Литературное чтение. 3 класс. Методические рекомендации. Бойкина М.В.

В пособии представлены научно-методические основы курса «Литературное чтение» автора Л. Ф. Климановой и их реализация в УМК для 3 класса, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам изучения указанного курса в 3 классе, примеры методических разработок уроков, организации контроля и оценки и достижения планируемых результатов по литературному чтению.

Литературное чтение. 3 класс. Методические рекомендации. Бойкина М.В.

 

Текст из учебника

СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ЗАДАЧАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт «разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации» и «направлен на обеспечение… духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
6
и общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества».
Учебник «Литературное чтение. 3 класс» авторов Л. Ф. Климановой и др. обеспечивает решение задач духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников, которые способствуют достижению личностных результатов в процессе обучения в начальной школе:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
• мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
• первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову, благородство, сила духа, любовь), отражённых в литературных произведениях;
• умение отвечать на вопросы: что значит поступать по совести, жить по совести, жить с чистой совестью? Что значит быть верным своему слову? И т. д.;
• умение самостоятельно анализировать поступки героев произведения; соотносить их с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
• способность к оценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
Рассмотрим некоторые задания из учебника для 3 класса, направленные на духовно-нравственное развитие учащихся.
Наставления детям к я Владимира Мономаха (3 класс, часть 1, с. 5).
Лжи остерегайтесь, от того душа погибает и тело.
Гордости не имейте в сердце и уме.
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите.
Что имеете хорошего, того не забывайте, а чего не имеете, тому учитесь.
Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее.
Учащиеся анализируют прочитанные наставления, обсуждают их смысл, определяют кодекс поведения людей в древнерусском государстве. Важно, чтобы дети поняли, что эти древнерусские наставления являются актуальными и сейчас.
Поучительные наставления и изречения из Библии (3 класс, часть 1, с. 9).
Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрёл разум.
Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
7
И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего, а вот в твоём глазу бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Не причинять обид, а причинённую переносить терпеливо. Прежде захода солнечного мириться с тем, с кем придётся размолвиться.
Учащиеся читают наставления и изречения из Библии, задумываются над нравственными устоями общества, обсуждают, как содержание Библии влияет на современную жизнь, общественные и семейные отношения.
Раздел учебника для 3 класса «Жизнь дана на добрые дела» (3 класс, часть 1, с. 12-47) посвящён осмыслению нравственных понятий: поступок, честность, верность слову.
Начинается работа с постановки проблемы, которую определяет профессор Самоваров: «.писатель, создавая своё произведение, всегда надеется, что он может помочь кому-то стать лучше, умнее, добрее». Учащиеся обсуждают, как художественные произведения влияют на человека.
Далее предлагается подумать над смыслом пословиц, определить, о каких качествах человека в них говорится.
Умные учатся на ошибках других, а глупые — на своих собственных.
(Русская пословица) Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
(Английская пословица) Учись доброму, так и худое на ум не пойдёт.
(Русская пословица) Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
(Башкирская пословица) Слушайся добрых людей — на путь наведут.
(Русская пословица) Учащиеся читают рассказ Н. Носова «Огурцы» (с. 15-19). На уроке обсуждают поступок Котьки, позицию его мамы, её решение. Ребята вспоминают свои жизненные истории, соотносят их с тем, что происходило в рассказе. На примере поступка своего сверстника ребята учатся понимать, что на обмане далеко не уедешь.
Далее вниманию учащихся предлагается рассказ М. Зощенко «Не надо врать» (с. 20-25). В нём рассматривается жизненная ситуация, близкая учащимся: ученик гимназии получил двойку и скрыл этот факт от родителей. Ребята обсуждают этот поступок, высказывают своё мнение, определяют своё отношение к герою.
В рассказе Л. Каминского «Сочинение» (с. 26-28) предложенная тема сочинения заставила главную героиню Лену задуматься о правильности своих поступков. Читая и анализируя произведение, учащиеся размышляют об отношении к семье, к матери.
8
Основная мысль рассказа М. Зощенко «Через тридцать лет» (с. 30—33) очень важна для понимания, что надо любить и жалеть людей. Поступок главной героини Лёли помогает понять смысл добрых отношений в семье.
В рубрике «Семейное чтение» учащиеся читают и обсуждают вместе с родителями притчи «Что побеждает?», «Что важнее?» (с. 39). Необходимо, чтобы дети познакомились с понятиями надежда, истина, доброта, верность.
Весёлые рассказы Н. Носова, Л. Каминского, М. Зощенко заставляют задуматься, почему нельзя брать чужое (Н. Носов. «Огурцы»), врать (М. Зощенко. «Не надо врать»), как помогать маме (Л. Каминский. «Сочинение») и т. д.
Художественные произведения помогают маленькому читателю самостоятельно решить, как ему поступить в той или иной ситуации. Чтение юмористических рассказов даёт возможность накопить жизненный опыт, осмыслить нравственные понятия хорошо, плохо, учит быть сильным и смелым.
Раздел «Великие русские писатели» (3 класс, часть 2, с. 4-67) посвящён формированию интереса (мотивации) к чтению художественных произведений как источнику эстетического наслаждения.
Серьёзный нравственный урок получают дети, читая «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А. С. Пушкина (с. 12-41). Важно, чтобы дети поняли, что настоящее счастье не в богатстве (образ белочки в сказке), не в силе (образ морских богатырей в сказке), а в любви, в семье, в добром отношении к людям. Сказка А. С. Пушкина учит умению прощать, ведь ни сватья баба Бабариха, ни ткачиха, ни повариха наказания не понесли.
Благодаря чтению и изучению произведений известных русских писателей Н. Носова, М. Зощенко, И. А. Крылова, Л. Каминского, А. С. Пушкина и др. школьники учатся оценивать и понимать поступки героев, соотносить их с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.
В разделе «Люби всё живое» (3 класс, часть 1, с. 96141) учащиеся знакомятся с произведениями о животных русских писателей и поэтов К. Паустовского, В. Берестова, Б. Заходера, В. Бианки, Тима Собакина, Д. Мамина-Сибиряка, Н. Носова и др. Читая произведения, учащиеся учатся наблюдать за природой, за жизнью животных, рыб, птиц; учатся с любовью и заботой относиться ко всему живому, быть терпеливыми и внимательными.
Роль содержания учебника литературного чтения в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников очень велика. Ещё К. Д. Ушинский писал: «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении».
Учебник по литературному чтению является основным инструментом в системе воспитания младших школьников.
9
Именно на уроке литературного чтения, в процессе чтения художественных текстов дети овладевают нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, КОТОРЫЕ СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС, ФОРМИРУЮТСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ». 3 КЛАСС
Метапредметные универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) формируются в результате изучения всех без исключения предметов, в том числе, и средствами предмета литературное чтение. Изолированно друг от друга универсальные учебные действия формировать невозможно. Одновременно формируются, в зависимости от содержания задания, регулятивные и познавательные УУД, регулятивные и коммуникативные УУД и т.д.
В содержании учебника для 1 класса мы уже рассматривали процесс формирования универсальных учебных действий. Понятно, что все необходимые умения за год мы сформировать не сможем. В 1 классе был заложен фундамент для дальнейшего развития этих умений в последующих классах. Во 2 классе продолжались осваиваться умственные операции, формирующие аналогичные УУД, опираясь на опыт 1 класса. В 3 классе мы будем продолжать формирование универсальных учебных действий.

Литературное чтение. 3 класс. Методические рекомендации.

Предложения интернет-магазинов