Английский язык. 3 класс. Книга для учителя. Верещагина И.Н., Бондаренко К.А.

Книга для учителя является составной частью учебно-методического комплекта для 3 класса общеобразовательных организаций и школ с углублённым изучением английского языка, переработанного авторами в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Она содержит методические рекомендации по организации и проведению занятий на данном этапе обучения.

Английский язык. 3 класс. Книга для учителя.

Текст из учебника

ПРЕДИСЛОВИЕ
УМК для 3 класса школ с углублённым изучением английского языка является логическим продолжением УМК для 2 класса тех же авторов1.
Школы с углублённым изучением иностранного языка должны готовить выпускников, практически владеющих в определённых пределах одним из иностранных языков, в чём очень нуждается наше общество на современном этапе его развития.
Кроме того, иностранный язык обладает большим образовательным, воспитывающим и развивающим потенциалом и поэтому вносит вклад в гармоничное развитие личности учащихся.
Введение нового стандарта в 2009 г. (ФГОС)2, где чётко прописаны требования к результатам образования (личностным, метапред-метным и предметным), потребовало обновления и доработки всех компонентов УМК для 3 класса. Все компоненты УМК должны работать на достижение учеником заданных требований.
Новый стандарт устанавливает следующие требования к результатам обучающихся по основной образовательной программе начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Личностные, метапредметные и предметные результаты подробно прописаны в рабочей программе по английскому языку для 2—4 классов1. Там же представлено тематическое планирование (3 учебных часа в неделю) по второму варианту согласно Базисному учебному плану, рассчитанное на расширенное изучение предмета во всех разделах: предметное содержание речи, коммуникативные умения и языковые средства.
Интегративной целью обучения английскому языку является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме2.
Являясь продолжением УМК для 2 класса, УМК для 3 класса строится на тех же методических принципах:
— коммуникативно ориентированной направленности;
— дифференцированного и интегрированного обучения учащихся;
— учёта родного языка учащихся;
— воспитывающего обучения;
— сознательности;
— активности;
— наглядности3.
Обучение английскому языку в 3 классе строится на устном опережении. Период устного опережения может быть различным (иногда только в один урок). Учитель организует устное ознакомление учащихся с новым языковым материалом, который тренируется в устных упражнениях, затем в упражнениях учебника как со зрительной опорой, так и без неё. Далее этот материал включается в устную речь, чтение и письмо.
Единицей построения учебника является урок (Lesson). Упражнения в уроке расположены в той последовательности, в которой они должны быть выполнены учащимися. При таком построении учебника роль «Книги для учителя» снижается.
Большинство упражнений, включённых в один урок, желательно выполнить за один школьный урок.
Если во 2 классе учитель должен был обязательно выполнить с учащимися все упражнения урока в классе и из них выбрать часть для повторного выполнения упражнений учащимися дома, то в 3 классе в большинстве уроков упражнений больше, чем может выполнить средний ученик за школьный урок, т. е. присутствует некоторая избыточность упражнений (так же как и избыточность наполнения некоторых из них). Учитель, в зависимости от характера группы, её продвижения в языке, своих особенностей и т. д., выбирает нужные, по его мнению, упражнения для работы в классе и дома. Некоторую часть из них, по своему усмотрению, он может оставить для выполнения только отдельными учащимися (сильными или слабыми).
Таким образом, избыточность упражнений и их наполнение, а также варьирование работы со звуковыми заданиями, которые являются неотъемлемой частью работы в 3 классе, могут помочь учителю в осуществлении индивидуализации обучения разных групп учащихся.
УМК строится с учётом возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста. Большое место занимают упражнения игрового характера, песенки (некоторые из них с движениями) в музыкальном сопровождении, стихи. К тому же если учитель сочтёт нужным, он может сам практически любое упражнение провести в виде игры, соревнования.
Если учитель видит, что учащиеся устали, он проводит паузы релаксации: физические упражнения, подвижные игры, песенки с движениями и пр. Всё это вместе с яркой, цветной наглядностью повышает интерес учащихся. А интерес, как известно — большой
5
помощник учителя. Без интереса учащиеся не смогут успешно заниматься.
Очень важен доброжелательный психологический климат на уроке. Важно вовремя заметить и похвалить успех одного ученика и очень по-доброму, тактично помочь другому избавиться от ошибок и т. д.
Мы рекомендуем с первых же уроков вести их в нормальном, не замедленном темпе, чтобы дети не теряли времени зря, что часто бывает с младшими школьниками.
Английский язык, как и любой другой язык, служит средством общения, средством приёма и передачи информации об окружающей действительности, о предметах и явлениях, их связях и отношениях, и в этом своём качестве он выступает в двух формах: устной и письменной.
Как и любой другой иностранный язык, английский язык является важным средством знакомства с иноязычной культурой, с культурой народов, которые говорят на данном языке.
Устная форма коммуникации включает аудирование и говорение, письменная — чтение и письмо. Кратко остановимся на обучении каждому из перечисленных видов речевой деятельности.
Обучение аудированию
При коммуникативно-направленном обучении английскому языку роль аудирования чрезвычайно велика. С него начинается овладение устной коммуникацией.
Аудирование — мощное средство обучения английскому языку. Оно даёт возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идёт усвоение лексического состава языка и его грамматического оформления. В то же время аудирование облегчает овладение говорением, чтением, письмом.
Первым и самым необходимым условием формирования понимания учащимися 3 класса английской речи на слух является ведение учителем урока на английском языке. Учителю следует обращать самое пристальное внимание на своё речевое поведение на уроке. Необходимо следить за своей речью и не допускать в ней смешения русского и английского языков. Английская речь учителя должна быть нормативна, узуальна, адекватна возможностям учащихся её понимать, чтобы не требовалось постоянного перевода, а также быть эмоциональной.
6
Итак, первое, что формирует у учащихся умение аудирования,— эмоциональная, правильная, доступная им речь учителя на английском языке.
Как средство обучения аудирование используется, например, при организации ознакомления учащихся с новым языковым (фонетическим, лексическим, грамматическим) или речевым материалом.
Как цель обучения аудирование выступает тогда, когда учащиеся воспринимают на слух связное целое и через аудиотекст получают какую-то, пока пусть самую элементарную, содержательно-смысловую информацию. Причём учащиеся должны уметь понимать текст не только в предъявлении учителя, но и в звукозаписи.
Работа со звукозаписью в 3 классе является органической составной частью обучения английскому языку и аудированию в частности. Для того чтобы учащиеся могли самостоятельно пользоваться звукозаписью в лингафонном кабинете или дома, а это непременное условие обучения языку по данному УМК, учителю следует учить этому учащихся на уроке. Учащиеся должны правильно слышать, что произносит диктор, имитировать сказанное диктором, понимать связный текст и выполнять данные к нему задания, например: ответь на вопросы, придумай заглавие, придумай своё собственное окончание к рассказу, сказке и др.
Для того чтобы учащиеся обязательно каждый день с первых уроков работали дома или в кабинете со звуковыми заданиями, необходимо каждый раз контролировать эту работу в классе и оценивать её.
Работа с аудиотекстом в классе требует большого количества времени, поэтому мы выделили для этого специальные уроки (Listening Comprehension Lessons) (см., например, уроки 27, 34, 42 и др.).
При работе с аудиотекстом нужно придерживаться предлагаемой ниже последовательности:
1. Снять трудности, если они есть (незнакомые слова, имена собственные и т. д.).
2. Дать общую установку на работу с текстом (только понять текст или выполнить предлагаемые упражнения, направленные на развитие говорения) и на первое прослушивание, исходя из возможностей своей группы.
3. Предложить учащимся прослушать текст.
4. Проверить, как учащиеся поняли текст после первого прослушивания.
7
5. Дать установку на второе прослушивание (если есть необходимость).
6. Проверить, как учащиеся поняли текст, его детали.
Далее этот текст можно использовать для работы над говорением.
Обучение говорению
Говорение, или выражение мыслей средствами языка, — сложный и многогранный процесс, позволяющий совместно с аудированием осуществить устное вербальное общение.
Говорение тесно связано не только с аудированием, но и с чтением и письмом. На начальном этапе роль говорения в становлении механизмов чтения очень велика. Все учащиеся в 3 классе горят желанием научиться говорить на английском языке. Но требуется много усилий как со стороны учащихся, так и со стороны учителя, чтобы научить детей этому сложному виду речевой деятельности.
Говорение может выступать в форме диалогического (беседы) и монологического связного высказывания. Обучение этим двум формам говорения осуществляется в тесной взаимосвязи, но каждая из них требует особого внимания, так как имеет свои специфические характеристики.
Связное высказывание учащихся 3 класса должно быть логичным и последовательным, соответствовать учебной ситуации, объёмом не менее 7 фраз, правильно оформленных в языковом отношении.
В диалогической речи высказывание каждого собеседника должно содержать не менее 4 реплик.
Работа с УМК для 3 класса ведётся по 7 учебным ситуациям: часть 1 — 1. «Food», 2. «Holidays»; часть 2 — 3. «Pets and Other Animals», 4. «Clothing», 5. «Seasons», 6. «The English Year», 7. «Nature».
Овладевая устно учебным материалом, учащиеся сначала учатся осуществлять всевозможные действия внутри одного речевого образца: имитацию, подстановку, трансформацию, расширение, потом учатся подключать новый речевой образец к ранее изученным, а затем подбирать нужные речевые образцы для самостоятельного высказывания.
Упражнения должны носить коммуникативный характер. При их выполнении необходимо широко использовать всевозможную наглядность, а также разнообразные режимы работы, не только
8
«учитель — класс», «учитель — ученик», но и «ученик — ученик», «ученик — класс», «класс — ученик», «работа учащихся в группах» ит. д.
Для обучения диалогической речи в учебнике в разделе Let Us Listen, Read and Learn представлены короткие диалоги-образцы. Работа с ними предполагает следующие этапы:
1. В случае необходимости учитель делает нужные пояснения, с тем чтобы диалог-образец был полностью понят учащимися. Далее учащимся предъявляется чтение-образец (запись на диске или чтение учителя). Затем учащиеся читают его по ролям. Следует обращать внимание на выразительное, эмоциональное, фонетически правильно оформленное чтение. После этого учащимся предлагается выучить диалог наизусть.
2. Учащиеся воспроизводят диалог по памяти. Затем, оставляя без изменения подчёркнутое, заменяют отдельные элементы диалога известным им материалом и вновь воспроизводят диалог с модификациями. Так, например, в диалоге во фразе «Pass me the salt, please» подчёркнутое pass me воспроизводится без изменений, заменяется слово salt. Учащиеся разыгрывают диалог, подставляя вместо этого слова известные им слова, и таким образом запоминается структура диалога, а также необходимый учебный материал.
3. Учащиеся используют полностью или частично выученные ими диалоги в новых ситуациях, которые предлагает им учитель.
Обучение чтению
Чтение — это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с извлечением информации из печатного текста. В чтении выделяется содержательный план, т. е. о чём текст, и процессуальный план, т. е. как его прочитать, озвучить, которые взаимосвязаны. Чтение также является средством лучшего усвоения языкового и речевого материала.
Использование текста в качестве источника получения информации создаёт необходимые условия для стимулирования интереса к изучаемому языку в школе, который можно удовлетворить самостоятельно, поскольку для чтения не требуется ни собеседника, ни слушателя — нужна лишь книга. Овладение умением читать на английском языке делает реальным и возможным достижение воспитательной, образовательной и развивающей целей.
Чтение в процессе обучения выступает в двух формах: чтение вслух и чтение про себя.
9
Обучение чтению представлено в учебнике разделами Let Us Learn, Let Us Read и Let Us Listen, Read and Learn.
Раздел Let Us Learn каждого урока содержит упражнения, при помощи которых учащиеся учатся читать вслух слова, организованные по «звуковому» принципу (предлагаемые слова либо читаются по одному правилу чтения с ранее прочитанными, либо содержат один и тот же гласный звук в ударном слоге), словосочетания и предложения. Для выработки графемно-фонемных соответствий на сознательной основе мы рекомендуем работать с этими упражнениями в следующей последовательности:
— сначала ученик читает про себя (транскрипционный значок,
стоящий в начале строки, и знакомые слова помогают ему в
этом);
— ученик читает вслух;
— учитель даёт образцовое чтение;
— класс читает хором после учителя;
— далее следует проконтролировать чтение слабых учащихся.
Как показывают наблюдения, в случае если учитель читает первым, а учащиеся лишь повторяют за ним (иногда даже не давая себе труда смотреть в книгу), у них не вырабатывается сознательное отношение к чтению.
Чтение вслух формируется и на целых текстах. Как правило, не следует один и тот же текст читать многократно, да ещё не меняя при этом задание. Практически на каждом уроке учащиеся читают новый текст. Если один и тот же текст предлагается прочитать дважды, в классе и дома, то задания к нему меняются.
Материалы, представленные в разделе Let Us Listen, Read and Learn, также читаются вслух, перед тем как учащиеся выучивают их наизусть. Новые слова из стихотворений, пословиц и поговорок должны быть объяснены учащимся (можно переводом).
При работе с пословицами и поговорками (после дословного перевода) учащимся предлагается подобрать соответствующие русские эквиваленты.
При чтении вслух важно следить за эмоциональностью и выразительностью. Для этого следует давать учащимся специальные задания типа: представь себе, что ты посылаешь звуковое письмо другу, в котором рассказываешь о… ; представь себе, что ты читаешь сказку своей маленькой сестрёнке; читая диалог по ролям, представь себе, что ты разыгрываешь его на сцене… И т. д.
10
Для выработки нормативно-выразительного чтения текстов можно рекомендовать разнообразную последовательность в обучении чтению вслух:
— Интонационная разметка текста. Её можно проводить по-разному. Например, небольшой текст или отрывок из текста предъявляется учащимся либо на экране, либо просто пишется на доске. Учитель предлагает учащимся просмотреть текст и вместе выполнить разметку, т. е. поставить ударения, разделить на синтагмы, указать мелодику. Цель такой работы — подготовить учащихся к осознанной имитации.
— Коллективное чтение вслух {хором) размеченного текста. Оно рассматривается как приём акустической наглядности, так как даёт возможность привлечь внимание к ударению, паузации, мелодике. Проводится оно на основе разметки и дирижирования, что способствует осознанной имитации.
— Парное обращённое чтение. Оно направлено на развитие способности наилучшего понимания содержания и передачи его другому лицу.
— Индивидуальное шёпотное чтение. Оно позволяет укрепить артикуляционные навыки. Его хорошо проводить в лингафонном кабинете.
— Контрольное индивидуальное чтение вслух.
В случае если учащиеся группы плохо читают, учитель может воспользоваться описанными приёмами на уроке или лучше во время самостоятельной работы учащихся в лингафонном кабинете.
Эти пять режимов работы дают возможность формировать у учащихся навыки чтения вслух за счёт многократного прочтения одного текста или его отрывка, но с разными заданиями.
Так как чтение — это информативный поиск, то тексты для чтения снабжены специальными предтекстовыми заданиями, которые направляют внимание учащихся в нужное русло. Прочитав текст, учащиеся должны выполнить задание. Детальная проверка понимания прочитанного осуществляется с помощью послетексто-вых заданий. В текстах могут встретиться незнакомые учащимся слова, значение которых дано в сносках. Учителю нужно научить учащихся пользоваться сносками, а также словарём, данным в конце каждой части учебника.
При работе с текстом лучше придерживаться такой последовательности:
11

Предложения интернет-магазинов