География. 11 класс. Подготовка к ВПР. Эртель А.Б.

Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к всероссийским проверочным работам по географии в 11-м классе. Книга даёт возможность отработать навыки выполнения всех типов заданий проверочной работы, систематизировать знания по географии, закрепить необходимые для успешного написания ВПР умения. Издание содержит 5 авторских учебно-тренировочных вариантов, соответствующих образцу и кодификатору ВПР по географии в 11-м классе. Пособие предназначено учащимся 11-х классов, учителям и методистам для использования как в учебном процессе в школе, так и при самостоятельной работе дома.

География. 11 класс. Подготовка к ВПР. Эртель А.Б.

 

Описание учебника

Содержание и структура ВПР по географии обеспечивают объективную оценку качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования. Содержание ВПР по географии определяется требованиями к уровню подготовки выпускников, зафиксированными в Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. Отбор содержания, подлежащего проверке в проверочной работе, осуществляется в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. За основы взяты вопросы курса школьной географии, изучаемые в 8-11-х классах.
• Источники географической информации
• Мировое хозяйство
• Природопользование и геоэкология
• Регионы и страны мира
• География России
В работе проверяется как знание географических явлений и процессов в геосферах и географических особенностей природы населения и хозяйства отдельных территорий, так и умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни.
В проверочной работе используются задания разных типов, формы которых обеспечивают их адекватность проверяемым умениям.
В проверочной работе представлены задания с разными типами ответов:
1) задания, требующие записать ответ в виде слова;
2) задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик;
3) задания, требующие вписать в текст на месте пропусков ответы из предложенного списка;
4) задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка;
5) задания на установление правильной последовательности элементов.
В 7 заданиях предполагается развёрнутый свободный ответ. ВПР предусматривает проверку уровня подготовки выпускников в соответствии с предъявленными к нему требованиями. Так как достижение ряда требований в различных вариантах проверочной работы может проверяться на содержании различных разделов школьного курса географии, распределение заданий по основным блокам содержания может несколько отличаться от показанного в таблице 1 примерного распределения.
Демонстрационный вариант всероссийской проверочной работы по географии с комментариями и рекомендациями
по выполнению заданий
Задание 1. Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 мая, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.
Астрахань
Мурманск
Воронеж
Это задание базового уровня проверяет знание и понимание географических особенностей природы России. Успешное выполнение этого задания диагностирует умения школьников использовать знания и навыки, полученные на уроках географии в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязанных природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов.
Для выполнения этого задания необходимо воспользоваться картами атласов 8—9-х классов к курсу «География России» и найти указанные в задании географические объекты (города). Вспомним, что продолжительность дня в России зависит от степени освещённости Северного полушария, т.е. от сезона года. В июне (летом) на всех широтах севернее полярного круга наблюдается явление полярного дня, а значит, чем ближе к полярному кругу (севернее), тем день длиннее. И, наоборот, в декабре-январе (зимой) на всех широтах севернее полярного круга наблюдается явление полярной ночи, а значит, чем севернее, тем день короче.
Важно правильно определить заданную последовательность. На этой позиции могут быть задания, предполагающие работу с картами по определению высоты расположения города. Для определения относительной высоты города необходимо использовать послойную окраску физической карты России, её специфика раскрывается в легенде на шкале высот. Для определения положения городов, расположенных на реке, от верховья к устьевой зоне, необходимо помнить, что верховья реки расположены у её истока (место начала реки), а низовья — в устьевой зоне.
Ответ: Астрахань, Воронеж, Мурманск
Задание 2. На месторождении им. М.В. Ломоносова, расположенном в труднодоступном районе на севере Архангельской области, ежегодно добывается более 500 тыс. каратов алмазов. Добыча ведётся в гигантском карье-
Демонстрационный вариант ВПР с комментариями 13
ре, глубина которого превышает 100 м. Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы найти информацию, необходимую для определения географических условий добычи алмазов на территории Архангельской области?
Это задание базового уровня сложности по теме «Географические модели. Географическая карта, её основные параметры и элементы» проверяет умения школьников находить и применять географическую информацию для правильной оценки и объяснения важнейших социально-экономических событий.
Для решения такого типа заданий, внимательно читая задание до конца, находим «ключи» — характеристики, указывающие на уникальные особенности географических объектов или субъектов РФ, о которых идёт речь в тексте, для определения региона его местонахождения. Важно правильно определить специфические особенности природы, населения или хозяйства территории и карту географического района страны из атласов к курсу «География России», которыми можно воспользоваться в случае затруднения.
Ответ: Европейский Север
Задание 3. В регионах, в которых работают крупные ГЭС, тарифы на электроэнергию для населения иногда значительно ниже, чем в соседних с ними регионах.
В каких трёх из перечисленных регионов России построены крупные ГЭС? Запишите цифры, под которыми указаны эти регионы.
1) Республика Татарстан
2) Республика Адыгея
3) Иркутская область
4) Архангельская область
5) Амурская область
6) Тюменская область
Это задание на выбор трёх правильных ответов систематизирует знания школьников по теме «Хозяйство России» и выявляет знание географических особенностей основных отраслей хозяйства России. Успешное выполнение задания диагностирует уровень сформированности умения выпускников использовать в практической деятельности и повседневной жизни географические знания для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов.
Для решения задания 3 можно воспользоваться атласом для 9-го класса «Хозяйство России», найти тематическую карту соответствующей отрасли хозяйства, о которой идёт речь в задании. Если правильный выбор не очевиден, необходимо определить, есть ли среди перечисленных вариантов
Демонстрационный вариант ВПР с комментариями 13
субъекты РФ, на территории которых расположены ведущие предприятия этой отрасли. Определив субъекты РФ, цифры, которыми они обозначены в задании, можно вносить в бланк проверочной работы в любом порядке.
Ответ:
Задание 4. На одном из сайтов в Интернете были размещены карта погоды на 12 апреля 2013 г. и выдержки из прогноза погоды на этот день. Какие выводы о погоде на европейской части России и в Западной Сибири подтверждаются сведениями карты? Запишите номера предложений, в которых указаны верные сведения.

География. 11 класс. Подготовка к ВПР.