Английский язык. 2 класс. Книга для учителя. Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш. и др.

Книга для учителя содержит общую характеристику УМК, описывает цели и задачи обучения, организацию процесса коммуникативного обучения иноязычной культуре, а также даёт подробные методические рекомендации работы с упражнениями в зависимости от уровня подготовки учащихся, ключи к упражнениям. Приложение включает тематические карты к каждому циклу уроков; памятки для развития учебных умений.

Английский язык. 2 класс. Книга для учителя.

 

Текст из учебника

ПРЕДИСЛОВИЕ
УМК «English 2» является первым в линии УМК «English 2—11» для общеобразовательных организаций. Данная линия УМК создана на основе современной научной концепции коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур» (М.: Просвещение, 2000). Линия УМК «English 2—11» — единственная линия учебников английского языка для общеобразовательных организаций, которая включена в серию «Академический школьный учебник», создаваемую в рамках проекта «РАН, РАО, издательство «Просвещение» — российской школе».
УМК для 2—4 классов были переработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и Примерной программы начального общего образования. Содержание УМК «English 2—4» соотнесено также с базисным учебным планом.
С 2011 г. Учебник «English 2» выходит в 2 частях. В первой части Учебника размещён материал для 1-й и 2-й четверти, во второй — для 3-й и 4-й четверти.
В помощь учителю разработана Рабочая программа1 для обучения английскому языку в начальной школе. Программа адресована общеобразовательным организациям, в которых обучение английскому языку начинается со второго класса, при этом на изучение предмета в соответствии с базисным учебным планом отводится 2 часа в неделю. В ряде общеобразовательных организаций Российской Федерации на изучение иностранного языка выделяется 3 часа в неделю, что позволяет прочнее усваивать языковой материал и более эффективно развивать речевые умения. Планирование курса на 3 часа в неделю размещено на сайте интернет-поддержки линии УМК «English 2—11» (www.prosv.ru/umk/we).
В программе даётся краткая характеристика предмета, определяются цели и задачи обучения английскому языку в каждом классе начальной школы, ценностные ориентиры обучения, содержание обучения, планируемые результаты освоения образовательной программы, требования к условиям её реализации. Содержание программы может служить учителям английского языка, работающим в начальной школе по УМК линии «English 2—11», основой для составления своих собственных рабочих программ.
Особое внимание в переработанном варианте УМК «English 2» уделено реализации ключевых положений ФГОС начального общего образования, и в первую очередь развитию универсальных учебных действий и специальных учебных умений. В Учебник включено специальное приложение «Learning to learn», содержащее памятки для развития умения учиться.
Для более полного достижения личностных, метапредметных и предметных результатов к УМК «English 2» разработан новый компонент — Электронное приложение (см. с. 11), значительно расширяющее возможности Учебника.
1 Кузовлев В. П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш. Английский язык. Рабочие программы. 2—4 классы. — М.: Просвещение, 2011.
4
Развитию умения адекватно осуществлять самоконтроль и самооценку призван способствовать ещё один новый компонент «Assessment Tasks» (Сборник контрольных работ в тестовых форматах для 2-4 классов с CD, содержащим аудиоматериалы).
Для реализации требований и ключевых положений нового ФГОС в помощь учителю авторским коллективом разработаны интернет-поддержка и другие компоненты электронно-образовательной среды (методический портфель, учебные фильмы по коммуникативной технологии иноязычного образования, сетевые дистанционные курсы повышения квалификации, интернет-семинары и мастер-классы).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМК
УМК «English 2» характеризуется несколькими особенностями.
Во-первых, необычна сама цель: развитие индивидуальности в диалоге культур. Это развитие происходит за счёт того, что ученик овладевает не знаниями, умениями и навыками, а иноязычной культурой1.
Во-вторых, необычны и сами средства достижения поставленной цели. Большинство упражнений носит полиаспектный характер. Это означает, что каждое упражнение познавательно, так как строится на интересном для младшего школьника факте культуры (англоязычных стран или родной), и не только чему-то обучает, но также развивает и воспитывает учащихся. Для этого в сценариях уроков Книги для учителя даются соответствующие советы и описывается необходимая технология.
В-третьих, особенность данного УМК заключается в том, что технология обучения основывается на комплексном подходе к овладению основными видами речевой деятельности: новый материал усваивается одновременно во всех четырёх видах речевой деятельности, когда участвуют все анализаторы: слуховой, речедвигательный, зрительный и моторно-графический. Это не только способствует более прочному усвоению материала, но и позволяет ученику компенсировать недостающую способность за счёт более развитых. Например, недостаточный объём оперативной слуховой памяти компенсируется успешной работой зрительного и моторно-графического анализаторов.
В-четвёртых, отличительной чертой данного УМК является то, что каждый урок представлен как сценарий в полном объёме, включая материал для аудирования и чтения. Менять последовательность подачи материала не рекомендуется, так как нарушается логика урока, предусматривающая переходы и связки между видами работ и упражнениями. Все указанные особенности подробно раскрываются и показаны далее.
Образовательная среда УМК «English 2» складывается из информации, представленной на двух видах носителей: бумажных и электронных.
1 Подробнее об иноязычной культуре см. далее.
5
Содержательной основой второго полугодия (III и IV четверти) является путешествие на сказочный остров Нетландия, которое ученики совершают вместе с главными героями повести шотландского писателя Джеймса Барри «Питер Пэн».
В течение второго полугодия учащиеся пишут собственную книжку на английском языке о придуманном друге, его внешности, характере, семье, любимых занятиях и т. д.
На протяжении второго полугодия ученики придумывают свой остров, населяют его сказочными или реальными персонажами и учатся рассказывать об их жизни и приключениях на этом острове на английском языке.
В конце учебного года на заключительном внеклассном мероприятии ученики представляют проекты о придуманных островах.
Материал внутри первого полугодия разбит на четверти: I четверть (уроки 1—16); II четверть (уроки 17—28); внутри второго полугодия материал также разбит на четверти — III четверть (уроки 29—44); IV четверть (уроки 45—58).
Структуры уроков в каждой четверти несколько отличаются друг от друга, что объясняется спецификой целей обучения на каждом конкретном этапе. Все уроки являются комплексными, но по доминирующей учебной цели выделяются следующие типы:
• уроки формирования произносительных навыков и навыков чтения по транскрипции;
• уроки формирования лексических навыков;
• уроки формирования грамматических навыков;
• уроки обобщения (повторения) усвоенного материала в новых ситуациях общения;
• уроки контроля уровня овладения речевым материалом;
• творческие проектные уроки.
Каждый урок имеет своё название, отражающее его смысловое содержание. Уроки в Учебнике связаны между собой единой сюжетной линией.
В Учебнике выделен ряд постоянных рубрик. Упражнения под рубрикой «In your culture» из урока в урок целенаправленно учат учеников рассказывать на английском языке о себе и родной культуре (см. раздел о Рабочей тетради).
Упражнения под рубриками «Учитесь слушать и слышать» («Signs and sounds»), «Follow the leader», «Фоули артист» («Foley artist»1) помогают ученикам научиться правильному произношению на английском языке, развивать фонематический слух и способность к имитации и догадке по звуковому образу слова.
Упражнения под рубриками «Учитесь читать» («Letters, signs, sounds»), «Знаки и звуки», «Буквы и звуки» учат детей читать вслух по транскрипции, знакомят с правилами чтения согласных букв, развивают способность к зрительной дифференциации.
1 В название рубрики положено название студии «Foley artist», на которой в Диснейленде озвучивают мультфильмы, записывают звуки окружающего мира.
7
Упражнения под рубрикой «Words for Frederick»1 способствуют формированию каллиграфических, орфографических и лексических навыков письма.
Упражнения под рубрикой «G» («Grammar») помогают ученикам овладеть грамматическими явлениями.
Рубрика «Учитесь писать правильно» («Write it right») способствует правильному формированию навыков каллиграфии.
Рубрика «My Friend» выделена в Учебнике для развития воображения и обучения началам связного письменного высказывания. В самых первых разделах рубрики дети придумывают другу имя, наделяют его определённым характером, рассказывают, чем он любит заниматься, какая у него семья. К концу года у учеников получается книга о придуманном друге.
Под рубрикой «Let’s play!» содержатся упражнения в игровой форме. Учитывая, что игра у младших школьников всё ещё остаётся одним из ведущих видов деятельности, в УМК включено более 50 упражнений в игровой форме.
Рубрика «Let’s sing!» знакомит с популярными песнями детей англоязычных стран. Тексты песен включены в содержание уроков Книги для учителя и записаны на CD. В упражнениях под рубриками «Pair work», «Group work», «Role play» ученики учатся овладевать английским языком, работая в парах или группах.
В каждой части Учебника находятся следующие приложения: 1. Grammar Support (Грамматический справочник). 2. Linguistic and Cultural Guide (Лингвострановедческий словарь). 3. Vocabulary (Англо-русский словарь). 4. Таблица соответствий русских и английских звуков. 5. Learning to Learn Notes (Памятки).
Рабочая тетрадь предназначена для активизации и систематизации представленного в Учебнике материала. Каждый урок в Рабочей тетради соотносится с соответствующим уроком в Учебнике и имеет одинаковое с ним название.
Рабочая тетрадь используется как на уроке, так и дома. В Учебнике имеются пометки «Рабочая тетрадь, упр. …», означающие, что упражнение, которое необходимо выполнить на данном этапе урока, находится в Рабочей тетради. Как правило, задания в Рабочей тетради выполняются в классе в письменной форме. Однако некоторые упражнения с целью экономии времени могут быть выполнены в классе в устной форме, а в случае необходимости дома письменно.
Если в Учебнике большинство упражнений построено на материале детской литературы англоязычных стран, то в Рабочей тетради многие упражнения основаны на материале родной культуры, что позволяет детям глубже осознать её особенности. Последние страницы Рабочей тетради отведены для специально выделенных разделов:
1 Мышонок Фредерик — герой одноимённой сказки. Он любит коллекционировать красивые слова.
8
1. Раздел «Учитесь писать правильно», помогающий ученикам овладеть английской каллиграфией.
2. Раздел «The sound symbols», содержащий разрезной звуковой алфавит — 44 карточки с транскрипционными знаками. Ученики используют эти карточки по мере овладения знаками и звуками.
3. Раздел «All about me», на странички которого ученики заносят сведения о себе, своей семье, своих увлечениях и т. д.
4. Раздел «Words for Frederick», в который ученики пишут понравившиеся им слова.
5. Раздел «My Friend», представляющий собой странички книги о придуманном друге, который ученики заполняют в течение второго полугодия.
Книга для учителя.
Отличительной особенностью Книги для учителя является то, что она содержит подробные сценарии уроков и технологические комментарии к ним. Перед поурочными сценариями чётко формулируются познавательные, развивающие, воспитательные и учебные цели урока, указывается фонетический, лексический и грамматический материал, а также оснащение урока.
Возможно, некоторой части опытных учителей, владеющих коммуникативной методикой, столь подробные поурочные сценарии и комментарии к ним покажутся излишними. Но для начинающего учителя или учителя, обучавшегося другой методике, представленные сценарии уроков и технологические комментарии помогут сэкономить усилия и время и обеспечить успех в работе.
Сценарии уроков построены таким образом, что ребёнок, для того чтобы помочь своим любимым героям, должен что-то сказать, прочитать, понять на слух или написать на английском языке. Действуя подобным образом, ребёнок незаметно для себя и без скуки усваивает большое количество речевых функций, фонетического, лексического и грамматического материала, развивает свои языковые способности.
Для удобства работы с УМК авторы сочли необходимым включить слова песен, рифмовок, считалок, тексты для понимания на слух, ключи к упражнениям в сценарии уроков, а не выносить их в отдельные приложения.
Прописи содержат занимательные, развивающие задания, выполняя которые учащиеся не только учатся правильно писать буквы английского алфавита, но и становятся участниками забавных приключений, знакомятся со сказочными героями. Прописи созданы с учётом возрастных особенностей младших школьников. Овладение написанием букв английского алфавита происходит в той последовательности, в которой они изучаются в Учебнике. Материалы Прописей рассчитаны на использование в первом полугодии.

Предложения интернет-магазинов