Русский язык. 11 класс. Профильный уровень. Хлебинская Г.Ф.

Книга завершает линию учебников по русскому языку Г.Ф. Хлебинской для старшей школы. Учебник содержит теоретический и практический материал по морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации. При изложении теоретических вопросов широко используются таблицы и схемы. Для объяснения отдельных явлений современного русского языка приводятся исторические комментарии. Наряду с тренировочными упражнениями представлены задания творческого, поискового и игрового характера. Особое внимание уделено работе с текстом. Учебник ориентирован на подготовку учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Русский язык. 11 класс. Профильный уровень.

Текст из учебника

Уважаемые одиннадцатиклассники!
В этом году вам предстоит продолжить работу, которую вы начали в 10-м классе:
1) повторить и систематизировать всё изученное в школьном курсе русского языка;
2) усовершенствовать своё умение правильно использовать богатейшие ресурсы русского языка как в устной, так и в письменной форме;
3) подготовиться к государственной итоговой аттестации и продемонстрировать знания и умения, накопленные за годы обучения в школе.
Решить стоящие перед вами задачи поможет этот учебник.
Вы найдёте в нём весь необходимый теоретический и практический материал. Вникнуть в содержание сложных тем вам помогут схемы, таблицы, сведения из истории языка.
К упражнениям повышенной сложности в Приложении приведены ответы, на что указывает значок *.
На подготовку к аттестации за курс средней школы нацелены итоговые работы, каждая из которых включает в себя задания из всех разделов курса, в том числе работу с текстом.
Содержание упражнений тесно связано с литературой, развитием литературного процесса в России, историей нашей страны, жизнью и творчеством лучших писателей и поэтов XVIII—XXI вв.
В учебнике используются следующие условные обозначения:
— исторический комментарий;
— упражнения по развитию связной речи;
— упражнения игрового характера;
— упражнения частично-поискового характера. Желаем успехов!
Морфология
Морфология — (от греч. morphe — форма + logos — учение) — грамматическое учение о слове, включающее в себя учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и присущих им способах словообразования. Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику
§ 1
Понятие о частях речи
Части речи — это основные лексико-грамматические классы, по которым распределяются слова исходя из трёх признаков: семантического (т. е. смыслового), морфологического, синтаксического.
Семантический Морфологический Синтаксический
Обобщённое значение (предметность, действие или состояние, признак и т. д.) Морфологические категории (падеж, число, род, лицо, вид и т. д.) Функция в предложении (подлежащее, сказуемое, дополнение и т. д.)
1
В современном русском языке различаются самостоятельные и служебные части речи, а также выделяются особые группы слов.
5
К самостоятельным (или знаменательным) частям речи относятся: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, слова категории состояния.
К служебным частям речи относятся: предлоги, союзы, частицы.
В особые группы слов выделяются междометия и звукоподражательные слова.
Самостоятельные части речи обозначают предметы, признаки, действия и другие явления действительности. Самостоятельные части речи выступают в роли членов предложения.
Служебные части речи не называют явлений действительности, а указывают на отношения, существующие между этими явлениями. Не обладая номинативной функцией, служебные слова не являются членами предложения.
Междометия выражают эмоции говорящего, не называя их.
§ 2
Имя существительное как часть речи
Имя существительное — самостоятельная часть речи. Оно входит в группу именных частей речи наряду с именем прилагательным, именем числительным, а также местоимением.
Признаки имени существительного
Семантический Морфологический Синтаксический
Значение пред- Постоянные: соб- Любой член
метности (называ- ственное/нарица- предложения
ет живые сущест- тельное; одушевлён- (преимущест-
ва, разнообразные ное/неодушевлённое; венно подлежа-
предметы и явле- конкретное, отвле- щее и дополне-
ния действитель- чённое, собиратель- ние)
ности), отвечает ное, веще ственное;
на вопросы род, склонение.
кто? что? Непостоянные:
падеж, число
Начальная форма — именительный падеж, единственное число.
6
Лексико-грамматические разряды существительных
Лексико-грамматические разряды — это группы слов какой-либо части речи, противопоставленные друг другу по лексическому значению и грамматическим признакам. Имена существительные объединяются в следующие разряды:
Нарицательные Собственные
Обобщённые наименования Индивидуальные наименова-
однородных предметов: ния предметов и явлений, вы-
поэт — поэты, деленных из ряда однородных:
река — реки Гомер, Волга, Альпы
Следует различать собственные имена существительные и собственные наименования, в состав которых могут входить нарицательные и собственные существительные, а также слова других частей речи, например: Великая Отечественная война (прил. + + прил. + нариц. сущ.); теорема Пифагора (нариц. сущ. + собств. сущ.).
При обозначении типа людей, свойств их характера имена собственные (чаще всего имена литературных персонажей) могут перейти в разряд имён нарицательных: маниловы, плюшкины, геркулесы.
Нарицательные существительные по значению делятся на:
конкретные — наименования материальных предметов и явлений действительности: дом — дома, заяц — зайцы;
отвлечённые (абстрактные) — наименования разнообразных понятий (процессов, состояний, качеств): здоровье, ходьба, смех, слепота;
вещественные — называют однородную по своему составу массу, вещество: молоко, азот; сливки, дрожжи.
В отличие от конкретных они не допускают сочетаний с числительными (нельзя говорить три молока, два масла), а при указании меры употребляются в род. п. ед. числа (литр молока, килограмм масла);
собирательные — называют совокупность одинаковых лиц и однородных предметов как единое целое: листва, учительство.
Определите лексико-грамматический разряд существительных:
I. 1) собственные; 2) нарицательные.
Андрей, юноша, фамилия, Тургенев, страна, Россия, планета, Юпитер, город, Москва, история, эпоха Возрождения, сражение, Бородинская битва, Первая мировая война, праздник, День Победы, 1 Мая, персонаж, братья Карамазовы, горы, машина «Волга», Русский музей, роман «Война и мир»; в жизни ещё встречаются хлестаковы и собакевичи; газета «Правда», теплоход «Пётр Великий».
II. 1) конкретные; 2) отвлечённые; 3) собирательные; 4) вещественные.
Книга, школа, изучение, мировоззрение, профессура, профессор, творчество, листва, лист, выборы, каникулы, воздух, температура, детвора, снежинка, рожь, молоко, машина, свинец, вишенка, белизна, дом, масло, новизна, молодёжь, сестра, учительство, журнал, радость.
II. Определите тип речи текста. Докажите, что абзацное членение выявляет логическую структуру текста. Назовите средства связи между предложениями.
Александр Сергеевич Грибоедов уже в юн(?)ые годы был сторонником романтизма, рамки клас(?)ицизма ему м..шали. Почему же в своей к..медии «Горе от ума» он сохр..нил эти рамки? Сохр..нил старое зав..щание клас(?)ицизма — единство врем..ни и места? Герои его так (же) как (будто) отв..чают традицион(?)ому распр..деле-нию в к..медии.
Рама, с..лидная, т..жёлая, может подчеркивать статичность картины, застывшую торжественность самого изобр..жения. Но рама может быть использован(?)а и (по)другому: своей статикой, своей мас(?)ивной (не)подвижностью она по к..нтрасту позв..ляет воспринять движение, д..намическое напряжение картины.
Имен(?)о такую роль играют у Грибоедова клас(?)ицистские традиции. Читатель и зритель видят живое и д..намичное преобразование клас(?)ицистской схемы в романтически-напр..жён(?)ое, жизнен(?)о-полнокровное действие.
I
I. Вставьте пропущенные буквы. Определите лексико-грам-матические разряды существительных.
(По М. Панову)
8
§ 3
Морфологические категории существительных
Грамматическая категория — это совокупность однотипных грамматических значений слова. Так, значения отдельных падежей объединяются в категорию падежа, грамматические значения настоящего, будущего и прошедшего времени — в категорию времени и т. д.
Категория одушевлённости/неодушевлённости
Существительные одушевлённые, как правило, обозначают людей или живых существ и отвечают на вопрос кто?: мальчик, девочка, голубь, олень, стрекоза, уж, карп и др., а существительные неодушевлённые обозначают предметы и явления, не причисляемые к живой природе, и отвечают на вопрос что?: станок, игрушка, окно, поле и др.
Грамматическим показателем одушевлённости/неодушевлённости является форма множественного числа винительного падежа. У одушевлённых существительных форма вин. п. совпадает с формой род. п. мн. числа, у неодушевлённых — форма вин. п. совпадает с формой им. п. мн. числа.
Сущ. одушевлённые Сущ. неодушевлённые
(В. п. мн. ч. = Р. п. мн. ч.) (В. п. мн. ч. = Им. п. мн. ч.)
учител [ей| жёлуд|и|
девочек[] берёз |ы]
забияк[] —
животн |ых окн а, пол|я
В единственном числе совпадение названных падежных форм проявляется у существительных мужского рода с нулевым окончанием: В. п. = Р. п. (учителЯ, мальчик а ); В. п. = Им. п. (жёлудь[] , станок[] ).
9
Указанная закономерность появилась не случайно. Изначально в древнерусском языке у большинства существительных формы им. п. и вин. п. совпадали, что приводило к двусмысленности. При относительно свободном порядке слов в предложении выражение Отьць видить сынъ можно было понять и как Отец видит сына, и как Отца видит сын. Становление категории одушевлённости/неодушевлённости шло постепенно (с XII по XVII в.).
У ряда существительных категория одушевлённости/неодушевлённости зависит:
1) от контекста, ср.: наблюдать звёзды (неодуш.) через телескоп — приветствовать звёзд (одуш.) экрана; одевать кукол (одуш.) — изготавливать деревянные куклы (неодуш.);
2) от стиля речи, ср.: в научном стиле изучать инфузорий, бактерий (одуш.) — в общелитературном языке изучать инфузории, бактерии (неодуш.).
I Определите одушевлённость/неодушевлённость существи-I тельных. Своё мнение обоснуйте.
Сын, Иван, дерево, дети, матрос, вещь, драчун, стол, берёза, судья, студентка, врач, машина, олень, птица.
Грамматическая задача. Определите одушевлённость/ неодушевлённость существительных, пользуясь алгоритмом: В. п. мн. ч. = Р. п. мн. ч. ^ сущ. одуш. В. п. мн. ч. = И. п. мн. ч. ^ сущ. неодуш.
Образец: В. п. (вижу) мертвецов = Р. п. (нет) мертвецов — одуш.; В. п. (вижу) трупы = Им. п. (есть) трупы — неодуш.
1) Марионетка, адресат, кумир, герой. 2) Туз, король, дама, валет, козырь. 3) Народ, толпа, войско, стая. 4) Ферзь, слон, конь. 5) Микроб, бактерия. 6) Дьявол, русалка, леший. 7) Чудище, чудовище, страшилище. 8) Эмбрион, куколка, личинка. 9) Лицо (в значении «человек»), существо (в значении «живой организм»). 10) Тюфяк (мягкотелый по характеру человек). 11) Воздушный змей, матрёшка. 12) Животное, насекомое, млекопитающее.
10
Категория рода
1. Большинство имён существительных относится к одному из трёх родов: мужскому (стол, юноша), женскому (книга, подруга) или среднему (окно, поле).
К общему роду относятся те существительные на -а/-я, которые в одних случаях обозначают лиц мужского пола, а в других — женского пола: Миша — застенчивый тихоня, но большой умница; Маша — застенчивая тихоня, но большая умница.
Род существительных проявляется в их способности сочетаться с определёнными для каждого рода формами согласуемых слов: серьёзный юноша, интересная книга, зелёное поле.
Категория рода не присуща существительным, употребляемым только во множественном числе: сани, ножницы и др.
В ряде случаев наблюдаются колебания в роде: ставень — ставня, спазм — спазма и нек. др.
Существительные мужского рода, называющие лицо по профессии, должности, сочетаются со словами, указывающими как на лицо мужского пола, так и женского: учитель Иванов — учитель Иванова; наш врач — наша врач.
! Отнесённость существительных к одному из трёх родов в целом сохраняется с XI в., хотя в некоторых случаях в истории языка произошло перераспределение, например, слова перстень, испуг, лебедь, гусь в древнерусском языке относились к женскому роду, слова боль, корь, печень, печать, гортань, праща, степень — к мужскому.
2. Род несклоняемых существительных связан с их одушевлённостью или неодушевлённостью, возможностью подвести видовое наименование под родовое:
к мужскому роду относятся существительные, обозначающие лиц мужского пола: портье, атташе;
к женскому роду — существительные, обозначающие лиц женского пола: мадам, фрау;
слова типа протеже, визави, хиппи и т. п. могут быть как мужского, так и женского рода;
к среднему роду обычно относятся существительные, называющие предметы, вещества: пальто, желе, боа и др.
Существительные, называющие птиц, животных, обычно относятся к мужскому роду: фламинго, эму и др., но: динго (м. р. и
11
ж. р.), шимпанзе (м. р. и ж. р.) и др.; цеце (муха — ж. р.), иваси (сельдь — ж. р.). Однако если контекст прямо указывает на самку, женский род проявляется в согласовании зависимых слов: Большая кенгуру несла в сумке детёныша.
Род несклоняемых существительных, обозначающих географические названия, наименования органов печати и нек. др., определяется по грамматическому роду нарицательного существительного, которое обозначает соответствующее родовое понятие: Сухуми (город — м. р.), Конго (река — ж. р.); «Юманите» (газета — ж. р.), «Вельтбюне» (журнал — м. р.), торнадо (ураган — м. р.).
Род аббревиатур определяется по роду главного слова: ЦСУ (центральное статистическое управление — ср. р.), МГУ (Московский государственный университет — м. р.).
Некоторые аббревиатуры с течением времени становятся цельными словами, приобретают свой род и изменяются по падежам: БАМ (Байкало-Амурская магистраль — главное слово магистраль женского рода) — сейчас м. р.: работал на БАМе; вуз (высшее учебное заведение — главное слово заведение среднего рода) — сейчас м. р.:учился в вузе.
Род некоторых несклоняемых существительных зависит от стиля речи, например: кофе (м. р., нейтр.) — кофе (ср. р., разг.).
I Определите род существительных.
Бордо, Осло, Кале, Чарджоу, тюль, вуаль, дуэль, жабо, пальто, какао, пенсне, бюро, депо, Капри, Тахо, гну, динго, вуз, Гюго, фланель, метро, АЭС, сирота, дрожжи, настроение, мысль, домище, чудовище, такси, инкогнито, дитя, ножницы, хинди, хиппи, денди, леди, ООН, Кузбасс, сирокко, сулугуни, кольраби, салями.
I Исправьте ошибки, допущенные при согласовании.
1) Капри привлекало. 2) «Юманите» обратился. 3) Вкусный канапе. 4) Изящный кашпо. 5) Много пианин. 6) Густой вуаль. 7) Красивый тюль. 8) Крыша заново перекрыта толью. 9) Мозоль болел. 10) ГЭС начал работать. 11) Переодеть туфель. 12) Свежий безе. 13) Шёлковый кашне. 14) Синий букле. 15) Забавное пони. 16) Вкусный иваси. 17) Страшный цеце. 18) Полноводное Конго. 19) Сладкий ваниль.

Предложения интернет-магазинов