Русский язык. 11 класс. Поурочные планы к Власенкову, Грекову, Гольцовой и др.

В пособии представлены подробные поурочные разработки по русскому языку для 11 класса. В сценарии уроков включены традиционные формы занятий, а также варианты заданий, сформулированных в соответствии с последними демовариантами тестов ЕГЭ. Ко всем заданиям даны подробные комментарии. В конце пособия приведены тематические тесты, индивидуальные задания и различные виды диктантов. Адресовано учителям старших классов, студентам педагогических вузов и колледжей.

Русский язык. 11 класс. Поурочные планы

Текст из учебника

Урок 1. Слово о русском языке. Русский язык как развивающееся явление
Цели: познакомить с задачами и особенностями изучения русского языка в 11 классе; показать основные этапы развития русского языка и истории его изучения; убедить в необходимости знания истории языка для совершенствования навыков устной и письменной речи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя
Цель занятий по русскому языку в 11 классе — закрепить и углубить лингвистические знания, научиться применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ.
Для этого вам пригодятся различные пособия по русскому языку и разные виды лингвистических словарей.
На уроках мы будем повторять изученное ранее, закреплять и углублять знания обо всех уровнях языка, выполнять индивидуальные и групповые задания. При проверке домашних заданий остановимся на наиболее сложных вопросах. В качестве контрольных заданий будут предложены различные виды диктантов и тестов, анализ текстов, сочинения.
Но и по окончании школы, после сдачи обязательного для всех ЕГЭ по русскому языку, изучение его не заканчивается. И дело не только в том, что во всех — гуманитарных и негуманитарных — вузах на младших курсах введён предмет «Русский язык и культура речи». Дело в том, что язык надо изучать всю жизнь — это необходимое условие вашего успеха в обществе,
8 Урок 1. Слово о русском языке. Русский язык как развивающееся явление
в семье, в профессии. Только правильная речь даёт возможность точно выразить свою мысль.
2. Лекция с элементами беседы
Язык — живое, развивающееся явление. Всё в природе непрерывно развивается, будь то живой организм или мёртвый с виду камень. Другое дело — насколько быстро происходят изменения.
Развивается человек, развиваются его отношения с миром, с окружающими его людьми, развивается его язык. Как всё в мире, языки рождаются и умирают, но не бесследно: пройдя очень долгий жизненный путь, они оставляют свои следы в других, новых языках. Яркий пример — жизнь древнегреческого и латинского языков. Они считаются мёртвыми, потому что на них не говорят современные люди. Зато они сохранились в древних текстах, их корни проросли во все европейские языки. Латынь, например, стала языком науки, большая часть новейшей терминологии основана на древнегреческом и латыни. Недаром другое их название — классические языки.
Многие вполне современные слова таят в себе древнегреческие и латинские корни: магнитофон, телевизор, мобильник, дискета, процессор, монитор и т. д.
Все эти слова воспринимаются нами как русские, мы пользуемся ими в повседневной речи, но по происхождению они заимствованные. Русский язык восприимчив, гибок, он способен впитывать опыт других стран и народов, он осваивает иноязычные корни, приспосабливает к своей фонетике, оформляет по законам своей грамматики. Так образуются многие неологизмы. Слово неологизм тоже, кстати, греческое по происхождению (нео — новый, логос — слово).
Новые слова иногда с трудом приживаются в языке, у них бывает немало противников, причём авторитетных. Например, привычное и необходимое нам слово чемпион было в штыки воспринято А.П. Чеховым: оно резало ему слух. Когда-то слова промышленность, общество были неологизмами. Их ввёл в русский язык Н.М. Карамзин. Ещё раньше в русский язык вошли голландские слова компас, гавань, матрос. Они понадобились для обозначения новых понятий при Петре I, который сделал Россию морской державой.
— Почему образуются новые слова? Какие ещё способы образования неологизмов, кроме заимствования, вы знаете?
(Обсуждение.)
Комментарии
Появляются новые явления, новые предметы, и возникает необходимость обозначить, назвать их.
9 Урок 1. Слово о русском языке. Русский язык как развивающееся явление
Неологизмы могут образовываться из готовых морфем по образцу уже существующих в языке слов, например: суперцены — приставочный способ, Интернет — способ сложения, бэкапить (создавать резервную копию какой-либо информации) — суффиксальный способ. Пока слово бэкапить относится к сленгу компьютерщиков. Слово компьютерщик тоже, между прочим, образовано от недавнего неологизма — компьютер — с помощью русского суффикса -щик, как и прилагательное компьютерный — с помощью суффикса -«-, обычно используемого в русском языке для образования прилагательных от существительных. Так идёт освоение, обрусение заимствованных слов.
Ещё один способ образования неологизмов — развитие в давно знакомом слове другого, вторичного значения на основе сходства нового явления с явлением уже известным, как это произошло со словом спутник. Первоначальное его значение — тот, кто совершает путь, едет или идёт вместе с кем-либо. Новое значение (космический летательный аппарат) возникло в середине XX в. в связи с освоением космического пространства, развитием космической техники. Именно в таком значении слово спутник вошло в другие языки мира.
Другой пример — прилагательное зелёные, перешедшее в определённом своём значении в разряд существительных: движение зелёных, партия зелёных. Причём у этого прилагательного есть ещё ряд интересных постепенно развившихся значений: зелёный — неопытный по молодости, зелёный — доллар и т. д.
Жизнь меняется, а значит, исчезают понятия, существовавшие прежде. Слова, обозначавшие эти понятия, переходят в разряд историзмов: конка, ям, ликбез и т. д.
Изменения в лексике очевидны, особенно интенсивно они происходят в наши дни. Но развитие языка можно проследить не только на лексическом, но и на других уровнях.
Возьмём несколько примеров из фонетики. В XIX и в начале XX в. в окончаниях прилагательных и фамилий, образованных от прилагательных, произносили твёрдые г, к, х: долгий — [г], Чайковский — [к], поэтому буква и в окончании обозначала нечто среднее между безударным звуком [ы] и редуцированным [о] ([ъ]).
Иллюстрацией может служить фрагмент стихотворения А.С. Пушкина.
Под бурями судьбы жестокой Увял цветущий мой венец; Живу печальный, одинокий, И жду: придёт ли мой конец.
Твёрдое произношение доказывается точной рифмой: одинокий произносится так, как будто написано одинокой. Такое традиционное произношение сохранилось в сценической речи.
10 Урок 1. Слово о русском языке. Русский язык как развивающееся явление
Возвратные частицы -ся и -сь тоже произносились твёрдо. Доказательство находим в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Там, там, под сению кулис Младые дни мои неслись ([с]).
Стихи сохраняют традиционное произношение, которое необходимо соблюдать при чтении.
Интересно, что произносительные (орфоэпические) нормы иногда диктуются политическими соображениями. Так, древние русские тексты в течение нескольких веков (примерно с XIV по XVI в.) зафиксировали постепенное укрепление позиций аканья, которое пришло на смену оканью, свойственному северным говорам, вместе с укреплением позиций Москвы как столицы Руси. Аканье, характерное для южнорусских говоров, стало нормой на рубеже XVI—XVII вв.
Изменения в языке происходят и в морфемике. Например, в современном русском языке слова искусный, искусственный, искус -ство имеют разные корни: искусный, искусственный, искусство.
Исторически же они имеют один корень —кус—куш-, тот же,
что в словах искус, искушать, покушаться. Значения слов разошлись далеко, поэтому корни у них тепермзазные.
Слово вдохновение имеет морфемы: вдохновений] [й’э], хотя этимологически в слове выделяется приставка в- и корень -дох-. В слове вдох именно такие морфемы. Однокоренные слова к слову вдох: дышать, дыхание, вдохнуть и т. д. Но в современном русском языке слово вдохновение утратило связь с первоначальным значением вдохнуть (нечто божественное), поэтому и членение на морфемы изменилось.
На уровне морфологии тоже можно наблюдать развитие языка. Например, в древнерусском языке существовал седьмой падеж — звательный. Его остатки сохранились в литературе (Чего тебе надобно, старче? Старче — старик), в молитвах (Отче наш… Отче — отец), в междометиях (Господи! Боже мой! Господи — Господь, Боже — Бог). В современном русском языке звательного падежа нет, хотя черты его всё же наблюдаются, когда используют сокращённую форму слов при обращении к кому-либо: Тань! Мам! Ба!
Произошло изменение рода ряда слов. В ХЕХ в., например, существительные зал, лебедь, испуг относились к женскому роду. У Пушкина в «Евгении Онегине» читаем:
Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням, Расправил волоса рукой, Вошёл. Полна народу зала.
11 Урок 1. Слово о русском языке. Русский язык как развивающееся явление
Кстати, в этом фрагменте есть и устаревшая форма множественного числа существительного: волоса вместо современного волосы.
В пушкинской же «Сказке о царе Салтане…» есть такие строки:
Бьётся лебедь меж зыбей, Коршун носится над ней… Глядь — поверх текучих вод Лебедь белая плывёт.
А вот пример из произведения А.С. Грибоедова:
Смятенье! Гнев! Испуга\
Изменения в синтаксисе происходят медленнее, чем в других ярусах языка. Повышается роль контекста, роль порядка слов, сокращается длина предложений-высказываний; грамматические рамки предложения нарушаются (явление парцелляции). Усиливается влияние разговорной речи на письменную.
Увеличивается роль предложных сочетаний по сравнению с прошлым и позапрошлым веками. Так, в «Евгении Онегине» встречаем предложение «Её постели сон бежит», а сейчас мы сказали бы: «От её постели сон бежит». Иногда одни предлоги заменяются другими: раньше говорили пойти в концерт, сейчас — пойти на концерт. Есть обратный пример: до того как Украина получила независимость, говорили поехать на Украину, сейчас — поехать в Украину.
Особой активностью отличаются предлоги с, по: закончить с делами вместо закончить дела, преподаватель по русскому языку вместо преподаватель русского языка и т. д.
Исторические изменения периодически фиксируются в научных трудах, словарях, учебниках. Реформы языка проводятся только тогда, когда изменения становятся массовыми, когда фактов собирается много.
Первая такая реформа произошла во времена Петра I и связана с именем М.В. Ломоносова. Распространение европейского просвещения, развитие науки и техники, просветительская деятельность Петра требовали демократизации литературного русского языка. В 1708 г. Пётр I издал указ о замене церковно-сла-вянского шрифта русской гражданской азбукой с упрощённым и более округлым начертанием букв. Ломоносов явился создателем первой научной русской грамматики, ему же принадлежит учение о трёх стилях.
Следующая крупная реформа датируется 1918 г., хотя готовилась она задолго до прихода советской власти. Эта реформа была направлена на упрощение русского правописания, на дальнейшую демократизацию языка. Она отражала реальные изменения,
12 Урок 1. Слово о русском языке. Русский язык как развивающееся явление
произошедшие в языке за несколько веков. Из алфавита были исключены буквы Ъ (ять), 0 (фита), I (и десятеричное), которые практически дублировали буквы е, ф, и. Был исключён твёрдый знак (&) на конце слов (он сохранился только в качестве разделительного знака). Была удалена буква v (ижица), последняя буква дореформенного русского алфавита, обозначавшая гласный звук [и] в немногих словах греческого происхождения (м\ро, сунодъ). Изменилось правило написания приставок на з — с: теперь все они (кроме с-) оканчивались на с перед глухими согласными и на з — перед гласными и звонкими согласными.
Если реформа 1918 г. касалась орфографии, орфоэпии и грамматики, то реформа 1956 г. была не столь масштабной. В 1956 г. были составлены действующие и в наше время «Правила русской орфографии и пунктуации».
Новейшая же реформа 2009 г. утвердила список грамматик, словарей и справочников, которые считаются образцовыми. Эта реформа вызвала большой резонанс в обществе, многими она не была поддержана. В список слов, объявленных нововведениями в русском языке, вошли, например, варианты, представляющие собой уходящую норму (йогурт), разговорные употребления (договор, средний род существительного кофе), которые признаются допустимыми именно как разговорные уже не одно десятилетие. Существенных изменений последняя реформа не принесла.
Необходимо иметь в виду, что спорные вопросы, написания и произношения, имеющие варианты, не включаются в перечень вопросов на экзаменах.
3. Заключительное слово учителя
Итак, развивается общество, развиваются культура, наука, техника — развивается и язык. Развиваясь, он постепенно меняется, и в этих изменениях участвует каждый из говорящих на русском языке. Поэтому и от нас зависит, каким будет наш родной язык.
— Почему важно знать об изменениях в языке?
(Обсуждение.)
Комментарии
Ещё в XIX в. известные лингвисты и методисты Ф.И. Буслаев, Ф.Ф. Фортунатов, Д.А. Шахматов стремились связать преподавание русского языка с его историей. В наше время этот вопрос остаётся актуальным.
Знать об изменениях, происходивших в языке, необходимо не только для сохранения культурных традиций. Многие факты языка невозможно объяснить без исторического комментария.
Например, зная, что краткими в древности были только е и о (сейчас мы называем их беглыми гласными), мы не ошибёмся
13 Урок 1. Слово о русском языке. Русский язык как развивающееся явление
в написании таких слов, как ключик {ключика), замочек {замочка). А помня о том, что в древнерусском языке жиш были мягкими, мы поймём, почему современная орфография требует таких написаний слов: жизнь, шило, несёшь, рожь.
Кроме того, правописание многих заимствованных слов можно объяснить, зная, как пишется слово в языке, из которого оно пришло к нам.
Знания по истории родного языка помогут лучше понять классические литературные произведения, разобраться в смысле пословиц и поговорок. Например, стоять фертом — стоять, уперев руки в бока, словно буква «ферт» — современная ф.
История языка даёт почувствовать живую связь современного языка с его историческими корнями, объясняет внутреннюю логику, обусловленность существующих теперь лексических, грамматических, орфографических явлений.
Домашнее задание
1. Подготовиться к вопросам по лекции.
2. Написать сочинение-рассуждение о русском языке (см. КИМы*, тест 1).
3. Подготовить сообщения о знаках препинания и их употреблении (группе).
Примечания
1. Для более эффективной работы на уроках можно разделить класс на группы, каждая из которых будет отвечать за подготовку заданий по конкретному разделу языкознания (поочерёдно): фонетике, морфемике и словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису. К каждому уроку группы готовят задания по разным разделам; таким образом, все ученики повторяют материал за курс 5—9 классов, углубляют свои знания, совершенствуют навыки.
2. В качестве домашних заданий могут быть предложены упражнения из учебников для 10—11 классов, а также творческие задания. Домашние задания должны быть вариативными: учитель предлагает несколько вариантов работы, а ученики выбирают любой из них. Таким образом, учащиеся просматривают несколько заданий, оценивают свои возможности, а учитель на уроке может контролировать выполнение домашних заданий путём взаимопроверки, останавливаться на сложных вопросах.
3. Вырабатывать пунктуационные навыки эффективно на стихотворных примерах. Если ученики будут справляться с разбором предложений из поэтических произведений, то примеры из прозаических текстов покажутся им лёгкими.
■»Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 11 класс /
Сост. Н.В. Егорова. М: ВАКО, 2013.
14
Синтаксис и пунктуация
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Урок 2. Принципы русской пунктуации. Употребление знаков препинания. Пунктуационный анализ текста
Цели: обобщить знания о русской пунктуации, о типах знаков препинания и их функциях; совершенствовать навыки пунктуационного анализа текста, постановки знаков препинания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Докажите, что русский язык — развивающееся явление.
— Приведите примеры неологизмов. Какие способы их образования вам известны?
— Приведите примеры устаревших слов.
— Какие изменения происходят в русском языке на разных его уровнях?
— Расскажите о реформах русского языка.
— Докажите необходимость знаний по истории языка. (Чтение и обсуждение сочинений-рассуждений.)
III. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя
Переходим к разделу языкознания, который вы подробно изучали в 8 и 9 классах, — к синтаксису. Синтаксис изучает строение и значение синтаксических единиц — словосочетаний и предложений. С синтаксисом тесно связана пунктуация — система правил знаков препинания, помогающая устанавливать связи и отношения между синтаксическими единицами, между словами в предложении.
2. Сообщения о знаках препинания и их употреблении
(Группы представляют свои сообщения, приводят примеры. Класс обсуждает вопросы, работает над правильной интонацией, отражающей знаки препинания. Старшеклассники должны уметь передавать в устной речи паузы, которых требуют точка, запятая, точка с запятой, многоточие; воспроизводить вопросительную и восклицательную интонацию; отражать понижение интонации перед двоеточием и повышение перед тире, особые паузы, ускоренный темп речи и пониженный тон части предложения, заключённой в скобки; выделять голосом заключённую в кавыч-
Урок 2. Принципы русской пунктуации. Употребление знаков препинания 15
ки цитату; произносить с характерной интонацией предложения с прямой речью.)
3. Принципы русской пунктуации, функции и виды знаков препинания (слово учителя)
Русская пунктуация основывается на нескольких принципах.
Основной принцип — грамматический — диктует ставить знаки препинания в соответствии с грамматическим строением предложения: запятые между частями сложного предложения, между однородными членами, до и после обращений и т. д.
Смысловой принцип предписывает ставить знаки препинания, исходя из смысла предложения, когда чисто синтаксически возможны варианты.
Машина сонно шуршала по кремнистой дороге, сонно шумел ветер в радиаторе, дремали пассажиры… (К.Г. Паустовский)
Если не знать, что такое радиатор, можно поставить запятую и после слова ветер.
На нарушении этого принципа построены стихотворения-небылицы.
Кисель там варят из резины, Там шины делают из глины, Кирпич там жгут из молока, Творог готовят из песка, Стекло там плавят из бетона, Плотины строят из картона, Обложки там из чугуна, Там варят сталь из полотна, Кроят рубахи из пластмассы, Посуду делают…
В. Чантурия
Достаточно переставить знаки препинания с концов строк в середину, и текст приобретёт смысл.
Кстати, очень удобно и эффективно тренировать пунктуационную зоркость именно на стихотворных фрагментах.
Третий принцип пунктуации — интонационный: знаки препинания ставятся в соответствии с интонацией. Так, по основному правилу тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — существительным в именительном падеже.
Это правило соблюдается в стихотворении А.С. Пушкина «Моя родословная».
Я грамотей и стихотворец, Я Пушкин просто, не Мусин, Я не богач, не царедворец, Я сам большой: я мещанин.
16
Синтаксис и пунктуация
Однако интонация может подсказать другие варианты в подобных конструкциях.
Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоён…
Я — изысканность русской медлительной речи…
К.Д. Бальмонт
Эти примеры свидетельствуют о том, что русская пунктуация довольно гибкая. Пунктуация может выражать не только синтаксические связи, но и оттенки смысла, интонационные особенности речи.
В соответствии с принципами русской пунктуации знаки препинания выполняют различные функции: смысловую, интонационную, синтаксические (выделительную, разделительную).
Функции знаков разделения (точка, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире) — обозначение границ между отдельными независимыми предложениями, между однородными членами, между простыми предложениями в составе сложного; указание на тип предложения по цели высказывания.
Функции знаков выделения (две запятые и два тире (когда они единые парные знаки), скобки, кавычки) — обозначение границ синтаксических конструкций, которые дополняют, поясняют члены предложения; интонационно-смысловое выделение обращений, вводных слов.
Особым знаком препинания является красная строка (абзац).
4. Практическое задание
— Запишите предложения под диктовку, расставьте знаки препинания, назовите их функции.
1) Персонажи чеховских сценок, этюдов, новелл — «маленькие люди»: мелкие чиновники, дрожащие перед начальством; гимназисты, не выучившие урок; девицы, мечтающие о замужестве.
2) «Цель энциклопедии — собрать знания, рассеянные по свету, привести их в систему, понятную для людей, ныне живущих, и передать тем, кто придёт после нас», — писал знаменитый французский философ и писатель Дени Дидро.
3) Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
М.Ю. Лермонтов
4) И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умрёмте же под Москвой, Как наши братья умирали!»
М.Ю. Лермонтов
Урок 2. Принципы русской пунктуации. Употребление знаков препинания
17
— Определите, из какого произведения последняя цитата и какому герою принадлежат эти слова. (Эти слова принадлежат герою стихотворения «Бородино», полковнику.)
5) Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражён булатом, Он спит в земле сырой.
М.Ю. Лермонтов
Комментарии
Обратим внимание на предложение 1. Если вместо точки с запятой использовать запятую, смысл может исказиться: …«маленькие люди»: мелкие чиновники, дрожащие перед начальством, гимназисты, не выучившие урок, девицы, мечтающие о замужестве. К трём однородным членам (чиновники, гимназисты, девицы) могут прибавиться ещё три, так как причастия могут субстантивироваться, т. е. перейти в разряд существительных (<дрожащие перед начальством, не выучившие урок, мечтающие о замужестве).
Примечания
1. Фразу «Определите, из какого произведения…» тоже стоит обыграть: записать и объяснить отсутствие запятой перед союзом и (однородные придаточные относятся к одному главному предложению).
2. Здесь и далее: если позволяет время, учитель может предложить выполнить упражнения из доступных учебников. На данном уроке можно предложить записать и проанализировать наиболее интересные и сложные с точки зрения пунктуации предложения (желательно выбирать предложения, в которых сразу несколько различных знаков препинания), назвать функции знаков препинания, построить схемы.
5. Обобщение. Составление таблиц
Функции знаков препинания
Разделительные знаки Выделительные знаки
Точка Вопросительный знак Восклицательный знак Точка с запятой Двоеточие Многоточие Абзацный отступ Запятая (одиночный знак) Тире (одиночный знак) Скобки Кавычки Запятая (парный знак) Тире (парный знак)
18
Словосочетание
Типы знаков препинания
Знак препинания Тип Пример
Точка Разделительный Весна пришла неожиданно.
Восклицательный знак Разделительный Вот и каникулы!
Вопросительный знак Разделительный Скоро ли кончится урок?
Запятая Разделительный Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. (А. С. Пушкин)
Выделительный Вы, дедушка, отдохните.
Тире Разделительный Лес рубят — щепки летят.
Выделительный Мой приход — я заметил это -смутил его.
Скобки Выделительный Первым тире (черту) стал употреблять Н.М. Карамзин.
Двоеточие Разделительный Всё расцвело: и природа, и люди на улицах.
Кавычки Выделительный «Который час?» — спросил я у прохожего.
6. Пунктуационный анализ текста
(Работа в группах, затем обсуждение. Для анализа следует выбрать небольшой текст из любого учебника (физики, химии, биологии, истории и т. д.).)
Домашнее задание
1. Дополнить таблицу «Типы знаков препинания» своими примерами.
2. Упражнения учебника.
3. Составить задания по фонетике, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Урок 3. Словосочетание.
Виды синтаксической связи
Цели: закреплять знания о строении словосочетаний; совершенствовать умения выделять словосочетания в тексте, определять их грамматические значения, конструировать словосочетания; разобрать соответствующее задание демоварианта ЕГЭ.

Предложения интернет-магазинов