие и наследство. Запишите толкование слова наследие.
5. Подберите синонимы к наречию рачительно.
6. Замените в предпоследнем предложении причастный оборот синони мичной конструкцией.
7. Составьте схему первого предложения.
8. Объясните орфограммы и пунктограммы. Почему тире в высказывании Герцена мы можем считать авторским знаком?
9. Выберите и выполните одно из заданий:
а) перескажите текст, стараясь сохранить особенности стиля;
б) подтвердите конкретными примерами справедливость слов Герцена;
в) ответьте письменно на вопрос «Что такое муки слова?»;
г) напишите сочинение на тему «Художественная литерату- ТЗ ра — это вершина национального языка».
Обуревать, 1 и 2 л. не употр. …кого (что) (высок.). Охватывать с большой силой (о мыслях, чувствах). Обуревают сомнения. Человек обуреваем страстями.
Наследие, -я, ср. (книжн.). Явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников. Идейное наследие. Наследие прошлого.
Заботливо, внимательно, любовно, бережно, бережливо (устар.), рачительно (устар., книжн.).
8. Прочитайте отрывок из словарной статьи «Словаря-справочника лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой. Какие особенности текста научного стиля можно отметить в этой словарной статье?
языковое наследие интеллектуальный эстетический
13
Паронимы (от греч. para — возле + onyma — имя). Одноко-ренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении… Драматический — драматичный; значение — значимость; интеллигентный — интеллигентский; оплатить — уплатить; освоить — усвоить; пометы — пометки; проблемный — проблематический — проблематичный; романический — романтический — романтичный; стилевой — стилистический; существо — сущность.
1. Запишите предложение, заменяя обособленные определения придаточным определительным: Паронимы — это…
2. Придумайте несколько предложений со словами-паронимами, данными в словарной статье.
3. Приведите свои примеры паронимов.
flB 9. Спишите отрывок из книги современного учёного-филолога А.И. Горшкова «Всё богатство, сила и гибкость нашего языка». Подчеркните грамматические основы предложений.
Литература немыслима вне языка. Говорить о писателе, о его произведениях и не сказать, как он владел словом, как использовал возможности языка, — всё равно что оценивать, скажем, певца только по его репертуару, ничего не говоря о его голосе, о мастерстве исполнения. Если мы не отнесёмся со вниманием и пониманием к языку, то не только не почувствуем эстетических достоинств, но и не поймём глубоко и всесторонне содержание литературного произведения. Литература — искусство изображения словом. Поэтому Гоголь, говоря о Пушкине как о национальном русском поэте, особо подчеркнул, что он более и далее всех раздвинул границы русскому языку и показал всё его пространство.
Крупнейшие наши писатели из всех заслуг Пушкина перед Россией, перед русским народом выделяли преобразование русского литературного языка. И.С. Тургенев в речи по поводу открытия памятника Пушкину говорил: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остаётся только идти по пути, проложенному его гением. <…> Русское творчество и русская восприимчивость стройно слились в этом великолепном языке, и Пушкин сам был великолепный русский художник. Именно: русский! Самая сущность, все свойства его поэзии совпадают со свойствами, сущностью нашего народа».
Связь языка с национальным характером, с национальным самосознанием5 и его выражением в литературе была очевидной истиной для всех русских писателей. И.А. Гончаров в одном из писем, рассуждая о том, что все нации должны внести в общую человеческую сокровищницу5 всё лучшее, что у них есть, заметил: «А для этого нужно русскому — быть русским, а связывает нас со своею нацией, больше всего, язык».
В творчестве Пушкина русский язык воплотился столь полно и совершенно, что само представление о русском языке стало неотделимым от представления о языке произведений великого писателя. А.Н. Толстой сказал: «Русский язык — это прежде всего Пушкин».
1. Определите тему, основную мысль текста. Составьте его план.
2. Какую роль в тексте выполняет цитирование? Перескажите высказывания И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Толстого, используя предложения с косвенной речью. Составьте схемы этих предложений.
3. Попробуйте объяснить, почему в этом тексте так много слож-
ных предложений. Можно ли было высказать мысли, содержащиеся в этом отрывке, используя только простые предложения? Найдите в тексте примеры сложноподчинённых предложений, в которых придаточное предложение поясняет: 1) одно слово (один член главного предложения), 2) всё главное предложение.
4. Объясните знаки препинания в предложении «И.А. Гончаров в одном из писем…». В каком случае что является союзом, а в каком — союзным словом? Подчеркните указательное слово как член предложения. Какова роль указательного слова?
5. Подготовьтесь к пересказу текста (или к изложению). Про- ТЗ анализируйте внимательно орфограммы, знаки препинания, обратите внимание на глаголы, которые используются в предложениях с прямой и косвенной речью: говорил, подчеркнул, сказал, заметил. Какие ещё глаголы вы можете употребить
в своём изложении при цитировании?
6. Готовясь к изложению, напишите словарный диктант.
Эстетические достоинства, великолепный язык, русская восприимчивость, национальное самосознание, очевидная истина, владеть словом, мастерство исполнения, понять глубоко и всесторонне; идти по пути, проложенному его гением; репертуар, искусство, неотделим, немыслим, сокровищница.

Предложения интернет-магазинов