Литературное чтение. 3 класс. Часть 1. Свиридова В.Ю.

Учебник 3 класса нацелен на формирование нравственно-эстетического опыта и воспитание литературного и художественного вкуса младших школьников, на развитие чтения как базового учебного действия, составляющего основу других универсальных учебных действий, в том числе работы с информацией. В учебнике реализуется деятельностный подход, который позволяет ученикам освоить позицию исследователя, учиться понимать специфику художественного текста, различие народных и авторских произведений, особенности разных видов искусства.

Литературное чтение. 3 класс. Часть 1. Свиридова В.Ю.

 

Описание учебника

ЗДРАВСТВУЙ, ЧИТАТЕЛЬ!
Продолжим наше путешествие в мир литературы. Тебе предстоит исследование, не менее захватывающее, чем детектив.
Как и в учебниках 1 и 2 классов, будем двигаться по кругу. Ведь именно так издревле понимал движение времени человек, только начинавший постигать мир. Ему казалось, что всё в мире повторяется, как в природе: ход солнца по небу, годовой круг со сменой времён года…
Не забывай, что в центре нашего внимания всегда тот, кто совершает этот путь, -Человек. Ты с твоими мыслями и чувствами.
Пройди этот нелёгкий путь, чтобы лучше понять и мир, и себя, и своё место в мире. Ведь это путешествие по кругу волшебное: к его началу ты вернёшься другим, преображённым. Изменится твоя душа.
В ДОБРЫЙ ПУТЬ!
Солнце не ведало, где его дом, Звёзды не ведали, где им сиять, Месяц не ведал мощи своей.
Из скандинавских мифов
Литература, искусство — словно волшебная машина времени, на которой можно перенестись в далёкие эпохи. В каждом произведении мы видим следы того или иного времени и его представлений. Давай перенесёмся в самые древние времена, когда ещё не было искусства и науки.
Сейчас числа изучает математика, устрой-Шй ство Земли — география, события давно прошедшие — история, о душе человека говорят литература и искусство. А до того как появились точные научные знания и искусство, человек воспринимал мир в целостности. Древние люди объясняли устройство мира, явления природы, свою жизнь с помощью мифов*.
В первобытные времена (о них ты знаешь из учебника «Окружающий мир») человек был ещё слаб перед природными стихиями воздуха, воды, огня, земли. Он остро чувствовал свою зависимость от природы. Ему казалось, что мир населён непонятными силами и неведомыми существами. Прогневить их — значит навлечь на себя беду. Миф подсказывал, как человеку вести себя, чтобы выжить в таком непонятном и опасном мире.
Миф — это представления людей, живших в глубокой древности, о мире и правилах поведения в нём. Мифы передавались от поколения к поколению в виде обрядов, ритуалов и священных преданий.
Все мы в раннем детстве задавали вопросы взрослым о том, откуда появились разные предметы и как они устроены. Так и древние люди задавали эти вопросы — самим себе.
Один из главных вопросов: как появился и как устроен наш мир? Не забудь, мы говорим о древности, когда науки ещё не было.
Хорошо сохранились и широко известны мифы Древней Греции . Вот как в них говорится о происхождении мира.
«В начале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос. В нём заключался источник жизни. Всё возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Широко раскинулась она, могучая, прекрасная, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое Небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, всё оживляющая Любовь… Начал создаваться мир…»
(По Н. А. Куну)
Из беспорядка, хаоса творится порядок, или, как говорили древние греки, космос*. На основе текста дополните противоборствующие, контрастные пары: свет — … жизнь — …
Древний человек делил всё в мире на своё и чужое. Своё было знакомым и потому воспринималось как неопасное, доброе, хорошее. Чужое же казалось опасным, злым, плохим. Так делил человек даже время, пространство, людей.
Пространство верх — низ, право — лево
небо — земля . Время день — ночь, лето — зима Общество старший — младший
Попытайтесь предложить свои варианты подобных пар. Вам помогут знания об анто-
нимах* из курса русского языка.
Вернитесь к тексту греческого мифа и найдите, из каких трёх частей состоял мир, первоначально созданный из Хаоса.
Мифы — это не рассказы, не сказки, а древний взгляд на мир и способ жизни в нём. Удивительно похожи мифы разных народов. Какими бы разными мы ни были, у нас одни корни.
В Хрестоматии ты можешь почитать отрывки из мифов разных народов о происхождении мира.
Вот как рассказывается о создании мира в собрании карельских сказаний «Калевала».

Литературное чтение. 3 класс. Часть 1.

Предложения интернет-магазинов