Литературное чтение. 3 класс. Часть 2. Чуракова Н.А.

Во второй части рассматриваются жанровые и исторические особенности басни, расширяются представления о природе комического и поэтического мировосприятия, выявляются основные черты героя народной сказки, обсуждаются и уточняются особенности жанра рассказа; на примере литературных, живописных и музыкальных произведений формируется представление о единстве мира художественной культуры.

Литературное чтение. 3 класс. Часть 2. Чуракова Н.А.

 

Описание учебника

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Выскажи своё мнение
Работа в парах
Чтение по цепочке или по ролям Трудное задание
Поиск слова в Толковом словаре Словарь устойчивых выражений Работа со Словарём происхождения слов Вспомни пройденное
Поход в «Музейный Дом» Поход в библиотеку Работа с лупой Работа с рамкой
Слушаем музыкальные произведения Напиши нам письмо
Объяснение значения слова внизу страницы
1. НАБИРАЕМСЯ ЖИТЕЙСКОЙ МУДРОСТИ
Найди слово БАСНЯ в Словаре происхождения слов. Что интересного тебе удалось узнать?
— Костя говорит, что БАСНЯ похожа на сказку о животных! — сказал Миша. — БАСНЯ действительно похожа на сказку?
— Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала почитать басни, — сказал Михаил Потапович. — Начнём с басен, которые бытовали 2500 лет назад. Считается, что их сочинил греческий поэт Эзоп.
Эзоп
РЫБАК И РЫБЁШКА
Рыбак забросил невод и вытащил маленькую рыбёшку. Рыбёшка стала умолять, чтобы он пока отпустил её — ведь она так мала, — а поймал бы потом, когда она подрастёт и от неё больше будет пользы. Но рыбак сказал: «Дураком бы я был, если бы выпустил добычу, которая уже в руках, и погнался бы за неверной надеждой».
Басня показывает, что лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем.
(Перевод М. Гаспарова)
Прочитай ещё раз вывод, которым завершается басня. Чью точку зрения он выражает: рыбака или рыбёшек?
Знаешь ли ты какую-нибудь сказку, которая начиналась бы точно так же, как эта басня? По-разному ли развиваются события в сказке и в басне?
Прочитай ещё одну басню Эзопа
СОЛОВЕЙ И ЯСТРЕБ
Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришёл ему конец, и просил ястреба отпустить его: он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил: «Совсем бы я ума решился®, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видать».
Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.
(Перевод М. Гаспарова)
Ума решиться (народное) — то же самое, что ума лишиться.
Эта басня написана на ту же ТЕМУ, что и предыдущая? А может быть, в баснях ПОХОЖИЕ ИСТОРИИ? ОБЩАЯ МЫСЛЬ? Какая же эта мысль? В какой части басни она сформулирована?
Можно ли сказать, что обе басни имеют сходное ПОСТРОЕНИЕ: состоят из двух частей?
Основная часть басни называется ПОВЕСТВОВАНИЕМ, а вывод из басни — МОРАЛЬЮ*.
Найди обе эти части в басне «Соловей и ястреб».
Чью точку зрения отражает мораль этой басни: Ястреба или Соловья?
Заметил(а) ли ты, что история, рассказанная в басне, — это история о животных, а вывод, который из неё делается, — касается людей?
Чем похожа эта басня на сказку о животных и чем от неё отличается?
Прочитай пословицы:
1. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
2. Лучше телёнок в хлеву, чем корова за горой.
3. Осторожного коня и зверь не берёт.
4. Не доглядишь оком, заплатишь боком.
5. Кто всегда бережётся, тот никогда не ожжётся.
Выбери пословицы, которые близки по смыс-^лу морали басни «Соловей и ястреб». А можно ли использовать в качестве морали другие пословицы? Чью точку зрения в этом случае будет отражать басня?
Какая мораль, с твоей точки зрения, является более человечной?
Прочитай ещё две басни Эзопа.
ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: — Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь, — вас всякий легко погубит.
(Пересказ Л. Толстого)
БЫКИ И ЛЕВ
Если хочешь жить в безопасности, то врагам не доверяй, а друзьям верь и заботься о них.
Трое быков всегда паслись вместе. Льву хотелось их съесть, но из-за их единодушия это не удавалось. Тогда коварными наговорами он их перессорил. И когда они стали пастись поодиночке, он стал нападать на них по очереди и так сожрал всех.
(Перевод М. Гаспарова)
Чем похожи эти две басни: в них рассказаны похожие истории или выражена сходная мысль? Попробуй сформулировать эту общую мысль.

Литературное чтение. 3 класс. Часть 2.

Предложения интернет-магазинов