Литературное чтение. 2 класс. Часть 1. Свиридова В.Ю.

Учебник 2 класса продолжает работу по развитию читательской компетентности учащихся, мотивирует обращение к книге. Он нацелен на формирование нравственно-эстетического опыта и воспитание литературного и художественного вкуса младших школьников, на развитие чтения как базового учебного действия, составляющего основу других универсальных учебных действий, в том числе работы с информацией.

Литературное чтение. 2 класс. Часть 1. Свиридова В.Ю.

 

Текст из учебника

Глава 1
Вступление, Детективное начало…
Здравствуй, читатель!
Мы продолжаем разговор о секретах литературы, о тайнах текста.
Исследователь литературы идёт по следам литературных загадок, как настоящий следователь или детектив*.
Будь внимательнее, проявляй смекалку, подключай воображение. Только тогда ты научишься понимать произведения литературы, станешь настоящим читателем.
В этой работе тебе будут помогать знаменитый английский сыщик Шерлок Холмс п его друг доктор Ватсон, которые раскрыли немало тайн.
Познакомимся поближе. Расскажи или напиши, что ты любишь.
Вот что любит Дениска, уже знакомый тебе герой рассказов В.Ю. Драгунского.
Что я люблю
Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как бельё на заборе. Ещё я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо.
Я люблю слушать, как жук копается в коробочке. И люблю в выходной день утром залезть к папе в кровать, чтобы поговорить с ним о собаке: как мы будем жить просторней, и купим собаку, и будем её кормить, и какая она будет потешная и умная, а я буду за нею сам вытирать лужицы, и она будет ходить за мной как верный пёс.
Я люблю дышать носом маме в ушко. Особенно я люблю петь и пою очень громко.
Люблю стоять перед зеркалом и гримасничать, как будто я Петрушка из кукольного театра. Шпроты я тоже очень люблю.
Люблю читать сказки про Канчиля. Это такая маленькая, умная и озорная лань. У неё весёлые глазки, и маленькие рожки, и розовые копытца. Когда мы будем жить просторней, мы купим себе Канчиля.
Ещё я люблю плавать там, где мелко, чтобы можно было держаться руками за дно.
Очень я люблю звонить по телефону.
Я люблю строгать, пилить, я умею лепить головы древних воинов и бизонов, и я слепил глухаря и Царь-пушку. Всё это я люблю дарить.
Когда я читаю, я люблю грызть сухарь или ещё что-нибудь.
Я люблю гостей.
Ещё я люблю ужей, ящериц и лягушек. Они такие ловкие. Я ношу их в карманах. Я люблю, чтобы ужик лежал на столе, когда я обедаю. Люблю, когда бабушка кричит про лягушонка: «Уберите эту гадость!» — и убегает из комнаты. Тогда я помираю от смеха!
Я люблю посмеяться… Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех, — смот-
л
ришь, через пять минут и вправду становится смешно, и я прямо кисну от смеха!
Когда у меня хорошее настроение, я люблю скакать. Однажды мы с папой пошли в зоопарк, и я скакал вокруг него на улице, и он спросил:
— Ты что скачешь?
А я сказал:
— Я скачу, что ты мой папа!
Он понял.
Я люблю ходить в зоопарк. Там чудесные слоны. И есть один слонёнок. Когда мы будем жить просторней, мы купим слонёнка.
Люблю ходить в кафе — есть мороженое и запивать его газированной водой. От неё колет в носу и слёзы выступают на глазах.
Очень люблю лошадей, у них такие красивые и добрые лица.
Я много чего люблю!
(По В.Ю. Драгунскому)
л Что тебе особенно понравилось в рассказе? Узнаёшь ли ты себя в его герое?
Прочитай те отрывки текста, где выражена любовь Дениса к членам его семьи.
А где видно, как он относится к животным? Тебе близки его чувства?
Дополни и измени свой рассказ о том, что ты любишь.
И. П. Токмакова
Мне грустно — я лежу больной. Вот новый катер заводной. А в деревне лошади…
Папа мне купил тягач, Кран игрушечный и мяч.
А в деревне лошади…
Мне грустно — я лежу больной. Вот вертолётик жестяной. А в деревне лошади…
А я в деревне летом был, Я лошадь серую кормил, Она сухарь жевала И головой кивала.
Как расположены рифмующиеся строчки? Какие слова «выдают» заветную мечту героя? Почему эта строчка не рифмуется с другими? Зачем она повторяется?
Постоянный повтор какого-либо элемента текста придаёт тексту стройность, ритм.
В жизни мы можем слышать ритм сердца, ритм часов, ритм музыки.
Опишите характер героя, от лица которого говорит поэтесса. Чем он нравится автору стихотворения?
Для того, чтобы стать настоящим следователем, вернее, исследователем литературы, мало просто уметь читать. А что же для этого нужно?
Предположи, о чём будет рассказывать • Мишка, друг Дениски. Тебе подскажет иллюстрация к тексту.
В. Ю. Драгунский

Литературное чтение. 2 класс. Часть 1.

Предложения интернет-магазинов