Русский язык. 10-11 классы. Часть 2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.

Учебник, входящий в УМК, с одной стороны, позволяет повторить и систематизировать курс русского языка за курс основной школы, а с другой — расширяет и углубляет знания о языке и речи, учит творческой работе с текстами разных жанров и стилей и практическому применению полученных знаний в реальных ситуациях. Изучение курса русского языка в 10-11 классах по этому учебнику позволяет качественно подготовиться к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.

Русский язык. 10-11 классы. Часть 2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.

Текст из учебника

Часть 2
СИНТАКСИС
313. Познакомьтесь с отрывком из книги учёного-лингвиста. Спишите текст.
Информация, которая передаётся в речи, распределяется между различными структурными элементами языка, одну информационную «нагрузку» несут фонемы, эти самые мелкие «кирпичи» высказываний, его распознавательные знаки, другую — морфемы, это не «кирпичи», а первичные «блоки», обладающие уже своим значением, третью — слова, более крупные «блоки», существующие для называния явлений действительности, но все эти единицы пока что не могут образовать собственно высказывания, сообщения.
Что же в языке позволяет ему выполнять эту его главнейшую роль — функцию общения? Это синтаксис.
Именно в области синтаксиса возникает момент общения, коммуникации.
(А. Реформатский)
1. С помощью каких приёмов автор делает научную информацию понятной и доступной?
2. Проиллюстрируйте основные положения в высказывании учёного своими примерами.
3. Проанализируйте структуру высказывания. Какую роль в нём играет вопросительное предложение?
4. Дайте характеристику предложения Это синтаксис.
314. Прочитайте отрывок из книги «Как говорить правильно». Определите тему, основные мысли текста. Какие средства выражения отношения, оценки использует автор? Подготовьтесь к выразительному чтению. Спишите последний абзац, подчеркните грамматические основы предложений.
Поэзия Пушкина впервые в истории русской литературы показала гибкость и красоту русского синтаксиса, русской
функция общения структурные элементы языка
5
интонации. Как легко1 и естественно укладывает Пушкин в размер и ритмы стихотворной2 строки непринуждённость синтаксиса и интонаций разговорной речи: «Куда? Уж эти мне поэты!»
— Прощай, Онегин, мне пора. «Я не держу тебя; но где ты Свои проводишь вечера?»
— У Лариных. — «Вот это чудно. Помилуй! и тебе не трудно
Там каждый вечер убивать?»
— Нимало. — «Не могу понять…»
Как хорошо передаёт пушкинский синтаксис ритм5 и мелодию вальса:
Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихорь шумный; Чета мелькает за четой.
Как удачно служат синтаксические находки Пушкина задаче передать впечатление от быстрой езды: …Вот уж по Тверской Возок несётся чрез ухабы. Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.
Попробуйте, читатель1, на одном выдохе произнести предложение, начиная со слов Мелькают мимо… И попробуйте3 при этом постепенно убыстрять темп перечисления мелькаю-щих3 предметов. <…>
Чем лучше знаком пишущий3 и говорящий с интонационными ресурсами нашего языка и практикой речевого их использования, тем свободнее3 и разнообразнее его речь.
(Б. Головин)
ритм и мелодия интонационные ресурсы языка интонации разговорной речи
6
1. Охарактеризуйте синтаксические особенности каждого из цитируемых в тексте отрывков из произведений Пушкина. Произведите их пунктуационный разбор.
2. Какими примерами из цитируемых произведений можно
проиллюстрировать выразительные возможности:
а) предложений с однородными членами;
б) диалога;
в) неполных предложений;
г) порядка слов;
д) лексического повтора;
е) слов, употреблённых в переносном значении;
ж) стилистически окрашенных слов;
з) сравнительного оборота;
и) звукового повтора;
к) ритмической, интонационной организации стиха?
3. Сформулируйте самостоятельно ряд заданий к тексту, исходя из его особенностей (см. Памятку), и выполните их.
1. Подготовьтесь к выразительному чтению или пересказу текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы — короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.
2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
3. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие — на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты заглавия, если анализируется текст, имеющий заголовок.)
4. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.
5. Какие средства художественной изобразительности используются автором? (Если анализируется художественный текст.) Укажите средства речевой выразительности. (Если анализируется текст публицистического стиля.)
6. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?
7. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.
8. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)?
План комплексной работы с текстом (примерные вопросы и задания)
7
9. Объясните, пользуясь словарями, значение выделенных слов.
10. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?
11. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначны.
12. Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употреблённые в переносном значении, слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.). Какова их роль в тексте?
13. Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.
14. Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному; напишите изложение: или подробное, или сжатое, или выборочное и т.д.).
15. Произведите на материале текста разные виды разбора.
16. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.
17. Выпишите из текста слова определённых тематических групп (например, на тему «Культура», «Природа», «Человек: портрет, характер», «Музыка», «Живопись», «Слово. Речь», «Дорога. Путешествия»).
Данные вопросы и задания являются примерными и могут быть дополнены в зависимости от особенностей текста, например, так:
1. Запишите текст (абзац). Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений.
2. Какова роль в этом тексте односоставных предложений? Как их использование связано с содержанием текста?
3. Определите роль вводных слов.
4. Укажите языковые средства, помогающие автору выразить не только свои мысли, но и чувства, отношение, оценку.
5. Какова роль в тексте повторяющихся слов? Докажите, что повтор в этом тексте является оправданным.
6. Каковы особенности зачина (заключительной части) текста?
7. Напишите на основе данного текста сочинение. (Прокомментируйте в тексте-рассуждении мысли, выраженные в первом (последнем) предложении (абзаце).)
8
315. Прочитайте, ведя диалог с текстом, отрывок из рассказа В. Астафьева «Зорькина песня». Подумайте, какой смысл вложен автором в заголовок.
Зорькина песня
Бабушка разбудила меня рано утром, и мы пошли на ближний увал5 по землянику. <… >
Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бесшумно. Вот туман по грудь нам, по пояс, до колен, и вдруг // навстречу3 из-за дальних увалов полоснуло ярким светом, празднично заискрилось, заиграло в лапках пихтача, на камнях, на валежинах, на упругих шляпках молодых маслят, в каждой травинке и былинке.
Над моей1 головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела // звонким, чистым голосом, как будто она и не спала, будто всё время была начеку: «Тить-тить-ти-ти-ррри…»
— Что это, баба?
— Это зорькина песня.
— Как?
— Зорькина песня. Птичка зорька утро встречает, всех птиц об этом оповещает6.
И правда7, на голос зорьки-зарянки ответило сразу несколько голосов — и пошло, пошло! С неба, с сосен, с берёз — отовсюду сыпались на нас искры и такие же яркие, неуловимые, смешавшиеся в единый хор птичьи голоса. Их было много, и один звонче3 другого, и всё-таки зорькина песня, песня народившегося утра, слышалась яснее3 других. Зорька улавлива-ла6 какие-то мгновения, отыскивала почти незаметные щели и вставляла туда свою сыпкую, нехитрую, но такую свежую, каждое утро обновляющуюся2 песню.
— Зорька поёт! Зорька поёт! — закричал и запрыгал я. <…> В росистой траве загорались6 от солнца красные огоньки
земляники. Я наклонился, взял пальцами чуть шершавую, ещё только с одного бока опалённую ягодку и осторожно опустил её в туесок. Руки мои запахли // лесом, травой и этой яркой зарёю, разметавшейся по всему небу.
А птицы всё так же громко и многоголосо славили // утро, солнце, и зорькина песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в моё сердце и звучала, звучала, звучала… Да и по сей день // неумолчно звучит.
1. К какому типу речи относится текст? Укажите его характерные признаки. Выделите в тексте фрагменты-описания.
9
2. Перечитайте картину восхода солнца. Укажите в тексте языковые (лексические и синтаксические) средства, способствующие выразительности описания.
3. Перечитайте фрагмент, передающий музыку птичьего пения. Какую роль играет звукоподражание в создании художественной картины? Устно воссоздайте картину.
4. Сопоставьте языковые средства, использованные автором в описаниях. Выпишите их (каждый вид отдельно).
5. Какую роль играет в тексте речь персонажей? Укажите наиболее типичные особенности устной разговорной речи, отражённые в диалоге. Как оформлен диалог в письменной форме речи?
6. Определите по контексту значение слов увал, распадок, пихтач, валежины, туесок. Проверьте себя по словарю. К какой группе слов по употреблению они относятся и почему?
7. Какими языковыми средствами подчёркнут жизнеутверждающий смысл рассказа?
8. Выберите из текста по три примера разных синтаксических единиц — словосочетаний и предложений. Чем предложение отличается от словосочетания?
‘З 9. Напишите изложение (по вашему выбору — от 1-го или 3-го лица), заменив прямую речь косвенной.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Ключевые понятия главное слово зависимое слово
подчинительная связь согласование управление примыкание
именные словосочетания
глагольные словосочетания
наречные словосочетания
316. Подготовьтесь к уроку-семинару на тему «Типы словосочетаний и виды подчинительной связи». Для этого самостоятельно наметьте основные вопросы обсуждения темы и запишите их в качестве плана урока-семинара. При подготовке к уроку используйте данную ниже информацию.
10
Грамматическое значение (семантика) именных словосочетаний — предмет и его признак (прекрасный вид, строящийся дом).
В именных словосочетаниях главное слово чаще всего выражено именем существительным, а зависимое — именем прилагательным, причастием, именем числительным. Зависимое слово согласуется с главным: тихий вечер, строящийся дом, первый ученик, наш призыв, т.е. главное и зависимое слова имеют одну и ту же грамматическую форму падежа, числа, рода (в ед. ч.): тихим вечером, около строящегося дома, о первом ученике.
Грамматическое значение глагольных словосочетаний — указание на действие и предмет, на который оно переходит (дискутировали с товарищами, обменялись мнениями), или действие и обстоятельства его протекания (шли вдоль леса; остановились перед гостиницей; писал быстро).
В структуру глагольных словосочетаний входят в качестве главного слова — глаголы, а в качестве зависимого — имена существительные, местоимения, имена числительные, изменяющиеся по падежам, или наречие. Форма косвенного падежа определяется посредством управления и соответствует грамматической норме построения словосочетаний: распорядился согласно уставу (Д.п.); прибыл по расписанию (Д.п.); скучал в течение вечера (Р.п.). В глагольных словосочетаниях возможен и другой вид связи — примыкание (прибыл издалека; просил посторониться).
Грамматическое значение наречных словосочетаний — указание на признак признака (очень далеко, слишком неожиданно).
Особенностью структуры наречных словосочетаний является использование в качестве главного слова наречия. Они составляются посредством примыкания; грамматическая форма словосочетаний тоже неизменна, так как слова неизменяемые.
317. Прочитайте, ведя диалог с текстом. Спишите два первых // абзаца. Что говорится в них об особенностях словосочетаний как единицы синтаксиса?
<…> Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединиться с другими словами, включиться в предложение. Но прежде всего способность слова связываться с другими словами проявляется // в словосочетании.

Предложения интернет-магазинов