Литературное чтение. 1 класс. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. Бойкина М.В., Илюшин Л.С. и др.

Пособие обеспечивает методику преподавания литературного чтения в 1 классе с использованием УМК системы «Школа России» согласно положениям ФГОС. Материал организован в виде технологических карт уроков, что позволяет показать деятельность учителя по достижению планируемых результатов — личностных, предметных, метапредметных — и формированию универсальных учебных действий.
Особенность данных пособий в том, что:
— материал структурирован по этапам и видам учебной деятельности обучающихся и учителя;
— межпредметные связи раскрыты на конкретном материале;
— разработан инструментарий оценки достижений каждого ученика.

Литературное чтение. 1 класс. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. Бойкина М.В., Илюшин Л.С. и др.

 

Текст из учебника

ВВЕДЕНИЕ
Красота, богатство, национальное и международное значение русского языка в середине 21 века во многом будут определяться тем, как сегодня учатся говорить и писать на нём, понимать его школьники начальных классов российской школы, живущей и работающей по новым образовательным стандартам.
Одна из ключевых идей ФГОС состоит в том, чтобы средствами «нового школьного образования» обеспечить развитие человеческого капитала, соответствующего задачам инновационной экономики как экономики, основанной не на добыче и продаже сырьевых ресурсов, а на «производстве и применении новых знаний». Отличительными качествами нового человеческого капитала, основа которого создаётся в школе, являются: преодоление патерналистского сознания, т. е. активная общественная и гражданская позиции, компетентное финансовое поведение, инновационное поведение и креативность, осознание необходимости инвестиций в собственное здоровье, мотивация к непрерывному образованию.
С точки зрения содержания школьного образования основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:
— информационность (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
— коммуникативность (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
— самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
— самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Начальная школа — самая ответственная ступень общеобразовательной лестницы. Начальное образование, как никакое другое, определяет весь комплекс базовых навыков, умений, установок, наконец, ту необходимую сумму исходных знаний, без которых успешная учёба в дальнейшем невозможна в принципе. В начальной школе происходит осознание ребёнком самого
смысла обучения в школе. Здесь с первого урока появляется опыт получения удовольствия от узнавания нового, интереса к тому, как устроен мир людей, вещей, событий уже не на уровне природного детского любопытства, а на уровне потребности разрешить противоречие, совершить своё собственное открытие. Разумеется, говоря так, мы имеем в виду хорошую, успешную, современную начальную школу. Школу, где учитель заинтересован не только в результатах учебной деятельности, но и в развитии личностных качеств своих учеников, формирование которых происходит постоянно, в любой момент школьного дня и выполнения ими домашней работы.
Основная задача обучения в первом классе — создать такие условия, которые помогут начинающему свой образовательный путь ребёнку поверить, что учёба в школе может и должна быть для него успешной, интересной и привлекательной. Выполнение этой задачи станет возможным лишь в том случае, если получится сформировать положительное, радостное, восторженное отношение ребёнка к учёбе.
Успешность образовательного процесса определяется степенью заинтересованности всех его участников (учеников, педагогов, родителей) в положительных, личностно-значимых результатах этого процесса. Одним из главных условий качественного школьного образования является эмоционально-привлекательная среда, в которой находятся ученики и учителя. Результатом создания такой среды должен стать привлекательный для всех участников образовательного процесса имидж школы, в основе которого такие понятия как: личностный смысл, развитие, компетентность, творчество, красота и гармония, игра, открытость, престиж. При этом целью всего уклада школьной жизни является создание условий, обеспечивающих, с одной стороны, развитие личности каждого ученика, умеющего и желающего учиться, а с другой стороны, самореализацию каждого педагога, ориентированного как на развитие собственной творческой индивидуальности, так и на успешность общего, «командного» дела. Эти условия по сути представляют собой «правила» школьной жизни, касающиеся всех её сторон:
— рост самостоятельности образовательной деятельности учащихся и их ответственности за получаемые промежуточные и итоговые результаты от начальной к завершающей ступени обучения;
— расширение образовательного пространства учеников на основе учёта их способностей, интересов и склонностей;
— расширение поля выбора учениками собственного образовательного маршрута при переходе с одной ступени обучения на следующую;
— комплексное психологическое, методическое, информационное и другое сопровождение ученика и педагога;
— равная значимость для процесса самоопределения и самореализации каждого школьника как содержания учебных дисциплин, так и системы развивающей (внеурочной) деятельности;
— сочетание индивидуального и коллективного подходов в развивающей, досуговой деятельности учеников и педагогов;
— преемственность целей, ценностей и технологий на всём протяжении образовательного маршрута;
— максимальная доступность образовательных ресурсов любому ученику и педагогу;
— минимизация объёма репродуктивных заданий в учебном процессе;
— максимальная эффективность взаимодействия ученика и педагога на уроке;
— обеспечение объективности аттестационной практики учащихся на любом из этапов учебной деятельности.
Чтение, являясь одним из самых загадочных процессов, происходящих в мозгу человека, обеспечивает в среднем до 80% усвоения школьного материала. Иными словами, ребёнок, не умеющий полноценно читать, фактически лишён возможности учиться.
Специалисты в области развития ребёнка относят умение читать (грамотность) к важнейшим, наряду с умением ходить и разговаривать, стадиям формирования человеческой личности. От того, насколько равномерно выражен уровень так называемого «подготовительного чтения» у первоклассников, зависит качество обучения в начальной школе, в условиях классно-урочной системы.
К сожалению, сегодня в одном первом классе могут оказаться дети, умеющие практически свободно, бегло читать, и те, кто едва освоил слоговое чтение. Если добавить к этому увеличение, особенно в школах крупных и средних городов, числа детей, для которых русский язык не является родным, то значение первого года обучения «Литературному чтению» в школе становится особенно очевидным.
Если рассматривать чтение как интеллектуально-эмоциональную работу, выполняемую человеком практически в течение всей жизни, то школьный период образования — это время, когда складывается основная картина читательских предпочтений, возникает и укрепляется направление «вектора читательского интереса», закладываются читательские привычки. Грань между
восприятием чтения как трудного, рутинного, монотонного упражнения и фантастического, почти волшебного творчества собственного воображения, как это не покажется парадоксальным, очень тонка. Именно от построения уроков по предмету «Литературное чтение» в начальной школе зависит то, насколько вторая сторона этой грани будет развиваться в самостоятельную, по сути, жизненную потребность. Интерес к содержанию читаемых текстов, при всей его «внутренней» природе, вполне управляем. Задача создания и развития этого интереса сегодня распределяется между школой и семьёй. К сожалению, зачастую к окончанию даже не четвёртого, а уже первого класса ребёнок может вполне осознанно относиться к чтению исключительно как к трудному, необходимому упражнению, в котором главное — укладываться в параметры объёма и скорости. Практика показывает, что преодолеть эту личностную установку в дальнейшем будет крайне трудно. Вот почему образовательную миссию предмета «Литературное чтение» в начальной школе в целом и в первый год обучения в особенности можно сформулировать так: «Максимально помочь ребёнку осознать то, что, открывая книгу, он открывает себя». Как и в остальных предметах начальной ступени образования, категория личностного смысла учебной деятельности (в данном случае — «Литературного чтения») является здесь основной и требует даже не периодического, а именно постоянного внимания педагога. «Как изменится моя жизнь, если я прочитаю именно этот текст?», «Как научиться писать о том, что с тобой, что ты чувствуешь, понимаешь, во что веришь и в чём сомневаешься так, чтобы тебя понимали другие?», «Что происходит со мной, когда я читаю?» — вот лишь несколько ключевых вопросов, поиск ответов на которые целесообразен на каждом уроке. Подчеркнём, что прилагательное «литературное», присутствующее в названии предмета, характеризует тот особый подход к чтению как к интеллектуально-эмоциональной деятельности, при котором первоклассники знакомятся с особым видом чтения — осознаваемого, переживаемого, привлекательного своей новизной и интересом.
Для того чтобы приобщение к чтению происходило активно и постоянно, учителю следует рассказывать первоклассникам, как,-собственно, «устроен» любой текст и, что ещё важнее, как происходит само «чтение» внутри нас. В этом случае первоклассник узнаёт по-настоящему захватывающие факты о роли чтения в человеческой истории, получает возможность «почувствовать» себя доисторическим человеком, не знавшим грамотности, испытать собственную интуицию в поиске значения слова, осознать барьер, который возникает в общении с другими людьми, если из этого общения уходит (или не появляется в нём) письменная речь и чтение. «Что ты чувствовал, когда читал этот текст?», «В каком месте тебе стало интересно / неинтересно?», «Почему именно это слово, предложение показалось тебе смешным, грустным, особенно важным» — всё это вопросы для построения диалога с учениками на уроках по «Литературному чтению». Их может и должно быть
значительно больше, и задачей учителя является создание ситуаций, в которых эти вопросы не только уместны, но и ожидаемы учениками.
Сформулированная выше образовательная миссия предмета «Литературное чтение» в начальной школе имеет три главные цели при изучении предмета:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
->- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре, к культуре как народов многонациональной России, так и других стран.
Эти цели, будучи сформулированы для всех четырёх лет начальной школы, имеют свои специфические особенности в первом классе.
Во-первых, достижение в некотором смысле «технического» показателя школьного чтения — его «беглости» — должно быть неразрывно связано с опытом эмоционального восприятия прочитанного. Дать возможность первокласснику почувствовать свою способность управлять темпом собственного чтения в зависимости от трудности текста, интереса, читательского азарта и практической целесообразности — важнейший аспект любого упражнения, связанного с чтением на уроке или дома, причём с обязательным учётом специфики чтения вслух и про себя.
Во-вторых, в самом начале обучения «Литературному чтению» происходит важнейшее соединение двух форм любого текста: текста написанного и прочитанного. Всё, что человек пишет, предназначено для чтения — собственного или другими людьми; здесь и сейчас или через какое-то время; единожды или многократно. Набор отдельных слов ещё не представляет собой текст, в то время как и одно слово, словосочетание в определённой ситуации являются полноценным текстом. В этом смысле, «литературное чтение» обязательно должно быть дополняемо «литературным письмом», т. е. практическим опытом первоклассника написать что-либо не только «читаемое», но и понимаемое другими людьми. Знакомство с глубоким, красивым и точным значением слова «автор» начинается именно в первом классе и вовсе не только через чужие — полностью «правильные» тексты из учебника или книг для чтения. «Автор — это я, и мой труд ничем не отличается от труда писателя, поэта в плане усилий и стремления быть понятым» —
практическое восприятие первоклассником этой идеи может служить важным индикатором качества освоения предмета «Литературное чтение».
Наконец, в-третьих, именно в первый год школьного обучения происходит создание своего рода эскиза читательской «картины мира». «Скажи мне, какие книги ты читаешь, и я скажу тебе какие читать дальше» — эта формула приглашения ребёнка к сотрудничеству обладает универсальными педагогическими возможностями, в том числе в плане взаимодействия педагога с родителями. «Семейное чтение» как форма домашнего досуга ребёнка, разумеется, относится к важнейшим ресурсам предмета «Литературное чтение», который имеет смысл обсуждать на родительских собраниях, совместных уроках — «читательских конференциях», на страницах «электронного дневника», школьного сайта и т. п.
Программа предмета «Литературное чтение» строится на трёх принципах — художественно-эстетическом, литературоведческом и коммуникативно-речевом. Ни один из них не может и не должен ни восприниматься, ни реализовываться отдельно. Главной дидактической (т. е. задающей основной способ взаимодействия ученика и учителя) идеей предмета является сочетание этих принципов в любом упражнении, задании, на уроке или внеурочном событии, связанном с чтением. В ежедневной практической работе учителя использование этих принципов означает, что любой текст, с которым знакомятся первоклассники, заключает в себе потенциал следующих размышлений, переживаний и действий:
— эмоциональный отклик на содержание текста, сюжет;
— интерес к стилистическим, жанровым особенностям текста, определение узнаваемых элементов авторского языка;
— устная речь как отражение каждого из прочитанных текстов.
Таким образом, изучение курса «Литературного чтения» в начальной школе предполагает решение ряда основных задач. Ниже представлен перечень этих задач, специфика которых в отношении первого года обучения отражена в форме ключевых вопросов, адресуемых Первоклассникам:
1. Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное:
— О чём этот текст ? Как ты думаешь, почему автор решил его написать? Как ты относишься к герою произведения? Был ли ты когда-нибудь в подобной ситуации?
2. Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся:
— Какой это рассказ / стихотворение: грустное, весёлое? Что делает его смешным, красивым, грустным? Что ты представляешь себе, когда читаешь текст ?
3. Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление:
— Какие события происходят в рассказе ? Почему за одним событием следует другое? Как бы ты иначе завершил рассказ?
4. Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус:
— Что делает это стихотворение красивым? Что бы ты посоветовал художнику, который решил бы нарисовать для него иллюстрацию?
5. Формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей — создателей произведений словесного искусства:
— Знаешь ли ты другие произведения этого автора? Чем его книги, по-твоему, отличаются от книг других писателей / поэтов?
6. Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе:
— Почему, по-твоему, автор выбрал именно это место (событие) для описания? Что бы предложил ему ты ? Встречался ли ты с такими же явлениями, людьми, событиями в своей жизни?
7. Формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы:
— Похоже ли то, о чём рассказано в тексте, на сегодняшнюю жизнь и чем? Как ты думаешь, почему это произведение оказалось в учебнике, который ты читаешь ?
8. Учить школьников достаточно глубокому пониманию содержания произведений различного уровня сложности:
— Есть ли в тексте что-то непонятное для тебя ? Как бы ты сам рассказал о таком же событии, человеке, явлении?
9. Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка:
— Как ты думаешь, события, о которых идёт речь в рассказе, стихотворении, реальные или их сочинил автор ? Можно ли рассказать о том же, о чём рассказано в стихотворении, не стихами? Почему, по-твоему, автор решил сочинить стихотворение, а не рассказ?
10. Работать над развитием речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения:
— Есть ли в произведении, которое ты прочитал, слова, которых ты не знал раньше? Что они означают? Какие слова в этом фрагменте, описании, диалоге и т.п. главные?
11. Работать с различными типами текстов:
— Как ты думаешь, этот текст написан специально для учебника ? Он простой или сложный ?
12. Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность»:
— О чём ты хотел бы почитать самостоятельно? Как ты думаешь, почему именно по этой книге снят фильм?
Поскольку Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает формирование универсальных учебных действий в обучении по каждому предмету школьной программы, кратко обозначим три группы результатов, которые сформулированы в глаголах-действиях и отражают УУД.
Личностные результаты:
• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых нор>1 и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие на основе собственного опыта и представлений общего характера;
• эмоционально «проживать» текст во время чтения вслух, выражать свои эмоции при чтении и обсуждении текста;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать героям произведения;
• высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
• определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• проговаривать последовательность своих действий на уроке в зависимости от цели работы;
• высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
• работать по предложенному учителем плану, инструкции.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в условных обозначениях учебника, рабочей тетради;
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы по результатам своей работы, совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, приводить примеры, аргументы в виде слов и словосочетаний из текста.
Коммуникативные УУД:
• представлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других в диалоге и монологических высказываниях;
• выразительно читать и пересказывать текст, читать текст по ролям;
• договариваться с одноклассниками и учителем о правилах выполнения учебных действий, общения и следовать им;
• учиться работать в паре, группе’, выполнять различные роли (руководителя, наблюдателя, исполнителя).
Предметные результаты:
• воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
• осмысленно, правильно читать целыми словами;
• отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
• подробно пересказывать текст;
• составлять устный рассказ по иллюстрации;
• заучивать наизусть небольшие стихотворения;
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
• различать рассказ и стихотворение, фрагмент или цельный текст.
Как работать с технологической картой урока (ТКУ)
Инструкция к применению
Если вы собрались работать с технологической картой, то сначала надо решить, зачем она вам нужна. В чём её преимущество перед традиционной формой описания организации урока.
Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, обязательных для работы с ней. « Технологическая карта» — новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю эффективное и качественное освоение нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам. В технологической карте урока даётся фиксированный формат описания технологического процесса обучения на конкретном уроке, в определённой структуре, в заданной последовательности.

Литературное чтение. 1 класс. Поурочные разработки. Технологические карты уроков.

Предложения интернет-магазинов