Литературное чтение. 1 класс. Методические рекомендации. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.

Пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС. В пособии представлены научно-методические основы курса «Литературное чтение» (авторов Л. Ф. Климановой и др.) и их реализация в УМК для 1 класса, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам изучения указанного курса в 1 классе, примеры методических разработок уроков.

Литературное чтение. 1 класс. Методические рекомендации. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.

 

Текст из учебника

СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ЗАДАЧАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт «разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации» и «направлен на обеспечение… духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального и общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества».
ФГОС НОО определяет следующие личностные результаты, которые должны быть достигнуты в процессе обучения в начальной школе к концу 4 класса:
• «формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям».
Для достижения этих результатов необходимо создать такую образовательно-воспитательную среду, посредством которой и будет происходить личностный рост ученика.
Несомненно, одним из основных помощников для учителя будет являться учебник «Литературное чтение» (авторы: Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Го-рецкий), который направлен на формирование культуры маленького ребёнка, приобщает к российским и мировым ценностям, книге как источнику культуры, активно включает ребёнка в процесс учения, обеспечивает его познавательную и жизненную позицию.
Таким образом, именно учебник создаёт условия для духовно-нравственного воспитания и развития ребёнка.
Некоторые разделы целенаправленно формируют данный личностный результат.
Раздел «Радуга-дуга» (1 класс, часть 1, с. 28—51) включает произведения малых фольклорных жанров: загадки, пословицы, считалки и песенки. Русские фольклорные песенки, потешки, считалки даны вместе с произведениями устного народного творчества других стран, чтобы развивать интерес к мировой культуре и воспитывать любовь к своему народу, к своей Родине.
В раздел «Здравствуй, сказка!» (1 класс, часть 1, с. 52—91) включены русские народные сказки о животных и сказки других народов России. Народные сказки сопоставляются с авторскими сказками, которые объединены общей темой и героями. Дети, читая и сравнивая сказки, приходят к выводу о том, что люди, живущие в разных странах, одинаково мечтали о добре и справедливости.
В раздел «Край родной, навек любимый» (1 класс, часть 2, с. 66—94) включены художественные произведения отечественных писателей, в которых показана красота родного края, любовь к своей земле, к своей стране и, конечно, к семье. Например, А. Митяев «За что я люблю маму» (1 класс, часть 2, с. 87), Л. Толстой «Мальчик и отец» (1 класс, часть 2, с. 92), Е. Пермяк «Первая рыбка» (1 класс, часть 2, с. 90) и др. После чтения этих произведений учащимся вместе с Аней и Ваней (сквозными персонажами учебника) предлагается поразмышлять, почему Родину сравнивают с матерью, и сделать совместный вывод: «Слова Родина, мать, отец, семья — самые главные для каждого человека» (1 класс, часть 2, с. 84).
Таким образом, содержание учебника 1 класса помогает формировать следующие личностные качества:
• интерес к художественной литературе русского и других народов России;
• любовь к своей семье, Родине;
• уважение к другим людям, народам.
Личностный результат «принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения» достигается в курсе литературного чтения Л. Ф. Климано-вой с помощью системы заданий и вопросов, которые активно включают ребёнка в процесс познания.
В содержание учебника включены сквозные персонажи, мальчик Ваня и девочка Аня (сверстники ребят), которые помогают в достижении данного результата. Учителем и советчиком выступает профессор Самоваров. С помощью героев учебника дети активно включаются в диалог, высказывают и защищают свою собственную позицию, аргументированно обосновывают мнение Ани или Вани.
Система вопросов и заданий мотивирует детей на перечитывание произведений, что даёт возможность развивать и совершенствовать навык чтения. Например, при перечитывании произведений И. Токмаковой «Разговор синицы и дятла», В. Бианки «Разговор птиц в конце лета» (1 класс, часть 2, с. 8—9) дети находят слова, которые передают разговор и пение различных птиц.
Стихотворение С. Маршака «Волк и лиса» (1 класс, часть 2, с. 33) предлагается прочитать с друзьями по ролям. Сначала создаётся группа для разыгрывания этой ситуации, распределяются роли в ней, затем произведение представляется в лицах.
На с. 37 (1 класс, часть 2) учащимся предлагается не прочитать текст (пока ещё не у всех сформирован навык чтения), а рассмотреть серию рисунков на тему «Как две лягушки ловили стрекозу» и определить последовательность происходящих событий. Дети высказывают собственное мнение по поводу юмористической ситуации с лягушками, самостоятельно восстанавливают картину происходящего.
На с. 40 (1 класс, часть 2) предлагается прочитать диалог Ани и Вани, который помогает понять, кого можно назвать другом.
Учащимся рекомендуется работать в паре, в группе, осваивать различные социальные роли. Например, прочитав стихотворение В. Берестова «Любили тебя без особых причин…» (1 класс, часть 2, с. 85), дети обсуждают в паре смысл последних строк стихотворения: «И эта любовь до конца твоих дней останется тайной опорой твоей».
Таким образом, подбор текстов учебника, система вопросов и заданий формируют учебную деятельность младшего школьника. Дети учатся:
• принимать учебную задачу (понимать цель чтения данного текста, выполнения того или иного задания). Цель определяется в 1 классе при помощи учителя;
• планировать решение данной задачи, отбирать необходимый материал для реализации (составлять план выполнения задания, владеть выборочным чтением и т. д.). Данный этап тоже реализуется только под руководством учителя;
• самостоятельно представлять созданное произведение: этот этап тоже реализуется при помощи учителя.
В 1 классе формируется интерес к чтению художественной литературы.
Личностный результат «формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств» достигается благодаря подбору произведений в данном учебном курсе.
В учебнике 1 класса представлены произведения русских классиков: К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Ю. Мориц, С. Михалкова, А. Пушкина, А. Плещеева, что позволяет формировать особое отношение к слову. Учитель читает эти произведения на уроке так, чтобы показать особую их напевность, музыкальность (стихи А. Фета, А. Пушкина и др.), ритмичность (К. Чуковского, В. Маяковского и др.), что и вызывает восхищение учащихся. Интерес к слову, языку произведения поддерживается также самой системой вопросов и заданий. Например:
• какими чувствами хотел поделиться автор;
• какие слова помогают почувствовать радость, грусть;
• разделяете ли вы чувства автора, выраженные в данном произведении;
• составьте словарь настроений, проиллюстрируйте, как изменяется настроение в поэтическом тексте.
В учебнике даны репродукции картин известных русских художников: И. Грабаря, В. Поленова, И. Шишкина, И. Левитана, И. Репина. Система вопросов и заданий направлена на знакомство учащихся 1 класса с изобразительным искусством; формирует умение наблюдать за композицией картины, подбором красок.
В учебник включены фотографии русских городов и сёл. Впервые учащиеся знакомятся с фотографией как произведением искусства; учатся сравнивать фотографии с репродукциями картин; иллюстрировать с помощью фотографий другие произведения искусства.
В методический аппарат учебника включены задания, позволяющие иллюстрировать произведения художественной литературы; сравнивать авторские и собственные иллюстрации; выполнять творческие задания.
Например, вопрос на с. 79 (1 класс, часть 2): «Сравните текст стихотворения И. Сурикова «Зима» и репродукцию картины, представленную на данной странице. Похожи ли они по настроению? Обоснуйте ваше мнение».
Таким образом, учебник позволяет формировать художественный вкус, умение понимать различные виды искусства.
Личностный результат «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» также начинает формироваться в 1 классе.
В учебник включены разделы, которые помогают осмыслить важные нравственно-духовные ценности своего и других народов:
— «Люблю всё живое» (основные идеи раздела: никого не обижай; мы в ответе за тех, кого приручили; общаемся с миром природы; обходиться добром со всяким);
— «Хорошие соседи, счастливые друзья» (основные идеи раздела: нет друга — ищи, а нашёл — береги; доброе слово лучше мягкого пирога);
— «Край родной, навек любимый» (основные идеи раздела: лучше нет родного края; Родина любимая — что мать родимая).
Впервые в учебник 1 класса включены тексты для семейного чтения. Учащиеся и их родители вместе обсуждают проблемы, которые необходимо решить героям художественных произведений. Например, после совместного чтения рассказа К. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому» (1 класс, часть 1, с. 23) необходимо обсудить следующие вопросы:
— Как вы понимаете название рассказа?
— Подумайте, почему для названия своего рассказа К. Ушинский выбрал именно эту пословицу.
— На какие важные мысли он обращает наше внимание?
— Можете ли вы привести примеры (случаи) из жизни, когда уместно было бы напомнить ребятам эту пословицу?
— Подумайте, нужны ли каждому человеку знания о том, что хорошо и что плохо.
Кроме того, в учебник 1 класса включены дидактические тексты, которые моделируют поведение ребёнка в той или иной ситуации, позволяют осознать и осмыслить различные социальные роли. Например, рассказ Е. Пермяка «Самое страшное» (1 класс, часть 2, с. 44—45). Учащимся предлагается подумать, почему сильный мальчик, который никого не боялся, остался один.

Литературное чтение. 1 класс. Методические рекомендации.

Предложения интернет-магазинов