Литературное чтение. 4 класс. Часть 1. Чуракова Н.А.

Учебник Литературное чтение 4 класс в двух частях разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепцией комплекта «Перспективная начальная школа». Учебник рекомендуется использовать в комплекте с тетрадями для самостоятельной работы № 1 и № 2 и хрестоматией.

Литературное чтение. 4 класс. Часть 1. Чуракова Н.А.

Описание учебника

1. ПОСТИГАЕМ ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ОТЫСКИВАЕМ В НЕЙ ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ
— Сегодня будет очень интересно! — сообщила Маша Иванова, когда прозвенел звонок. — В клуб придёт известный учёный. Евдокия Васильевна сказала, что он принесёт книги с по-тря-сающими картинками и фотографиями!
— Всем можно прийти? — спросила девочка из второго класса.
— Всех пустят! — подтвердила Маша.
— А что обсуждаем-то? — решил уточнить Петя Захаров.
— «Как люди в древности представляли себе окружающий мир», — сообщил тему Миша Иванов.
— Это же литературный клуб! — возмутился Петя. — Причём здесь окружающий мир?
— Спроси у Кости, — обиделся Миша.
Косте вдруг показалось, что это он, Константин Погодин, — тот учёный, которого пригласили на занятие клуба.
— Видите ли, Петя… — начал было Костя и смутился. — Видишь ли, Петька, нам надо знать, как люди в древности общались с природой и друг с другом. Тогда будет ясно, почему у разных народов похожий фольклор.
— Ну всё! Уже опаздываем! — сказала Маша, посмотрев на часы.
Когда ребята прибежали в библиотеку, занятие клуба ещё не началось. Евдокия Васильевна помогала Сергею Александровичу (так звали учёного) раскладывать на сдвинутых столах большие тяжёлые книги. Члены клуба обступили учёного и учительницу плотным кольцом.
— Мы так ничего не увидим! — крикнул Миша.
— Обязательно увидите! — пообещал Сергей Александрович и попросил ребят занять свои места. — На доске — план нашего заседания (см. с. 8). Прочитайте его. Всё ли вам понятно?
— Здесь много чего интересного! — сказал Миша.
— Надеюсь, что так — рассмеялся Сергей Александрович. — Вам слово, уважаемая Евдокия Васильевна.
КАК ЛЮДИ В ДРЕВНОСТИ ПРЕДСТАВЛЯЛИ СЕБЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1. Два мира: земной (на земле) и волшебный (над землёй, под землёй, а также в непроходимых и отдалённых местах).
2. Мировое дерево — центр мироздания. Устойчивость мироздания — композиция^ из трёх частей (Верхний, Средний и Нижний миры).
3. Устойчивость земного мира — композиция из трёх частей (две фигуры по бокам Мирового дерева).
4. Тотемное животное и тотемное растение — •дители человека.
— Поскольку древние представления о мире отражаются в фольклоре, мы начнём со сказок, — решила Евдокия Васильевна. — В каких сказках есть два мира — земной и волшебный? Дайте общее название таких сказок.
А ты можешь дать общее название? Это сказки о животных или волшебные сказки?
— Какие из этих русских народных сказок вы читали? — спросила Евдокия Васильевна и перечислила:
Композиция — построение, взаимное расположение частей целого.
1. «Сказка о рыбаке и рыбке».
2. «Гуси-лебеди».
3. «Медное, серебряное и золотое царства».
4. «Кощей Бессмертный».
5. «Морской царь и Василиса Премудрая».
6. «Морозко».
А тебе какие из этих сказок знакомы? В каких из них волшебный мир — это лес? Подводное царство? Подземное царство? Небесно-заоблачное царство?
— Я читала сказку «Медное, серебряное и золотое царства», — сказала Таня Перова. — Там эти царства находятся высоко в поднебесье.
— А в белорусской сказке «Ивашка Медвежье ушко» есть три дома — медный, серебряный и золотой, — вспомнила Маша. — Но только эти дома находятся не в небесах, а глубоко под землёй.
— Можно, я скажу? — попросил Рашид, одноклассник Кости. — Я читал башкирскую сказку «Тюляк, сын Сари-Маркаса». Так там главный герой Тюляк спускается в подводный мир и женится на дочери водяного царя, а потом вместе с ней возвращается на землю.
Помоги Тане, Маше и Рашиду сформулировать, где же в тех сказках, которые они прочитали, находится волшебный мир и как он выглядит.
А какие волшебные сказки можешь назвать ты?
— Люди, жившие в древние времена, верили, что в центре мира находится гигантское дерево, — начал свой рассказ Сергей Александрович. — Они думали, что ствол дерева находится на земле (в Среднем мире), ветви его уходят в небо (в Верхний мир), а корни — под землю (то есть в Нижний мир). Представления о таком дереве были у всех народов, поэтому позже его стали называть Мировым деревом. Вот как изобразили это дерево в древней английской книге тысячу лет назад.
Корни дерева, согласно преданию, охраняет змей или крылатый дракон (представитель Нижнего мира). А на ветвях его живут птицы (представители Верхнего мира). Змей и птицы находятся в вечной вражде.
— Хочу кое-что добавить, — сказала Евдокия Васильевна. — Люди поклонялись Мировому дереву как могущественной силе. Но свои просьбы они обращали к местным священным деревьям. У разных народов это были разные деревья.
— В каких народных обрядах и праздниках до сих пор участвуют деревья? — спросил Сергей Александрович.

Литературное чтение. 4 класс. Часть 1.

Предложения интернет-магазинов