Литературное чтение. 1 класс. Методическое пособие. Чуракова Н.А., Малаховская О.В.

Методическое пособие предназначено для учителей, работающих по комплекту учебников «Перспективная начальная школа». В него включены: «Программа по литературному чтению, 1 класс», «Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение», 1 класс», «Поурочно-тематическое планирование к учебнику и Тетради для самостоятельной работы», «Тематическое планирование к хрестоматии «Литературное чтение», 1 класс». Пособие может быть полезно студентам педагогических колледжей и вузов.

Литературное чтение. 1 класс. Методическое пособие. Чуракова Н.А., Малаховская О.В.

 

Текст из учебника

Перспективная начальная школа
ПРОГРАММА 1 -ГО КЛАССА (40 ч)
Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) в литературном произведении; отсутствие автора в народном произведении.
Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка.
Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристика героев, другие способы авторской оценки).
Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса (нужных интонаций, тона, силы и темпа речи, смысловых пауз, логических ударений) и несловесных средств (мимики, движений, жестов).
Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.
Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое их различение.
Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев.
Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.
Библиографическая культура. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.
Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм, в случае необходимости с предварительным разбором случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, разными интонациями, в разном темпе и настроении. с различной громкостью.
Круг чтения первого года обучения
Малые жанры фольклора: прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.
Русские народные сказки
Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки (сказки-цепочки): «Репка», «Теремок»*, «Три медведя»*, «Маша и медведь»*.
Русские писатели и поэты
Л. Толстой «Косточка»*, М. Горький «Воробьишко».
Современная русская и зарубежная литература
Поэзия: А. Барто, Д. Хармс, Тим. Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Лунин. И. Токмакова, С. Козлов, А. Дмитриев, А. Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Куш-нер, С. Черный, С. Маршак*, Дж. Ривз.
Проза: Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок); Г. Остер «Эхо»; С. Воронин «Необыкновенная ромашка»; Ю. Коваль «Полет»*, «Снегири и коты»», «В березах»*; Д. Биссет «Шшшшш!»*, «Бац»*, «Под ковром»*; Н. Друк «Сказка»*; Б. Заходер «Серая звездочка»*.
Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу первого года обучения
Иметь общее представление:
• о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);
• об отличии фольклорного текста от литературного;
• об отличии поэтического текста от прозаического;
• о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
• о том, что такое рифма,
Знать:
• наизусть 3—4 стихотворения разных авторов;
• содержание произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
• читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и «про себя»; темп чтения 30—35 слов в минуту вслух; 40— 45 слов в минуту «про себя»;
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
• находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);
• отличать монолог от диалога;
• задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения

Литературное чтение. 1 класс. Методическое пособие.

Предложения интернет-магазинов