Тетрадь по литературному чтению. 4 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Тетрадь по литературному чтению 4 класс предназначена для развития умения понимать прочитанное, а также для выполнения творческих заданий и заданий по развитию речи. Учебники по литературному чтению и русскому языку серии «Свободный ум» и пособия к ним — составная часть комплекта учебников и пособий Образовательной системы «Школа 2100».

Тетрадь по литературному чтению. 4 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

 

Описание учебника

Урок 1. Введение. Пролог.
1. Прочитай два текста из книги П. Утевской «Слов драгоценные клады». Сделай вывод, зачем нужны книги.
1) В конце XV — начале XVI века испанские отряды завоевали в Южной Америке и Мексике земли инков и майя. Вместе с воинами пришли и католические монахи, чтобы обратить население в христианскую веру. В 1549 году монах Диего де Ланда впервые переплыл океан.
…Де Ланда видел, как трудно обратить народ майя в христианство. Де Ланда неистовствовал и провозгласил: каждый, кто будет разоблачён как отступник от новой веры, будет предан жесточайшим мучениям.
В одном из храмов города Леани хранилось много книг, написанных жрецами майя. Целая библиотека. Сюда же стали свозить книги и деревянные скульптуры из других земель майя.
…1562 год. 12 июля индейцы собрались в Мани, заполнили площадь, узенькие улицы, которые вели к ней, жались к стенам домов. И всё молча, всё время молча! Даже когда на площадь приволокли закованных в цепи, измученных пытками «вероотступников», все молчали.
Но вот открылись двери построенного испанцами собора. На площадь вышли монахи. Впереди всех шагал Диего де Ланда.
Монахи долго пели молитвы. Над площадью раздавались похоронные удары колоколов. Наконец де Ланда медленным шагом приблизился к центру площади. Громче загудели колокола. Де Ланда остановился, будто задумавшись. Монахи окружили его, выжидая, смотрели в лицо. А он стоял молча, ни единая морщинка не бороздила его высокий лоб. Бледные веки опущены, тонкие губы плотно сжаты.
Ни на кого не глядя, де Ланда взял из рук монаха пылающий факел и бросил его на кучу книг и деревянных скульптур. Одним взмахом уничтожил
культуру целого народа.
А потом… Сейчас известны 4 рукописи — 4 книги майя, случайно уцелевшие. Они хранятся в библиотеках музеев Дрездена, Мадрида, Парижа и в частном собрании в Нью-Йорке. Три из них повреждены, а от четвёртой сохранился лишь отрывок. Не слишком ли мало для изучения истории и великой культуры майя?
2) Хотя письменность шумеров очень древняя, продолжительное время о ней вообще ничего не было известно, как и о самом народе, государстве. Теперь известно, что Шумер был предшественником Вавилонии, что возникло это государство в долине Тигра и Евфрата. А узнали историю шумеров, раскопав самую древнюю библиотеку. <
Среди развалин дворца царя Ашшурбанипала нашли несколько комнат, в которых, казалось, кто-то нарочно свалил тысячи клинописных табличек. В библиотеке шумеров хранилось около тридцати тысяч глиняных книг.
Во время пожара, когда город умирал под ударами воинов, в губительном огне глиняные книги прошли обжиг, закалились и таким образом сбереглись, хотя многие разбились. Глиняные книги рассказали нам, что мудрые математики древности не ограничивались четырьмя арифметическими действиями, а легко вычисляли проценты, умели измерять площадь разнообразных геометрических фигур, извлекали квадратные корни, доказали теорему Пифагора… Даже привычная нам семидневная неделя, оказывается, была придумана шумерами. Много другого удивительного рассказала самая древняя на земле библиотека.
III. 2. Сравни библиографические карточки. Вторая заполнена правильно. В чём разница?
1)
Евг. Велтистов
Приключения Электроника
2)
Велтистов Е.
Приключения Электроника
Заполни карточку на книгу, прочитанную летом.
Почему ты выбрал именно эту книгу?
3. Поиграй в стихи с друзьями. Прочитай стихотворение В. Орлова «Колючий ребёнок».
У ежей подрос Но боятся мама
Ежонок — С папой
Замечательный Малыша погладить
Ребёнок. Лапой.
Какой ребёнок мог подрасти у слонов? у акул? у … ?
II. 1. Вспомни и запиши фамилии авторов.
Мы с приятелем вдвоём Замечательно живём!-
Замечательно В мороз погремучий Вдруг задать себе вопрос Почему чий._
Как чудесно жить на свете! Замечательно! Ура!_
А что замечательно для тебя?
III. 1. Фантазируй и рисуй.
В стране Хохотании Г. Сапгира живут смеянцы, смеянки, старухи-смешнюхи, Смеюхи, Смеяхи, растёт смеяника.
А что будет твориться в стране Плакландии?
2. Нарисуй жителей этих стран.
3. Г. Сапгир любил жонглировать словами, сочинять палиндромы (перевёртыши, которые слева направо и справа налево читаются одинаково). Например: Топот. А роза упала на лапу Азора.
Составь палиндромы. _ вари!
А вал как
Урок 3. Е. Велтистов «Приключения Электроника».
I. 1. Прочитай стихотворение Г. Сапгира «Тарелка».
Пришельцы были на Земле.
Тарелка села на столе.
Пришельцы с виду, как салат.
Вот их и съели, говорят.
Объясни, как автор играет с читателем.
Прочитай стихотворение как шуточное, несерьёзное. А теперь как фантастическое. Поработай с соседом: один читает, другой определяет, что прочитано — шутка или фантастика.
. Видеть в обычном необычное важно для писателя-фантаста. Оглянись вокруг. Выбери самый обычный предмет и «спрячь» его в фантастическое предложение (можно шуточное). Посмотри ещё раз, как это делает Г. Сапгир.
3. Ты, конечно, читал увлекательную повесть Е. Велтистова «Приключения Электроника» или смотрел фильм. Как ты думаешь, о чём эта повесть? Запиши.
III. 4. Нарисуй своего робота-двойника. В чём он обязательно должен быть на тебя похож?
*3десь и далее в кружок обведены задания повышенной сложности.

Тетрадь по литературному чтению. 4 класс.

Предложения интернет-магазинов