Литературное чтение. 4 класс. Методические рекомендации. Бойкина М.В.

В пособии представлены научно-методические основы курса «Литературное чтение» автора Л.Ф. Климановой и их реализация в УМК для 4 класса, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам изучения указанного курса в 4 классе, примеры методических разработок уроков, организации контроля и оценки и достижения планируемых результатов по литературному чтению.
Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определенные ФГОС.

Литературное чтение. 4 класс. Методические рекомендации. Бойкина М.В.

 

Описание учебника

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, КОТОРЫЕ, СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС, ФОРМИРУЮТСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ».
4 КЛАСС
Метапредметные универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) формируются в результате изучения всех без исключения предметов, в том числе, и средствами предмета литературное чтение. Изолированно друг от друга универсальные учебные действия формировать невозможно. Одновременно формируются, в зависимости от содержания задания, регулятивные и познавательные УУД, регулятивные и коммуникативные УУД и т.д.
В содержании учебника 1 класса мы уже рассматривали процесс формирования универсальных учебных действий. Понятно, что все необходимые умения за один-два года мы сформировать не сможем. В 1 классе закладывается фундамент для дальнейшего развития этих умений в последующих классах. Во 2 классе осваиваются умственные операции, формирующие аналогичные УУД, но с опорой на опыт 1 класса. В 3 классе формируются универсальные учебные действия с опорой на умения, сформированные в 1 и 2 классах. Содержание учебника по литературному чтению в 4 классе во многом направлено на самостоятельное освоение универсальных учебных действий.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Современный урок литературного чтения строится на основе системно-деятельностного подхода, который и определяет основные этапы деятельности ученика: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в свои действия, адекватно воспринимать оценку учителя, самостоятельно оценивать свою работу.
Перечисленные выше операции являются основой регулятивных универсальных учебных действий.
В 4 классе учащиеся будут:
• самостоятельно определять действия, необходимые для выполнения того или иного задания;
• осуществлять планирование этих действий в соответствии с поставленной на уроке учебной задачей;
• осуществлять самоконтроль по результату выполненных действий, проводить корректировку в выполнении своих действий.
Рассмотрим на конкретных примерах учебника 4 класса, как продолжают формироваться регулятивные универсальные учебные действия:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока и определять систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
• составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
• учитывать правила в планировании и контроле решения и работать в соответствии с заявленным планом;
• уметь корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками;
• вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Учебник «Литературное чтение. 4 класс» помогает определить учебную задачу урока, планировать её решение, корректировать операции при её выполнении, оценивать результат, т. е. строить урок в соответствии с современными требованиями.
Этому способствует ориентировочно-поисковый аппарат учебника — система условных обозначений, единая навигация в учебниках и пособиях по литературному чтению.
Основные понятия урока даны на плашках в начале раздела.
Например:
Книга в мировой культуре: библиотека, каталог, аннотация.
Истоки литературного творчества: притчи, былины, мифы.
О Родине, о подвигах, о славе: поступок, подвиг. Жить по совести, любя друг друга: ответственность, совесть.
Литературная сказка: отзыв о книге, переводная литература.
Великие русские писатели: средства художественной выразительности: олицетворение, метафора, эпитет.
Типичные вопросы и задания:
— Прочитайте название раздела. (Ответ: «Великие русские писатели».) Кого можно назвать великим русским писателем?
— Прочитайте основные понятия раздела. Знакомы ли они вам? Что они обозначают? Можно ли сказать, что задачей этого раздела будет освоение понятий метафора, олицетворение, эпитет на основе произведений великих русских писателей? Можно ли сказать, что мы будем находить в произведениях великих русских писателей метафору, олицетворение, эпитет?
Диалоги главных персонажей учебника Ани и Вани определяют учебную задачу раздела, например «Книга в мировой культуре»:
Аня: Человек создал много нужных и удивительных вещей. Изобретены машины, самолёты, телевидение и, конечно, книги.
Ваня: Я думаю, что книги — это самое замечательное изобретение человека. Без них было бы невозможно учиться и придумывать что-то новое.
— Прочитайте диалог. Какую мысль высказывает Аня? Какую мысль высказывает Ваня? Согласны ли вы с Ваней? Сформулируйте основную задачу урока. Можно ли сказать, что основная задача урока состоит в том, чтобы подтвердить (или опровергнуть), что «книги — самое замечательное изобретение человека»?
Типичные вопросы и задания:
Работа со стихотворением И. Козлова «Вечерний звон»:
— Какое настроение создаёт стихотворение?
— Попробуйте объяснить, почему так много восклицательных знаков использует автор. Какие чувства он старается отразить: радость, отчаяние, горе, страдание, воодушевление? Найдите подтверждение в тексте. Знаете ли вы, что стихотворение И. Козлова — это авторский перевод стихотворения ирландского поэта Томаса Мура?
— Прочитайте дословный перевод стихотворения. Почувствовали ли вы разницу в настроении?
— Прочитайте вопросы и задания учебника. Отметьте те вопросы, на которые вы можете ответить самостоятельно.
Формированию регулятивных учебных действий также способствуют Творческая тетрадь и тетрадь по развитию речи «Волшебная сила слов». Их структура похожа на структуру учебника, они оснащены такой же системой навигации.

Литературное чтение. 4 класс. Методические рекомендации.

Предложения интернет-магазинов