Сочинения-миниатюры и эссе. Методика обучения, упражнения, темы, планы. 3 класс. Есенина С.А.

Это пособие поможет как учителю, так и родителям в организации работы по развитию логически связной и богатой синонимами устной и письменной речи учащихся, так как в нём нашли отражение многочисленные виды заданий, нацеленных на последовательное расширение и активизацию словарного запаса ребёнка, умение размышлять на ту или иную тему. Также в пособии представлен разнообразный материал по исследованию значений слов и различных оттенков этих значений. А вы знаете, что такое эссе? Во второй части пособия автор доступно рассказывает детям и взрослым, что такое эссе, обращает внимание на особенности этого жанра, учит писать эссе на различные темы и предлагает множество тем для написания эссе.

Сочинения-миниатюры и эссе. Методика обучения, упражнения, темы, планы. 3 класс. Есенина С.А.

 

Описание учебника

Как работать с пособием
Задания первой главы: деление текста на предложения, дополнение текста словами, восстановление порядка слов в предложениях, восстановление порядка предложений в тексте, составление планов текстов — играют роль необходимых вспомогательных упражнений на этапе подготовки к выполнению упражнений и заданий второй и третьей глав — сочинениям-миниатюрам по картинкам и сочинениям-миниатюрам по плану. Конечно, необязательно сначала проработать все упражнения для подготовки ДО написания сочинений, но по 2-3 упражнения из каждого параграфа первой главы необходимо разобрать на уроках развития речи или выделять по 5-10 минут 2-3 раза в неделю на уроках литературного чтения или русского языка.
Описанию картинок и составлению сочинений-миниатюр по картинкам в начальной школе следует уделять особое внимание. Ведь основной принцип обучения малышей — наглядность. К каждой картинке в книге даётся примерный план, отвечая на вопросы которого ученик не только описывает то, что видит на картинке, но и развивает воображение, фантазию.
Также темы, собранные в предлагаемом пособии, дают материал для первых опытов учеников в сочинениях-миниатюрах.
Чем отличается мини-сочинение от полного сочинения? Для написания мини-сочинения нужно суметь ответить на 1 вопрос плана одним, максимум — тремя короткими предложениями. Т.е. суметь выделить суть при ответе на вопрос.
В четвёртой главе книги дети обязательно под руководством учителя учатся составлять планы. Необходимо, чтобы первые коллективно составленные планы были записаны на доске. Следует поощрять нестандартные ответы учеников. Например, дети, увлекающиеся поэзией, могут некоторые пункты плана предложить написать строкой из известного стихотворения. Бывает, что пункт плана лучше записать одним словом. Часто дети предлагают в плане использовать вопросительные или восклицательные предложения. Это тоже нестандартный подход к составлению плана.
Главное для учителя — это понимание того, что этот вид работы требует особой концентрации внимания и понимания темы и главной мысли текста. Поэтому давать задание составить план в качестве самостоятельной или домашней работы на ранних этапах не рекомендуется.
Письменная речь — это речь подготовленная, подлежащая проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию. Поэтому овладение письменной речью особенно полезно для повышения общей языковой культуры. Письменная речь оказывает огромное влияние на устную речь учащихся, поэтому необходимо уделять большое внимание её развитию на уроках русского языка, развития речи и литературного чтения.
Как проводить занятия
Первые 3-4 занятия следует провести, разбирая подготовительные упражнения ТОЛЬКО из первой главы. Темы параграфов первой главы расположены по мере усложнения заданий. Поэтому лучше сначала выполнить упражнения из второго параграфа. Если вы убедились, что класс справляется, — перейти к первому упражнению третьего параграфа и т.д. Но если заметили, что первый же вид работ вызывает сложности при выполнении, то стоит сделать сразу 2-3 упражнения из второго параграфа.
После первых подготовительных занятий можно начинать работу по составлению сочинений-миниатюр по картинкам. Первые обсуждения — обязательно коллективные под чутким руководством учителя. Дети рассматривают картинку, отвечают на вопросы к ней [которые являются вспомогательным планом для описания). Некоторые сложные слова стоит сразу записать на доске. Истории могут быть абсолютно разные, потому что каждую картинку каждый ребёнок видит по-своему. По-своему её переживает. После подробного обсуждения лучше всего предложить детям записать свой рассказ по картинке.
После 2-3 занятий по сочинениям-миниатюрам по картинкам можно начинать занятия по составлению сочинений-миниатюр по плану. Идеальный вариант для развития устной и письменной речи — написание мини-сочинения 3 раза в неделю. Это занимает достаточно большое время (минут 30-40) только первые 2 недели. В последующее время в первом классе у уже обученных учеников написание мини-сочинений по готовому плану составляет 1 5-20 минут. Поэтому мини-сочинения можно писать не только в классе, но иногда и дома.
Сначала ученики устно раскрывают план на заданную тему. Таким образом, сначала ученики подходят к устному сочинению, которое первое время обязательно предшествует письменному на ту же (или подобную) тему. Остальные ученики следят за развитием и изложением темы по своим планам, пополняя, где нужно, ответ товарища по указаниям преподавателя. Потом ученики самостоятельно записывают ответы на пункты плана в классе или дома.
На каждом следующем уроке после написания сочинений обязательно нужно прочитать и обсудить самые яркие и красивые рассказики. Многие классы заводят даже КЛАССНУЮ КНИГУ ТВОРЧЕСТВА, куда, начиная с первого класса, вклеиваются все самые интересные сочинения детей. Учителю следует помнить, что ни один ребёнок не должен быть забыт. Даже ученик, у которого не очень хорошо получается сочинять. Просто у кого-то будет в этой книге больше сочинений, а у кого-то меньше. А на выпускном вечере в начальной школе такую книгу хорошо вручить каждому ученику на добрую память, предварительно дав задание родителям напечатать написанные от руки сочинения.
После подготовительных упражнений, написания сочинений можно переходить к заданиям четвёртой главы — составлению планов. Планы также составляются коллективно, обсуждаются и записываются на доске. Причём ученик может быть не согласен с формулировкой плана коллективного и записать свою формулировку в тетради. После составления плана можно предложить по его пунктам написать своё сочинение. Далее, в течение учебного года, следует чередовать и написание разных видов сочинений, и составление планов.
Как составить план
В составлении плана участвует весь класс под руководством преподавателя. Составляя план, ученики подходят к устному сочинению, которое первое время обязательно предшествует письменному на ту же (или подобную) тему. Учитель вызывает детей, которые излагают содержание темы, имея перед собою готовый план. Остальные ученики следят за развитием и изложением темы по своим планам, пополняя, где нужно, ответ товарища преподавателя.
Составление плана и устное развитие темы в классе занимают первое время почти целый урок. Впоследствии, приобретя опыт, в классе ребята намечают лишь главные пункты плана; дальнейшее же развитие его предоставляется на усмотрение каждого ученика, который может подготовить этот план дома.
Требования к плану
План должен быть:
1) последовательным;
2) связным;
3) ёмким, но не громоздким.

Сочинения-миниатюры и эссе. Методика обучения, упражнения, темы, планы. 3 класс.

Предложения интернет-магазинов