Окружающий мир. 2 класс. Наша планета Земля. Часть 2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.

загрузка...

Учебник «Окружающий мир» для 2 класса («Наша планета Земля») соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
С опорой на собственный опыт ребёнка учебник формирует целостное представление о мире, интерес к его познанию и создаёт базу для изучения основ наук в основной школе. Может использоваться как учебное пособие.

Окружающий мир. 2 класс. Наша планета Земля. Часть 2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.

 

Описание учебника

Эта книга расскажет тебе о растениях, животных и людях близких и далёких уголков Земли. Ты узнаешь, почему они такие разные. Ты научишься определять, что нужно им друг от друга и без чего они не могут обойтись. Для этого тебе надо будет научиться:
• пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
• называть основные природные зоны и их особенности;
• оценивать правильность поведения людей в природе;
• уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Если ты готов к новым путешествиям, то посмотри на рисунок и ответь на вопросы:
• Как изменилась бы жизнь на Земле, если бы Солнце вдруг погасло?
• Почему будильник не работает, если из него вынуть всего одну маленькую деталь?
§19. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Как отличить живые организмы от неживых предметов? (1-й класс.)
ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА
Лена: Я каждый день поливаю цветы и кормлю котёнка. Кто же ухаживает за растениями и животными в природе?
Помоги ответить на вопрос Лены.
ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ У каждого — своё место обитания
• Где белка, одуванчик, осьминог и кувшинка чувствуют себя как дома? Что будет, если их поменять местами?
Любой живой организм встречается в природе только там, где находит все условия для жизни: тепло, свет, защиту от врагов, достаточно пищи и воды. Это -его место обитания. Здесь организм чувствует себя как дома, а в другом месте может погибнуть.
Пищевые связи, или Кто чем питается
• Как связаны друг с другом эти животные и растения?
• Как ты думаешь, могут ли синицы съесть всех гусениц?
В природе организмы одного вида служат пищей для организмов другого вида. Различные животные и растения объединены пищевыми связями. Их не надо кормить. Они живут там, где находят достаточно пищи.
• Что помогает гусеницам ползать по листьям дуба?
• Какая окраска помогает им прятаться от синиц?
• Почему у ястребов такие большие когти?
Каждый уголок природы населён только теми живыми существами, которые хорошо приспособлены к условиям своего обитания и друг к другу.
Экосистема
• Где встречаются дубы, гусеницы, синицы и ястребы?
Совместно обитающие организмы и участок земли, где они чувствуют себя как дома, вместе образуют экологическую систему, или просто экосистему.
гл о
Экосистема устроена чрезвычайно мудро: в ней есть всё, что нужно для жизни, и нет ничего лишнего. Главный секрет экосистемы — в пищевых связях её обитателей.
«Кормильцы»
• Как называются вещества, из которых построено тело любого живого организма? Найди ответ на рисунке. Расскажи, из чего растения создают эти вещества.
Свет
Воздух
Вода
Минеральные вещества —
Главная роль в экосистеме принадлежит растениям. Они снабжают органическими веществами всех обитателей экосистемы. Поэтому назовём их «кормильцами».
Кроме того, растения обогащают воздух кислородом и делают его пригодным для дыхания. Они также укрывают животных от ветра и солнца, дождя и снега.
«Едоки»
• Что происходит с растением в теле животного?
Животных называют «едоками». Это их основная роль в экосистеме. Животные, которые питаются растениями, не съедают их целиком. Из оставшихся частей могут вырасти новые растения. Многие животные помогают растениям: переносят их пыльцу и семена. Кроме того, они дышат, поглощая из воздуха кислород.
«Мусорщики»
Если бы в экосистеме были только «кормильцы» и «едоки», то в ней скопилось бы много мусора: прошлогодней травы, опавших листьев и веток, останков животных. Однако эти отходы не накапливаются, а быстро разрушаются грибами, микроскопическими бактериями и мелкими животными, обитающими под опавшей листвой.
• Рассмотри рисунки. Встречались ли тебе такие организмы?
Все они перерабатывают природный мусор и снова превращают его в минеральные вещества, нужные растениям. Поэтому мы назовём их «мусорщиками».
Разрушенные остатки растений и животных придают верхнему слою земли тёмную окраску. Он превращается в почву — волшебный слой, обладающий плодородием.
• В каком горшке из семечка вырастет полноценное растение? Почему? Что нужно растению для роста?
Экосистема, почва
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
1. Почему за дикими животными и растениями не надо ухаживать, а за домашними — надо?
2. Как в экосистеме вещества передаются от одного организма к другому?
3. Где из неорганических веществ образуются органические вещества? Как в этом участвует солнечный свет?
4. Что такое экосистема? П Почему ни одна
экосистема не обходится без «кормильцев», «едоков» и «мусорщиков»?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Круговорот веществ
Вещества в экосистеме переходят от одного организма к другому по кругу.
• Найди все части экосистемы и расскажи, как к ним поступают и во что превращаются вещества экосистемы.
Вещества перерабатываются, меняют свои свойства, но не исчезают, а используются снова и снова. Экосистема не нуждается ни в чём, кроме солнечного света. Благодаря этому она может жить очень долго, если ничто не помешает. Растениям не нужно, чтобы их поливали, удобряли или пропалывали. Животным не нужно, чтобы их кормили. Не надо убирать за ними отходы — это делают «мусорщики».
• Найди на рисунках природные экосистемы, которые могут существовать без посторонней помощи.
Люди берут из природы то, что им нужно. Иногда после этого экосистема перестаёт исправно работать. Она уже не может обеспечить своих обитателей всем необходимым. В ней накапливается мусор. Учёные стали выяснять, чем «больна» природа. Они обнаружили, что все живые организмы тесно связаны с неживой природой и, кроме того, не могут жить друг без друга. Люди научились определять, чего не хватает в нарушенных экосистемах, и стараются их «вылечить». Ты тоже можешь этому научиться, когда получше узнаешь законы природы. Подведём итоги:
1. Экосистема — это такое «содружество» живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя как дома.
2. Организмы в экосистеме выполняют три роли: одни из них — «кормильцы», другие — «едоки», третьи -«мусорщики».
3. В экосистеме есть всё, что нужно для жизни её обитателей. Только свет они получают из космоса от Солнца.
4. В экосистеме нет ничего лишнего: всё, что производится, полностью используется её обитателями.
5. Экосистема может существовать как угодно долго без посторонней помощи.
§ 20. ПРИРОДНАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ Почему на экваторе теплее, чем на полюсе? (§ 10)
Могут ли экосистемы прожить без помощи людей?
• Выбери из списка настоящие экосистемы. (§ 19]
Дубрава Сад Поле Болото Город
• Какие природные экосистемы встречаются в твоей местности чаще всего? • Как долго длится зима там, где ты живёшь? (Личный опыт)

Окружающий мир. 2 класс. Наша планета Земля. Часть 2.

Предложения интернет-магазинов