Как научить Вашего ребенка писать изложения. 4 класс. Есенина С.А.

Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у ребенка задача важная, но очень непростая. Это пособие поможет вам в решении этой задачи.

Как научить Вашего ребенка писать изложения. 4 класс. Есенина С.А.

 

Описание учебника

Дорогой друг!
Ты уже знаешь, как пишут изложения. От года к году, от класса к классу твоё умение возрастало. Письменная речь становилась красивее и разнообразнее, тексты — яснее, логичнее, содержательнее. Но самая серьёзная и интересная работа предстоит тебе в этом году. Трудясь над изложением сложных текстов, ты почувствуешь себя настоящим писателем. Отсюда всего один шаг к самостоятельному творчеству.
Уважаемые взрослые!
Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, — сложная задача, требующая комплексного подхода. Один из важнейших её компонентов — написание изложений. В этом пособии представлена методика, пользуясь которой вы научите ребёнка писать грамотные и содержательные изложения. Передавая своими словами небольшие рассказы и отрывки художественной прозы, ребёнок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, научается правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Яркая, образная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь — основной показатель интеллектуального уровня ребёнка. Кроме того, работа над изложениями помогает научиться хорошо писать сочинения. Ведь, как уже сказано, овладение устной и письменной речью требует комплексного подхода, одно помогает другому. При работе над изложениями решается очень важная задача — умение переводить устную речь в письменную. В пособии подобраны специальные упражнения, обучающие ребёнка выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им соответствующую замену в речи письменной. Передавая услышанный текст своими словами, ребёнок может помнить смысл сказанного, но забыть какие-то конкретные слова. Поэтому мы уделяем большое внимание подбору синонимов и антонимов, даём соответствующие словари. Также в пособии отрабатывается способность ученика чувствовать различные тонкости образования слов и их употребления. Даны упражнения, где ребёнок находит и исправляет различные лексические и синтаксические ошибки. Чрезвычайно важна логическая связность текста. Поэтому подобран целый комплекс упражнений, помогающих избавиться от логических ошибок разного типа. От выполнения необходимых подготовительных заданий дети переходят к основной работе — написанию изложений. Они могут быть простыми и более сложными. Ребёнок учится составлять план излагаемого текста, придумывает заглавие. Словом, на всех этапах работы предполагается комплексный подход, помогающий усовершенствовать отдельные элементы и свести их воедино.
Работа в пособии
В начале каждого занятия дана речевая разминка. Этот материал не обязательно весь использовать в начале урока. Часть заданий можно дать в качестве работы над ошибками после того, как изложение написано, или для работы дома. После речевой разминки идёт работа над изложением.
Обратите внимание! Страницы 43-48 — вкладыш. Перед началом работы в пособии его нужно извлечь, и перед написанием каждого изложения выдавать ребёнку соответствующую карточку.
Методика работы над изложением
1. Постановка цели. Грамотное начало — половина успеха. Перед началом урока необходимо обязательно заинтересовать малыша, причём не только тем, что через некоторое время он сможет грамотно и красиво излагать свои мысли, но и тем, что ученик будет знать: самое хорошее изложение обяхательно будет отмечено:
— прочитают в классе;
— повесят на стенд как образец;
— пошлют в газету, журнал;
— вклеят в классный журнал «НАШЕ ТВОРЧЕСТВО» [если его нет, то хорошо бы его завести);
— поставят ещё одну пятёрку в журнал;
— наклеят на обложку тетради красивую наклейку;
— дадут шоколадную медальку;
— прочтут на методобъединении (и похвалят не только ребёнка, но и класс, и учителя);
— покажут как образец малышам, параллельному классу или старшим классам;
— покажут завучу, директору;
— прочтут на родительском собрании.
Уважаемые взрослые, поймите, что работать (а для ученика учёба — это серьёзная работа) только ради того, что потом, лет через десять, это поможет поступить в институт, способны далеко не все дети. Дайте малышу возможность как можно скорее получить удовольствие от учёбы и признание за свой нелегкий труд.
2. Чтение текста учителем. Перед чтением обязательно предупредите детей, что после прочтения будут вопросы по тексту. И вы посмотрите, кто из детей лучше и полнее на них ответит (варианты):
— мальчики или девочки;
— первый, второй или третий ряд;
— первый или второй вариант;
— личное первенство.
Примерные вопросы даны после каждого текста. Но в зависимости от уровня каждого класса учитель может менять их, предлагать свои.
3. Беседа. Вопросы по тексту. Обязательно хвалите учеников за наиболее полные и яркие ответы. Поощряйте творческое отношение к работе.
4. Чтение текста учениками. Лучше поручить это ученику, который читает хорошо. Класс «следит глазами» за читаемым текстом.
4
5. Составление заголовка. (Не только тема, но и главная мысль.) В пособии к каждому тексту уже дан примерный заголовок. Но в классе надо обязательно обсудить и записать другие возможные варианты заголовков.
6. Разделение текста на абзацы. Составление плана (главная мысль каждого абзаца). Текст делится на смысловые части. Каждая часть озаглавливается. Записывается план. Причём пункты плана могут быть у детей разные. Главное, чтобы заголовок абзаца отражал его главную мысль. В середине пособия есть уже составленные пункты плана к каждому изложению с опорными и трудными словами, но с обратной стороны каждого листочка дан заголовок «Мой план». И после пункта 9 (пересказ 2-3 человек) надо раздать детям листочки и дать возможность каждому переписать свой план, который он составил и записал во время коллективного обсуждения. Во многих сегодняшних методических пособиях рекомендуется составлять план не коллективно, а индивидуально. Прочёл ребёнок текст — сам разбил на абзацы, сам план составил. В моей практике таких детей было дай Бог — 1-2 на класс. Может быть, вам больше повезло. Всё-таки, на мой взгляд, в таких случаях лучше действовать по старинке. Мы же учим детей, а не проверяем академиков.
7. Орфографическая подготовка (опорные слова, трудные слова, обороты речи). После каждого текста в пособии дана орфографическая подготовка. Но часто бывает так, что в классе есть «любимые» слова (слова, в которых именно этот класс делает ошибки). Проработайте, конечно, их тоже.
8. Лексическая подготовка. Это подбор синонимов, антонимов, перифраз, а так же нахождение точного значения слова. Ответы даны в конце книги в «Словаре синонимов», «Словаре антонимов», «Толковом словаре». А что такое загадочное слово перифраз? Это описательное выражение. Привожу пример. В тексте имеется слово Земля. Вместо него можно сказать голубая планета. А какой пери-фраз можно подобрать к слову врачи? Люди в белых халатах.
9. Устный рассказ 2-3 человек. Пересказ изложения 2-3 учениками. Лучше делать это по пунктам плана. Пересказывается в сильных классах 1 раз, в более слабых — 2 раза.
10. Переписывание (желающие! своего плана. Раздаются листочки, предварительно вырезанные учителем из пособия, с планом и опорными словами. Дети (кто хочет) переписывают свой план.
11. Повторное чтение текста учителем. Теперь полное внимание. Пособие закрывается. Даётся возможность в последний раз услышать текст. Дети сверяют то, что они слышат, с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.
12. Составление черновика. Чаще это одновременно и беловик. С черновиком лучше работать в двух случаях: если на изложение вы отвели 2 урока или если это контрольное изложение (обычно выбирается наиболее лёгкий текст).
13. Самопроверка. Можно обратиться к памятке для ученика. Ясно ли передал мысль. Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи. Все ли слова употреблены удачно. Орфография. Пунктуация.
14. Чистовик. Переписывание изложения без помарок, аккуратно и красивым почерком.
15. Самопроверка. То же, что в пункте 13.
Основные ошибки в содержании и построении изложения
Пропуск главных частей и важных фактов.
Неточная передача фактов и событий.
Нарушение логической последовательности.
Возвращение без надобности к одному и тому же факту.
Отсутствие связи между фактами и событиями.

Как научить Вашего ребенка писать изложения. 4 класс.

Предложения интернет-магазинов