Литературное чтение. 2 класс. Методические рекомендации. Бойкина М.В.

Пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС. В пособии представлены научно-методические основы курса «Литературное чтение» автора Л. Ф. Климановой и их реализация в УМК для 2 класса, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам изучения указанного курса во 2 классе, примеры методических разработок уроков.

Литературное чтение. 2 класс. Методические рекомендации. Бойкина М.В.

 

Текст из учебника

Основные задачи курса «Литературное чтение» автора Л. Ф. Климановой:
• развивать коммуникативно-речевые умения и навыки, обеспечивающие потребность в чтении литературных произведений, их свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
• формировать уважительное отношение детей к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
• обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений; развивать внимание к слову как средству создания образа;
• научить на практическом уровне различать художественные и научно-познавательные литературные произведения;
• развивать интерес к литературному творчеству.
Общие принципы современного литературного образования и развития, реализующие основные задачи курса:
• художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
• системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
• коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
• введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
• дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
• культурно-исторический;
• взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.
Таким образом, можно определить отличительные особенности данного курса:
• формирование ценностных ориентаций средствами содержания учебника и дополнительных пособий по литературному чтению. Направленность уроков литературного чтения на формирование ценностных ориентаций находит отражение в первую очередь в отборе произведений для чтения и слушания. Тексты содержат нравственные проблемы, актуальные для ребёнка младшего школьного возраста, их содержание близко жизненному опыту и интересно им. Ребёнок имеет возможность расширять и углублять свои представления о социально-нравственных значимых ценностях от класса к классу. На формирование нравственных ценностей оказывает влияние методика работы с литературным произведением. При работе с текстом необходимо исходить из природы литературного произведения, т. е., как отмечала известный методист М. А. Рыбникова, идти «путями литературными», выделять не нравоучительные выводы из произведения, а художественный образ, питающий активное воображение читателя и открывающий ему тот путь, которым автор пришёл к своим выводам. Образная форма искусства, затрагивая эмоциональную сферу, делает сердце отзывчивым и позволяет глубоко вникнуть в смысл прочитанного;
• формирование коммуникативных умений (участие в диалоге; отстаивание своей точки зрения). Дети включаются в диалог с писателем, художником, композитором. Это общение ведётся с учётом нравственных, философских, эстетических задач. Так возникает ситуация партнёрства, сотрудничества педагога и учеников в культурном пространстве художественного текста. Учителю важно не навязывать свою точку зрения, а давать возможность ученикам самостоятельно высказываться, обосновывать своё мнение;
• формирование информационной культуры младших школьников, в том числе библиографической культуры, для чего в содержании учебника представлен материал, позволяющий вычленять, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, подвергать сомнению, сохранять, излагать информацию. Ученик работает не только с художественными, но и с учебными, научно-познавательными текстами, иллюстрациями, схемами, таблицами. Особое внимание в учебнике уделяется работе в библиотечном пространстве: с тематической выставкой, тематическим и авторским каталогами;
• формирование литературного творчества, в том числе развитие исследовательского поведения учащихся средствами предмета «Литературное чтение». Любое творчество предполагает самостоятельное создание творческого продукта на основе прочитанного или прослушанного текста. Ученики на уроке узнают художественные особенности произведения, определяют отдельные структурные элементы текста.
Развитие устной, а затем письменной речи является составной частью каждого урока. Кроме того, выделяются специальные уроки, на которых происходит развитие речи (рубрики «Наш театр», «Мастерская писателя»).
Во 2 классе в основном обучение направлено на развитие читательской самостоятельности, умения воспринимать полноценно литературное произведение, формирование творческих способностей.
СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ЗАДАЧАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт «разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации» и «направлен на обеспечение… духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального и общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» .
6Вспомним личностные результаты, которые должны быть достигнуты в процессе обучения в начальной школе к концу 4 класса:
• формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Для достижения этих результатов необходимо создать такую образовательно-воспитательную среду, посредством которой и будет происходить личностный рост ученика.
Во 2 классе особое внимание уделяется:
• формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
• развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Учебник 2 класса строится на тех же принципах, что и учебник 1 класса, а значит, обеспечивает решение задач духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников, которые необходимы для достижения личностного результата в процессе обучения в начальной школе.
Вспомним задачи духовно-нравственного развития и воспитания:
• выработка внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
• мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
• умение понимать ценность книги;
• осмысление нравственных ценностей и понятий курса;
• умение отвечать на жизненно важные вопросы: «Кого можно назвать другом?», «Что такое настоящая дружба?», «Как найти друзей?», «Что значит поступить по совести?»;
• умение оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
• умение хранить традиции своей семьи; своей Родины;
• умение видеть красоту родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; любить свою страну.
Приведём примеры заданий из учебника «Литературное чтение. 2 класс», которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников.

Литературное чтение. 2 класс. Методические рекомендации.

Предложения интернет-магазинов