ОБЖ. 9 класс. Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др.

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса создан большим коллективом преподавателей и специалистов в области безопасности человека на основе обязательного минимума содержания образования и доработан с учетом нового федерального компонента образовательных стандартов.
Основная задача этого учебника — помочь учащимся успешно завершить изучение программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основной школы, подготовиться к итоговой аттестации, а также слетам и соревнованиям Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности».

ОБЖ. 9 класс. Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др.

 

Описание учебника

Экологическая опасность — это вероятность разрушения среды обитания человека в результате неконтролируемого развития промышленности и хозяйства в целом, естественных и антропогенных аварий и катастроф. Следствием экологической опасности является нарушение приспособлений живых систем к условиям существования.
Это проявляется в том, что по экологическим и связанным с ними причинам ежегодно погибают десятки тысяч жителей России, миллионы теряют здоровье. Качество окружающей среды становится ограничивающим фактором социально-экономического развития все большего числа областей России. Ликвидация последствий экологических аварий и катастроф уже сейчас требует заметных и все увеличивающихся затрат, т. е. значительной части национального бюджета. На схеме 1 показано возможное соотношение компонентов экологической безопасности в общем спектре безопасности личности, общества и государства.
Сегодня, несмотря на наличие законодательной базы по рациональному природопользованию и разветвленной сети государственных структур, связанных с ее реализацией, проблемы экологической безопасности в нашей стране не уменьшаются, а растут. Среди причин такого положения можно выделить две главные: недостаточное внимание к проблемам экологической безопасности, что обусловлено переходным, нестабильным характером нашего общества, и недостаточное количество разработок в области экологической безопасности.
В самом недалеком прошлом научной концепции экологической безопасности в нашей стране практически не существовало. Так, в начале 80-х гг. XX в. публично обсуждалась абсолютная безопасность ядерной энергетики. Безграмотная эксплуатация среды обитания привела к крупнейшим экологическим катастрофам глобального масштаба, одна из которых — уничтожение Аральского моря — была почти полностью завершена, другие (вроде знаменитого поворота северных и сибирских рек), к счастью, были заблокированы.
2. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ
2.1. Среда обитания человека — важнейший фактор его здоровья
Среда» обитания — это сложное образование, которое включает ряд сред: природную и социальную, бытовую и производственную, космическую й земную. Кроме того человек живет в определенной социально-культурной среде, потребляя материальные и духовные ценности, созданные поколениями людей.
Немного сохранилось на Земле мест с оптимальными, комфортными для человека условиями, главные из которых — чистый воздух со среднегодовой температурой 18—20 °С и относительной влажностью 40—60%, чистая вода, нетронутые природные ландшафты.
Сегодня большинство из нас проживает в городах и испытывает на себе действие множества негативных факторов городской среды.
Города существовали еще в глубокой древности, однако урбанистическая (от urbanus — городской) цивилизация возникла лишь в XX столетии Если в 1900 г. в городах мира проживало 3% населения, в 1950 г. — 29%, в 1980 г. — 41%, то теперь большинство гражда.1 рождаются горожанами
С одной стороны, город предоставляет человеку многие бытовые, культурные, социальные преимущества, что положительно сказывается на его интеллектуальном развитии, дает возможность лучше реализовать профессиональные и творческие способности. С другой стороны, город, особенно крупный — это новая среда с высокой концентрацией антропогенных факторов, где наиболее сильно изменена естественная среда обитания человека.
В городе человек отдаляется от природы и попадает в среду с вредными воздействиями — Загрязненным воздухом, шумом, вибрацией, ограниченным жизненным пространством, усложненной системой снабжения, зависимостью от транспорта, постоянным вынужденным общением с множеством незнакомых людей. В большинстве случаев города развивались без учета биологических потребностей и психологических особенностей человека. Современный город подавляет биологическую природу человека, лишает его необходимой физической нагрузки, угнетает психику.

ОБЖ. 9 класс.