Как научить Вашего ребенка писать изложения. 3 класс. Есенина С.А.

Дорогие учителя, мамы и бабушки, папы и дедушки! Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у ребёнка — задача важная, но очень непростая. Это пособие поможет вам в решении этой задачи.

Как научить Вашего ребенка писать изложения. 3 класс. Есенина С.А.

 

Описание учебника

Работа в пособии
В начале каждого занятия дана речевая разминка. Этот материал не обязательно весь использовать в начале урока. Часть заданий можно дать в качестве работы над ошибками после того, как изложение написано, или для работы дома. После речевой разминки идёт работа над изложением.
Обратите внимание! Страницы 43-48 — вкладыш. Перед началом работы в пособии его нужно извлечь, и перед написанием каждого изложения выдавать ребёнку соответствующую карточку.
Методика работы над изложением
1. Постановка цели. Грамотное начало — половина успеха. Перед началом урока необходимо обязательно заинтересовать малыша, причём не только тем, что через некоторое время он сможет грамотно и красиво излагать свои мысли, но и тем, что ученик будет знать: самое хорошее изложение обяхательно будет отмечено:
— прочитают в классе;
— повесят на стенд как образец;
— пошлют в газету, журнал;
— вклеят в классный журнал «НАШЕ ТВОРЧЕСТВО» (если его нет, то хорошо бы его завести];
— поставят ещё одну пятёрку в журнал;
— наклеят на обложку тетради красивую наклейку;
— дадут шоколадную медальку;
— прочтут на методобъединении (и похвалят не только ребёнка, но и класс, и учителя);
— покажут как образец малышам, параллельному классу или старшим классам;
— покажут завучу, директору;
— прочтут на родительском собрании.
Уважаемые взрослые, поймите, что работать (а для ученика учёба — это серьёзная работа] только ради того, что потом, лет через десять, это поможет поступить в институт, способны далеко не все дети. Дайте малышу возможность как можно скорее получить удовольствие от учёбы и признание за свой нелегкий труд.
2. Чтение текста учителем. Перед чтением обязательно предупредите детей, что после прочтения будут вопросы по тексту. И вы посмотрите, кто из детей лучше и полнее на них ответит [варианты]:
— мальчики или девочки;
— первый, второй или третий ряд;
— первый или второй вариант;
— личное первенство.
Примерные вопросы даны после каждого текста. Но в зависимости от уровня каждого класса учитель может менять их, предлагать свои.
3. Беседа. Вопросы по тексту. Обязательно хвалите учеников за наиболее полные и яркие ответы. Поощряйте творческое отношение к работе.
4
4. Чтение текста учениками. Лучше поручить это ученику, который читает хорошо. Класс «следит глазами» за читаемым текстом.
5. Составление заголовка. (Не только тема, но и главная мысль.) В пособии к каждому тексту уже дан примерный заголовок. Но в классе надо обязательно обсудить и записать другие возможные варианты заголовков.
6. Разделение текста на абзацы. Составление плана (главная мысль каждого абзаца). Текст делится на смысловые части. Каждая часть озаглавливается. Записывается план. Причём пункты плана могут быть у детей разные. Главное, чтобы заголовок абзаца отражал его главную мысль. В середине пособия есть уже составленные пункты плана к каждому изложению с опорными и трудными словами, но с обратной стороны каждого листочка дан заголовок «Мой план». И после пункта 9 (пересказ 2-3 человек) надо раздать детям листочки и дать возможность каждому переписать свой план, который он составил и записал во время коллективного обсуждения. Во многих сегодняшних методических пособиях рекомендуется составлять план не коллективно, а индивидуально. Прочёл ребёнок текст — сам разбил на абзацы, сам план составил. В моей практике таких детей было дай Бог — 1-2 на класс. Может быть, вам больше повезло. Всё-таки, на мой взгляд, в таких случаях лучше действовать по старинке. Мы же учим детей, а не проверяем академиков.
7. Орфографическая подготовка (опорные слова, трудные слова, обороты речи). После каждого текста в пособии дана орфографическая подготовка. Но часто бывает так, что в классе есть «любимые» слова (слова, в которых именно этот класс делает ошибки). Проработайте, конечно, их тоже.
8. Лексическая подготовка. Это подбор синонимов, антонимов, перифраз, а так же нахождение точного значения слова. Ответы даны в конце книги в «Словаре синонимов», «Словаре антонимов», «Толковом словаре». А что такое загадочное слово перифраз? Это описательное выражение. Привожу пример. В тексте имеется слово Земля. Вместо него можно сказать голубая планета. А какой перифраз можно подобрать к слову врачи? Люди в белых халатах.
9. Устный рассказ 2-3 человек. Пересказ изложения 2-3 учениками. Лучше делать это по пунктам плана. Пересказывается в сильных классах 1 раз, в более слабых — 2 раза.
10. Переписывание (желающие) своего плана. Раздаются листочки, предварительно вырезанные учителем из пособия, с планом и опорными словами. Дети (кто хочет) переписывают свой план.
11. Повторное чтение текста учителем. Теперь полное внимание. Пособие закрывается. Даётся возможность в последний раз услышать текст. Дети сверяют то, что они слышат, с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.
12. Составление черновика. Чаще это одновременно и беловик. С черновиком лучше работать в двух случаях: если на изложение вы отвели 2 урока или если это контрольное изложение (обычно выбирается наиболее лёгкий текст).
13. Самопроверка. Можно обратиться к памятке для ученика. Ясно ли передал мысль. Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи. Все ли слова употреблены удачно. Орфография. Пунктуация.
14. Чистовик. Переписывание изложения без помарок, аккуратно и красивым почерком.
15. Самопроверка. То же, что в пункте 13.
Основные ошибки в содержании и построении изложения
Пропуск главных частей и важных фактов.
Неточная передача фактов и событий.
Нарушение логической последовательности.
Возвращение без надобности к одному и тому же факту.
Отсутствие связи между фактами и событиями.
Речевые ошибки.
Неправильное определение границ предложения в тексте.
Нарушение порядка слов в предложении.
Повторение одного и того же слова, не вызванное необходимостью.
Пропуск главных и второстепенных членов предложения.
Неправильное согласование и управление слов.
Неправильное или неточное употребление слова, а также неоправданное повторение слов и необоснованное употребление в одном предложении двух синонимов.
5
Оценивание изложения
Оценка «5» ставится:
содержание и речевое оформление:
— правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
грамотность:
— нет орфографических ошибок;
— допускается 1-2 исправления. Оценка «4» ставится:
содержание и речевое оформление:
— правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
— имеются отдельные фактические и речевые неточности;
— допускается не более 3 речевых недочётов, а также недочётов в содержании и построении текста; грамотность:
— две орфографические ошибки. Оценка «3» ставится:
содержание и речевое оформление:
— отклонения от содержания авторского текста;
— отклонение от темы;
— отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
— бедный словарь;
— имеются речевые неточности;
— не более 5 речевых недочётов в содержании и построении текста; грамотность:
— 3-5 орфографических ошибок. Оценка «2» ставится:
содержание и речевое оформление:
— работа не соответствует теме;
— имеются значительные отступления от авторской темы;
— много фактических неточностей;
— нарушена последовательность изложения мыслей;
— отсутствует связь между частями работы;
— словарь беден;
— более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста; грамотность:
— более 5 орфографических ошибок.
Памятка для ученика
1. Внимательно послушай рассказ, который прочтёт тебе учитель. После этого будь готов ответить на вопросы по тексту.
2. Напиши варианты заголовка.
3. Составь план.
4. Расскажи по плану сам. Послушай товарищей.
5. Напиши изложение.
6. Проверь, ясно ли передал мысль, нет ли неоправданных повторов одного и того же слова, все ли слова употреблены удачно. Не забудь про грамотность. Проверь знаки препинания.
6
1-я неделя, сентябрь Речевая разминка
Отредактируй предложения. Убери ненужные слова.
Миша — он любит математику. _
Рита — у неё есть коллекция открыток. _
Наши ребята — для них сделали спортивную площадку.
В приведённых ниже предложениях нарушена логика. Перестрой их или разбей одно предложение на несколько так, чтобы между ними появилась логическая связь, осмысленность.
Вера гуляет с собакой на бульваре, а Оксана — на длинном поводке.
Весной тает снег, а по понедельникам у нас диктанты.
На мачте корабля вьётся флаг, а на душе у капитана — грусть и тоска.
Замени неправильное по смыслу слово.
Мама сварила земляное варенье. Солдаты строят земляничные укрепления. _ Битва началась с кавалерской атаки. _
Правильно построй предложение.
Учёные работают новое открытие. _
Космонавт вышел на открытый космос.
Бойцы опасались от вражеских танков.
Замени повторяющиеся и однокоренные слова синонимами.
Строители строят новый дом. Строительство дома идёт уже давно. На стройке работает подъёмный кран. Бригада строителей выполняет различную работу по постройке дома. Дом будет построен к концу года.
Замени неправильное слово правильным.
На самолётах летают лётчики, лётчицы и стюардесчицы. _ Когда костёр начнёт потухать, мы подкидаем туда дров.
Чтобы костёр лучше горел, мы его разворошаем. _
Рыбак выужает из реки много рыбы. _
Чтобы сделать пруд, люди запрудывают реку. _
7
Готовимся писать изложение
Послушай текст, который тебе прочитает учитель.
Полоски
Тигрица пекла пирог. Мука летела во все стороны. У стола сидел тигрёнок. Мать посмотрела на него и удивилась. Тигрёнок был белый и без полос. Малыш горько заплакал и побежал искать свои полосы. На улице он встретил зебру. Тигрёнок замер от удивления. Какая она полосатая! Зебра лизнула тигрёнка. На шкурке появилась тёмная полоска. Она лизнула ещё раз. Вот и полоски! Тигрёнок засмеялся. Спасибо, зебра! [64]. (По Д. Биссету)
Вопросы по тексту.
1. Почему мама-тигрица не увидела полос на своём сыне?
2. Почему малыш расстроился?
3. Почему зебра вызвала удивление у тигрёнка?
4. Как зебра помогла малышу?
5. Был ли тигрёнок вежливым?
Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.
Полоски
Тигрица пекла пирог. Мука летела во все стороны. У стола сидел тигрёнок. Мать посмотрела на него и удивилась. Тигрёнок был белый и без полос. Малыш горько заплакал и побежал искать свои полосы. На улице он встретил зебру. Тигрёнок замер от удивления. Какая она полосатая! Зебра лизнула тигрёнка. На шкурке появилась тёмная полоска. Она лизнула ещё раз. Вот и полоски! Тигрёнок засмеялся. Спасибо, зебра! (По Д. Биссету)
Орфографическая подготовка
Подбери, где возможно, проверочные слова. Вставь буквы.

Как научить Вашего ребенка писать изложения. 3 класс.

Предложения интернет-магазинов