Русский язык. 11 класс. Контрольные работы в новом формате. Капинос В.И., Пучкова Л.И.

Пособие предназначено для проверки подготовки учащихся 11 класса по русскому языку. В нём представлены четыре контрольно-тренировочные работы (по одной на каждую четверть), предваряемые диагностическими тестами, и одна итоговая — для конца года. В совокупности они охватывают весь основной материал программы. Большая часть заданий представлена в формате измерительных материалов ЕГЭ. Поэтому второй задачей этого пособия можно считать пошаговую подготовку к итоговой аттестации. Ко всем заданиям даны ответы и рекомендации по оцениванию, которые позволяют перевести набранное учащимся число баллов в школьную отметку.

Русский язык. 11 класс. Контрольные работы в новом формате.

Текст из учебника

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….4
ЧАСТЬ I. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ…………………………………..6
Диагностический тест № 1. Морфемика
и словообразование. Морфология. Орфография…………………6
Диагностический тест № 2. Орфоэпические нормы.
Морфологические нормы. Орфография…………………………….11
Диагностический тест № 3. Синтаксис. Пунктуация……………16
Диагностический тест № 4.
Лексические нормы. Синтаксические нормы. Пунктуация…..23
ЧАСТЬ II. ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ…………..28
Контрольная работа № 1. Морфемика и словообразование.
Морфология. Орфография. Анализ текста………………………..28
Вариант 1…………’………………………………………………………28
Вариант 2…………………………………………………………………33
Контрольная работа № 2. Орфоэпические нормы.
Морфологические нормы. Орфография. Анализ текста……..38
Вариант 1…………………………………………………………………38
Вариант 2………v………………………………………………………..43
Контрольная работа № 3. Синтаксис. Пунктуация. Анализ
текста………………………………………………………………………………47
Вариант 1…………………………………………………………………47
Вариант 2…………………………………………………………………53
Контрольная работа № 4. Лексические нормы.
Синтаксические нормы. Пунктуация. Анализ текста…………..60
Вариант 1…………………………………………………………………60
Вариант 2…………………………………………………………………67
ЧАСТЬ III. ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА……………………74
Вариант 1…………………………………………………………………74
Вариант 2…………………………………………………………………86
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….98
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ………………………………98
ОТВЕТЫ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ………………………………………………….102
КОММЕНТАРИИ К ОТВЕТАМ (ВЫБОРОЧНЫЕ)……………….120
3
ВВЕДЕНИЕ
Пособие предназначено для проверки и оценки качества образовательных достижений учащихся 11 класса по русскому языку. В нём представлены четыре контрольно-тренировочные работы (по одной на каждую четверть) и одна итоговая — для конца года. В совокупности они охватывают почти весь основной материал программы средней школы.
Содержание контрольных работ соответствует требованиям нового стандарта, в котором конечные цели обучения определяются через понятия компетенций — лингвистической, языковой и коммуникативной.
Учитывая, что курс родного языка в старших классах в основном повторительно-коррекционный и включает в себя большой по объёму материал прошлых лет, рекомендуем спланировать обучение так, чтобы в каждую четверть включить материал из разных предметных компетенций: лингвистической (понятия системы языка), языковой (литературная норма, орфография и пунктуация), коммуникативной (стили, типы речи, текст). Результат работы каждого ученика проверяется и оценивается в конце четверти с помощью контрольных работ 1, 2, 3, 4. В начале четверти целесообразно выполнить диагностический тест (их тоже четыре), что поможет отобрать материал для уроков, предшествующих контролю, с учётом выявленных трудностей.
В приложении указаны все элементы содержания курса, проверяемые заданиями каждой контрольной работы. Контрольно-тренировочные работы даются в двух идентичных вариантах, что позволяет в случае необходимости использовать их повторно.
На выполнение каждой из контрольных работ 1, 2, 3, 4 отводится 40 минут, на выполнение итоговой работы —
4
80 минут. В заданиях итоговой работы отражены все элементы содержания курса, проверяемые единым государственным экзаменом, но в целях экономии времени задания даются более обобщённого характера, по той же причине предлагаются тексты меньшего объёма.
Ко всем заданиям даны ответы и рекомендации по оцениванию, которые позволяют перевести набранное учащимся число баллов в школьную отметку. Кроме того, ответы к большинству заданий прокомментированы, что даёт возможность использовать сборник для индивидуальной работы с учащимися и для самоподготовки.
5
ЧАСТЬ I. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
Диагностический тест № 1. Морфемика и словообразование. Морфология. Орфография
А2
A3
А1
В каких рядах во всех словах на месте точек пишется одна и та же буква?
а) разъяснить, с…экономить, об…езд
б) больших удач…, спряч…те, бур…ян
в) под…тожить, без…скусный, синиц…н
г) воображение, подр…жать, ави…линия
д) обж…гать, тысяч…листник, с…деющий
1) а, в 2)6, г 3) в, г 4) г, д
Укажите неверное объяснение написания слова.
1) разъехаться — Ъ пишется после приставки на согласный перед буквами Е, Ё, Ю, Я
2) постиндустриальный — в словах с иноязычным корнем после приставки на согласный сохраняется буква И
3) из туч_ — это существительное не относится к 3-му склонению (и стоит не в именительном/винительном падеже)
4) блистать — после корня с чередующимися гласными Е/И следует суффикс -а-.
В каком ряду во всех словах на месте точек пишется та же буква, которая выделена в первом слове?
1) ШЁЛКОВЫЙ, ТОЛЧ…НЫЙ, боч…нок
2) уступчИвый, раскач…ваться, независ…мый
3) прИмерка, пр…говорить , пр…клонный
4) посеЯны, беспоко…щий, они посе…т рожь
6
А7
А6
А4
А5
Укажите неверное утверждение.
1) В словосочетании говорит уверенно выделенное слово — наречие, образовано суффиксальным способом.
2) В сочетании море неспокойно выделенное слово — прилагательное, образовано приставочным способом.
3) Глагол преодолевать образован приставоч-но-суффиксальным способом.
4) Наречие по-новому образовано приставочно-суффиксальным способом.
Укажите неверное объяснение написания слова.
1) скачок — под ударением в суффиксе существительного после шипящего
2) видимый — в суффиксе прилагательного -им-
3) редкостный — в суффиксе существительного -ост-(это прилагательное образовано от слова редкость)
4) потерянный — в суффиксе основы инфинитива глагола потерять, от которой образовано причастие прошедшего времени
В какой словоформе неверно определено ударение? (Выделена буква, обозначающая ударный
гласный.)
1) передАли
2) передалА
3) пЕреданный
4)перЕдан
Какое слово не имеет омофона, в котором пишется одно Н?
1) испуганно
2) раненный
3) брошенный
4) сосредоточенна
7
А10
А9
А11
Укажите неверное объяснение написания слова.
1) В ДАННОМ СЛУЧАЕ — суффикс -НН- в прилагательном, образованном от глагола совершенного вида
2) ДВИЖЕНИЯ МАСТЕРА ТОЧНЫ И УВЕРЕННЫ -в краткой форме отглагольного прилагательного сохраняется суффикс -ЕНН-, как в полной форме
3) СОЧИНЕНИЕ НАПИСАНО — в суффиксе -АН-краткого отглагольного прилагательного
4) КОЖАНЫЙ — в суффиксе -АН- отымённого прилагательного
Укажите предложение(-я), в котором(-ых) выделенное слово пишется через дефис.
A. Мы занимались (по) прежнему плану
Б. Мы занимались (по) прежнему во вторую смену.
B. Иван Петрович у всех, будь (то) сам директор, требовал пропуск.
Г. До отхода поезда оставались какие (то) секунды.
1) А и Г 2) Б и Г 3) Б и В 4) только Г
Выберите правильное утверждение о выделенных словах в примерах А и Б.
А. Все мои друзья увлекались футболом, я то(же) стал болельщиком.
Б. Многие, попав в шторм, прощаются с мечтами о море, то(же) произошло со мной.
1) В обоих предложениях тоже — союз, пишется слитно.
2) В обоих предложениях местоимение с частицей — то же, пишется раздельно.
3) В предложении А союз тоже, в предложении Б местоимение с частицей — то же.
4) В предложении А местоимение с частицей — то же, в предложении Б союз тоже.
8
вз
В2
В1
А11
Укажите предложение, в котором указательное местоимение служит средством связи с предыдущим предложением.
Есть разные виды планов. (А)Всем известен такой вид плана, как назывной. (Б)Назывной план — это план текста в виде назывных предложений. (В)Чаще всего в таком плане используются отглагольные существительные.
1) А и В 2) Б 3) Б и В 4) В
Напишите правильно выделенные слова (что(бы), н… ) в примерах А и Б.
А. Бабушка верила всему, что(бы) ей н… говорили. Б. Она ещё не знала о моём отъезде, и я просил, что(бы) ей н… говорили.
А-_
Б-_
Напишите правильно выделенные слова в примерах А и Б.
А. По шоссе мчат…ся машины. Б. Нельзя мчат…ся с такой скоростью.
А-_
Б-_
Напишите правильно выделенные слова в порядке их следования.
(Не) смотря на проливные дожди последствия аварии были ликвидирова…ы (в) течени… суток.
Если встрет…те незнакомое для вас слово, выясните его значение и об…зательно напишите его (по) памяти, (не) смотря в книгу.
9
C1
Объясните, когда следует писать ВЫБЕРЕТЕ, а когда — ВЫБЕРИТЕ. Приведите примеры.
С2
Объясните, чем различаются по значению и грамматическим свойствам слова ДОСТИЖИМЫЙ и ДОСТИГАЕМЫЙ.
10
Диагностический тест № 2. Орфоэпические нормы. Морфологические нормы. Орфография
А1
А2
A3
А4
В каком слове неверно определено ударение? (Выделена буква, обозначающая ударный гласный.)
1) намеревАться
2)намерЕние
3)переведЁн
4) Исподволь
В какой словоформе неверно определено ударение? (Выделена буква, обозначающая ударный гласный.)
1) директоров
2) профЕссоров
3) лИфты
4)крепостЕй
Укажите пример нарушения морфологических норм литературного языка.
1) стряхнуть с плеч
2) обломки копий
3) разные свитеры
4) играть с детями
Укажите пример, в котором нет нарушения ни морфологических, ни орфографических норм литературного языка.
1) (нет) шприцев
2) (нет) шприцей
3) (нет) шприцов
4) (нет) шприцов
11
А11
Укажите пример нарушения морфологических норм литературного языка.
1) сожжём мусор
2) стерите пыль
3) положите, пожалуйста, сюда
4) часто организуют концерты
А7
А6
Укажите пример нарушения морфологических норм литературного языка.
1) переведший сказку на русский язык
2) спасшись от врагов
3) вырастя в городе
4) принеся букет
Какое причастие не может употребляться без суффикса (постфикса) -СЯ?
1) вернувшийся
2) одевающийся
3) надеявшийся
4) поссорившийся
А9
А8
Какое причастие может употребляться с суффиксом (постфиксом) -СЯ?
1) достигающий
2) недостающий
3) растаявший
4) достигнувший
От какого глагола нельзя образовать страдательное причастие?
1) утомлять
2) утомить
3) вырастить
4) вырасти
12
А14
А13
А12
А11
А10
Укажите предложение с морфологической ошибкой.
1) Есть список товаров, облагающихся пошлиной.
2) Цензоры считали, что это стихи, призываемые к бунту.
3) События, отображаемые в романе, происходили три века назад.
4) События, отображающиеся в романе, происходили три века назад.
Укажите пример нарушения морфологических норм.
1) свыше семисот рублей
2) после две тысячи тринадцатого года
3) до ста седьмой страницы
4) с двадцатью четырьмя сотрудниками
Укажите пример нарушения морфологических норм.
1) были у его сестры
2) были у него
3) кроме его были все
4) пригласили некоего Пеструхина
Укажите пример нарушения морфологических норм.
1) ближайший
2) близлежащий
3) самый ближний
4) самый ближайший
Укажите глагол, имеющий разговорную окраску.
1) срабатывать
2) сказывать
3) спрашивать
4) скашивать
13

Предложения интернет-магазинов