Литературное чтение. 3 класс. Методические рекомендации. Стефаненко Н.А.

Данное пособие призвано способствовать реализации в практике учителя требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённых ФГОС. В пособии представлены научно-методические основы курса и их реализация в УМК для 3 класса авторов Л. Ф. Климановой и др., календарно-тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам обучения в 3 классе, примеры разработок уроков.

Литературное чтение. 3 класс. Методические рекомендации. Стефаненко Н.А.

 

Текст из учебника

В пособии изложены теоретические подходы к реализации ФГОС НОО на уроках литературного чтения в 3 классе и представлены практические разработки разнообразных по типам уроков на деятельностной основе.
Принятию и освоению социальной роли ученика, развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения способствует изучение всех разделов учебника «Литературное чтение» для 3 класса, но в особенности раздела «Самое великое чудо на свете», где раскрыта ценность знаний, добытых из различных книг (Ч. 1, с. 3—12).
Той же цели служит и выполнение заданий к текстам типа (Ч. 1, с. 19): «Обсудите с другом, почему в народном творчестве появились докучные сказочки. Кому и когда их рассказывали? Обратите внимание, что старинное слово «докука» означает «надоедливая просьба»; «Попробуй сочинить свою докучную сказку. Помни, что в докучной сказке должна быть неожиданная концовка. Запиши её в «Рабочую тетрадь». Выполнение данных заданий, ставящих ребёнка в ситуацию интеллектуального затруднения, способствует пробуждению мотивов сначала творческой, а затем и интеллектуальной, а следовательно, учебной деятельности. Ребёнок осознаёт свою значимость, когда он решает трудные задачки и ему это удаётся. Он понимает, что учиться в школе — это не значит развлекаться, это значит работать, применять волевое усилие для того, чтобы чего-то достичь. Когда деятельность для ребёнка оказывается успешной, он понимает, что способы выполнения того или иного задания он может перенести в новую ситуацию, решить похожую задачку в новых условиях. Тогда появляется личностный смысл учения, осознание того, где и в каких случаях следует применить полученные знания и умения. В результате учение становится увлечением, тем видом деятельности, которую выполнять приятно и полезно.
Развитию познавательных интересов, расширению кругозора школьников, что также благоприятствует развитию мотивов и смыслов учебной деятельности, способствует изучение текстов-описаний (Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве») и научно-познавательных текстов
12(Л. Н. Толстой. «Куда девается вода из моря?») (Ч. 1, с. 162—163), а развитию мотивов и смыслов учебной деятельности — выполнение упражнений на формирование умений самостоятельно формулировать вопросы проблемного характера, требующие размышлений. Продемонстрируем, как можно организовать процесс обучения школьников задавать вопросы к изучаемому тексту, на серии заданий к сказке «Сивка-бурка» (Ч. 1, с. 40).
Задания для учащихся к сказке «Сивка-бурка»:
■ Составь 5 вопросов по иллюстрации к сказке «Сивка-бурка».
■ Постарайся сделать так, чтобы вопросы были последовательными.
■ Придумывай интересные и не очень лёгкие вопросы.
■ Свяжи вопросы к иллюстрации с текстом сказки.
■ Запиши вопросы в тетрадь.
■ Задай их товарищу по парте.
■ Проанализируй, понятны ли твои вопросы собеседнику.
■ Найди у своего товарища наиболее интересный/трудный, на твой взгляд, вопрос.
Развитие самостоятельности и личной ответственности ребёнка за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе осуществляется в процессе изучения всех произведений, включённых в учебник «Литературное чтение» авт. Л. Ф. Климановой и др. для 3 класса, но наиболее удачно это происходит при изучении рассказов Л. Н. Толстого «Акула» (Ч. 1, с. 152), «Прыжок» (Ч. 1, с. 156), стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (Ч. 1, с. 170), сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» (Ч. 1, с. 196), басен И. А. Крылова «Мартышка и Очки» (Ч. 1, с. 134), «Зеркало и Обезьяна» (Ч. 1, с. 136), «Ворона и Лисица» (Ч. 1, с. 137), рассказов Б. В. Шергина «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» (Ч. 2, с. 124), А. П. Платонова «Цветок на земле» (Ч. 2, с. 129), М. М. Зощенко «Золотые слова» (Ч. 2, с. 144), «Великие путешественники» (Ч. 2, с. 154) и др.

Литературное чтение. 3 класс. Методические рекомендации.

Предложения интернет-магазинов