Английский язык. 2 класс. Книга для учителя. Верещагина И.Н., Бондаренко К.А.

Эта книга для учителя содержит методические рекомендации по организации и проведению занятий с использованием учебно-методического комплекта «Английский язык» для 2 класса авторов И. Н. Верещагиной, Т. А. Притыкиной, К. А. Бондаренко.
Данный УМК для 2 класса общеобразовательных организаций и школ с углублённым изучением английского языка (1-й год обучения) объединяет в себе переработанный авторами в соответствии с новыми стандартами материал выпускаемых ранее учебников для 1 и 2 классов и соответствующих компонентов комплекта.

Английский язык. 2 класс. Книга для учителя.

Текст из учебника

СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УМК ДЛЯ 2 КЛАССА 6
Обучение аудированию 10
Обучение говорению 13
Обучение чтению 17
Обучение письму 19
ПЛАНИРОВАНИЕ 21
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД УЧЕБНЫМИ СИТУАЦИЯМИ 39
Учебная ситуация «Давайте познакомимся» —
Учебная ситуация «Семья» —
Учебная ситуация «Мир моих увлечений» 40
Учебная ситуация «What Do You Want to Be?» 42
Учебная ситуация «Sport» —
Учебная ситуация «World Around Me» 44
Учебная ситуация «We Read Fairy Tales» 45
Учебная ситуация «Daily Life» —
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Дополнительный материал 48
Игры —
Стихи, песни, считалочки 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. АУДИОКУРС 59
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УМК ДЛЯ 2 КЛАССА
Политические, социально-экономические и культурные преобразования в России существенно повлияли на расширение функций иностранного языка как учебного предмета. Из предмета второстепенного он становится в один ряд с наиболее востребованными дисциплинами. Всё больше и больше требуется людей, владеющих иностранным языком как средством общения. А это, в свою очередь, влияет на изменение и уточнение целей обучения английскому языку в разных типах общеобразовательных организаций.
Так, согласно Примерной программе по иностранному языку целью обучения в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме, т. е. способности и готовности младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной формах в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника1.
Учёные-методисты справедливо считают, что обучение на современном этапе — это не процесс передачи и накопления знаний, а процесс развития учащихся. Основная цель, которую должна преследовать современная школа, — это развитие способности думать. Ещё Л. Пастер (1822—1895) сказал: «Из всех народов первым всегда будет тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности ».
Следуя положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, материал данного учебника вносит свой вклад в достижение обозначенных целей.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик учащихся, т. е. готовности и способности к саморазвитию. Реализация этих характеристик произойдёт при выполнении многих творческих заданий в учебном материале учебника, способствующих выражению индивидуально-личностных позиций.
Через коммуникативную цель достигаются воспитательная, образовательная и развивающая цели, а это и есть всестороннее развитие личности. Таким образом, иностранному языку принадлежит важная роль в решении основной задачи школы — развитии и формировании личности школьника, личности самостоятельной и ответственной за свои поступки, за результаты обучения. Для этого в рабочей тетради учащимся даётся возможность самим оценить свои успехи (родители также могут оценить работу своих детей).
^м.: Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2011.
6
«Иностранный язык», как никакой другой учебный предмет, обеспечивает достижение метапредметных результатов в образовании, включающих освоение познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий. Коммуникативная направленность позиционируется как первое, непременное условие работы с УМК для 2 класса. Таким образом, в процессе обучения формируется уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, толерантность и навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, а находить выход из спорных ситуаций. Это подкрепляется учебным материалом (вежливые формы общения, выражения согласия и несогласия, различные подстановочные таблицы, диалоги, стихотворения на соответствующие темы).
Умение вести диалоги вырабатывает этические чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживание чувствам собеседника. При обучении активно используются аудиосредства и средства наглядности.
Использование в учебнике информации о России и её культуре также способствует формированию этнической и национальной принадлежности.
«Иностранный язык», как никакой другой учебный предмет, использует знания, приобретённые в других базовых дисциплинах. Так, в дополнение к учебному материалу широко используются знания о Великобритании, её музыкальной культуре, поэзии, культуре поведения, которые учащиеся приобрели на уроках музыки, чтения, окружающего мира. Это, в свою очередь, способствует активной деятельности при создании разнообразных проектов, творчески обогащая учащихся.
Новые задачи, стоящие перед школой в целом и предметом «Иностранный язык», должен решать новый учитель, который активно владеет современными методами обучения, нацеленными на оптимизацию учебного процесса. Одной из главных характеристик нового учителя является его методическая грамотность. Он должен использовать современную методику обучения иностранному языку, интерактивные формы обучения и впитывать в себя всё целесообразное и ценное, что накапливается передовой наукой, отечественной и зарубежной практикой.
Во втором классе (первый год обучения) начинаются обучение английскому языку и процесс воспитания и развития учеников средствами этого языка. Очень важно, чтобы это начало шло в русле современной методики.
Разные УМК основываются на разных принципах, теоретических положениях, которые определяют стратегию и тактику обучения языку в каждой точке учебного процесса.
Учитель, начинающий работать по УМК для 2 класса, прежде всего должен ъознакомиться с теми теоретическими положениями, которые лежат в его основе. Только в случае если учитель согласен с теоретическими положениями авторов, он останавливает свой
7
выбор на данном УМК. Разумеется, каждый учитель, исходя из особенностей и возможностей учащихся, будет творчески подходить к процессу обучения английскому языку. Но творить он должен внутри системы, не нарушая её принципов.
Мы настоятельно рекомендуем не пропускать отдельные разделы учебника и не заменять их другими материалами. Сначала постарайтесь тщательно проработать весь УМК, а затем, если останется время, приступайте к работе по следующему учебнику этой системы (для следующего класса) или включайте дополнительный материал, что можно только приветствовать.
Это положение высказывается в связи с тем, что внутри комплекта предусматривается большая повторяемость, а главное — связь материала. И если что-то будет пропущено, учащиеся, да и учитель тоже, встретятся в дальнейшем с дополнительными трудностями.
На первом году обучения начинается коммуникативно-речевое развитие учащихся. Они должны будут научиться понимать иностранную речь — сначала речь учителя, а потом и записи аудио-курса, таким образом овладевая устной формой общения.
В этом возрасте учащиеся легко воспринимают услышанное и при методически правильной организации обучения быстро усваивают не только отдельные слова, но и целые речевые цепи. Первые успешные шаги создают более высокую мотивацию к изучению английского языка.
Необходимо объяснить учащимся, как работать с аудиокурсом, и убедить их в необходимости ежедневной систематической работы с ним, поскольку это помогает создать языковую среду, которой ребёнок лишён в других условиях.
Начиная прямо с первого урока и далее учитель должен контролировать работу учащихся с аудиокурсом дома, предварительно научив их работать с этим пособием самостоятельно, т. е. уметь в нужном темпе правильно имитировать речь диктора.
Обязательно нужно провести «экскурсию» по учебнику и рассказать о том, как с ним работать, чтобы добиться хороших результатов, а также объяснить, что рабочую тетрадь учащиеся начнут использовать только с 5 урока и что выполнять задания в ней нужно ежедневно, а не накануне.
Обучение ведётся по следующим учебным ситуациям:
• Давайте познакомимся
• Семья
• Мир моих увлечений
• What Do You Want to Be?
• Sport
• World Around Me
• We Read Fairy Tales
• Daily Life
Единицей учебника является урок. Всего в учебнике 97 уроков (включая резервные уроки и уроки повторения). Также имеется
8
раздел «Проверь себя» (Test Yourself). В зависимости от особенностей группы материал раздела «Проверь себя» можно прорабатывать в классе или задавать его в качестве самостоятельной работы на дом. В Приложениях 1, 2, 3 в конце первой части учебника на выбор учителя предлагаются варианты таких заданий на самопроверку разной степени сложности.
В самом начале обучения английскому языку необходимо заложить прочные основы правильного произношения и самостоятельной работы учащихся с языком. Ведь хорошо известно, что «иностранному языку нельзя научить — ему можно только научиться». Отсюда ясно, что с первых уроков необходимо научить каждого ученика работать самостоятельно, в меру своих сил и возможностей, особенно с аудиокурсом. А это требует достаточно большого количества времени и огромного внимания и терпения как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.
В процессе обучения английскому языку детей младшего школьного возраста огромную роль приобретает игра. Чем больше игр, игровых приёмов, разнообразных средств наглядности (картинок, игрушек, пальчиковых кукол и т. д.) использует учитель, тем интереснее детям учиться, тем прочнее усваивается материал. Помощь учителю в приготовлении и сборе такого материала могут оказать как сами дети и их родители, так и актив кабинета иностранных языков в школе.
Успех обучения и отношение учеников к предмету во многом будут зависеть от того, насколько интересно и эмоционально учитель проведёт первый урок. Первый урок можно начать с приветствия на английском языке и беседы о родном и иностранных языках. Учитель выясняет, что дети знают об иностранных языках, в каких странах говорят на английском языке. Он подводит их к пониманию того, как интересно и важно в наше время знать иностранный язык, и особенно английский.
Чтобы стимулировать интерес учащихся, можно предложить им прослушать английскую песенку, стихотворение, диалог или сказать несколько фраз на английском языке, содержание которых может быть понятно по догадке. Следует обратить внимание учащихся на отличие английского языка от родного, на его особенности. В частности на то, что долгота и краткость гласных могут изменить значение слова (sheep — ship); что в английском языке есть звуки, которых нет в родном ([9, б, w]); что интонация в английском языке может изменить значение сказанного.
После вводной беседы учитель приступает к выполнению практической задачи первого урока — научить учеников представляться (I am … ) и понимать приветствие (Hi!) и прощание (Bye!). Сначала учитель работает со структурой «понимание с голоса», а затем приступает к выполнению упражнений.
Помимо указанных в учебнике упражнений, учитель использует по своему усмотрению и другие формы работы. Затем подробно объясняет первое домашнее задание. Если учитель работает в режиме,
9
представленном в учебнике, то тратить время на запись учениками домашних заданий не нужно.
Начиная с пятого урока учащиеся знакомятся с английским алфавитом. Они должны научиться называть буквы, читать их в транскрипции, произносить звуки, которые они передают, а также писать их в полупечатном варианте в рабочей тетради. Полупечатный шрифт помогает в обучении чтению, которое начинается по мере знакомства с буквами. Им широко пользуются многие люди, владеющие английским языком. Как показала практика, учащиеся начальных классов значительно легче овладевают этим видом шрифта.
Во всех уроках учебника упражнения представлены в той последовательности, в которой их надо выполнять учащимся под руководством учителя.
Формулировки упражнений в учебнике даны на русском языке. Однако урок учитель ведёт только на английском языке, постепенно приучая детей понимать его речь без перевода, используя жесты, мимику.
Если после тщательной отработки всех упражнений из учебника у учителя останется время, можно использовать дополнительно игры, считалочки, стишки, песенки и т. д. (см. Приложение 1).
ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ
Аудирование — понимание воспринимаемой на слух речи — составляет основу общения, с него начинается овладение коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь.
Говорение и аудирование — две взаимосвязанные стороны устной речи. Аудирование — это не только приём сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное.
Таким образом, аудирование играет важную роль в изучении английского языка на начальном этапе обучения, облегчая овладение говорением.
Оно является и целью, и мощным средством обучения. Оно даёт возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование во втором классе идёт усвоение лексической стороны языка и его грамматической структуры.
В процессе обучения аудированию во втором классе учитель должен обратить внимание учащихся на то, что важно с первых уроков внимательно, сосредоточенно вслушиваться, как говорят учитель и учащиеся, постараться соотнести это с конкретной ситуацией, мимикой, жестами, другими невербальными средствами и понять услышанное. Необходимо прививать учащимся культуру слушания.
Они с первых уроков должны понять, что умение слушать — залог успеха в изучении английского языка.
В процессе овладения аудированием на английском языке учащиеся встречаются с рядом трудностей лингвистического плана: фонетическими, лексическими, грамматическими. На первом году обучения особую трудность представляет, например, различение на слух звуков: [аз — е], [э: — t>], [е — i], [i: — i] и т. д. Зная это, учитель использует упражнения, снимающие такие трудности. Он учит детей различать звуки изолированно и в сочетаниях, слышать разницу в произнесении [s], [z], [9] и [б], слышать долготу и краткость, распознавать количественные и качественные характеристики звуков, ритм, ударение и их смыслоразличительную функцию.
Первым и самым необходимым условием формирования понимания учащимися английской речи является ведение учителем урока на английском языке. Отсюда предъявляются большие требования к речи учителя. Главные из них:
• нормативность (правильность) речи,
• её узуальность (именно так скажет носитель языка в данной ситуации),
• отбор и повторяемость языковых средств,
• адекватность возможностям учащихся её понять,
• эмоциональность и артистизм.
Аудирование используется как средство ознакомления учащихся с новым языковым или речевым материалом. Организовать ознакомление с новым материалом означает показать учащимся значение, форму и его употребление. Так, при ознакомлении детей с новой лексикой для усвоения формы необходимо неоднократное восприятие её учащимися; для понимания значения можно использовать беспереводный способ раскрытия значения и только при необходимости — перевод; для иллюстрации употребления нового слова необходимы ситуации.
Ознакомление начинается с восприятия целого, т. е. высказывания — речевой единицы, соотнесённой с ситуацией. Таким образом, оно идёт от целого к частному, от высказывания к отдельному слову, а от него к звуку (если он новый).
Что же требуется от учителя, когда он использует аудирование как средство обучения новому слову?
• Отобрать ситуации, раскрывающие коммуникативную функцию (что можно передать с помощью этого слова).
• Выбрать структуру (структуры) для презентации слова, чтобы интегрированно дать лексическую, произносительную и грамматическую стороны высказывания.
• Продумать, нужно ли использовать родной язык.
• Обеспечить осмысление значения слов (беспереводно или переводом) и осуществить контроль, т. е. проверить конкретными заданиями, насколько дети их поняли (покажи, возьми, сделай), или адекватной реакцией (yes, по или эквивалентами родного языка).
Выбор способа раскрытия значения слова (семантизации) зависит от ряда факторов. Среди них лингвистический (природа самого слова), психологический и педагогический. Если слово имеет конкретное значение и его можно продемонстрировать, например a dog, a cat, a ball, red, big, little, то целесообразно раскрывать значение слова, используя наглядность, а не прибегать к переводу. В случае абстрактного значения слова типа think лучше использовать перевод. Интернациональные слова типа doctor, sport, football, engineer следует давать на догадку в соответствующем контексте.
Если слово вводится беспереводным способом, то и контроль понимания следует проводить, не прибегая к родному языку. Только в таком случае будет формироваться догадка, столь необходимая при слушании.
На выбор способа семантизации влияет психологический фактор, например общее развитие учащихся группы. Чем выше развитие, тем больше возможностей для беспереводных приёмов семантизации. Влияет также и уровень обученности, т. е. владение общими приёмами учения. Чем выше уровень обученности, тем больше возможностей для беспереводной семантизации.
И наконец, педагогический фактор: наполняемость группы, время, которым располагает учитель для ознакомления учащихся с новой лексикой, квалификация учителя. Чем многочисленнее группа, тем чаще учитель вынужден прибегать к семантизации через перевод как наиболее экономному по времени способу, оставляя больше времени на упражнения в использовании слова. Чем квалифицированнее учитель, тем большим арсеналом приёмов он владеет, тем реже он обращается к переводу.
Помимо ознакомления, аудирование используется и при организации тренировки учащихся в усвоении материала. Тренировочные упражнения по формированию аудирования можно объединить в пять групп:
1. Упражнения, направленные на снятие лингвистических трудностей, например:
• фонетических («Прослушай слова. Подними руку в том случае, если услышишь звук [ж]», — учитель называет слова с разными гласными);
• грамматических («Прослушай слова. Подними руку в том случае, если услышишь существительное во множественном числе»);
• лексических («Прослушай слова. Подними руку в том случае, если услышишь слова, обозначающие цвет»).
2. Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти («Прослушай слова и постарайся их запомнить. Затем воспроизведи эти слова»).
3. Упражнения, направленные на развитие внимания учащихся («Послушай и скажи, как зовут сестру Майка: I’ve got a sister. Her name is Ann. Mike hasn’t got a sister. He has got a brother»).
4. Упражнения, направленные на развитие воображения («Послушай и передай одним словом: The place where we play sport games»).
12

Предложения интернет-магазинов