Технология. Технологии ведения дома. 5 класс. Методическое пособие. Синица Н.В.

В пособии отражены особенности работы с учебником «Технология. Технологии ведения дома» для обучающихся 5 класса общеобразовательных организаций (М.: Вентана-Граф, 2012) и рабочей тетрадью (М. : Вентана-Граф, 2012), которые соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.). Содержит примерный поурочно-тематический план, методические рекомендации к проведению уроков, оформлению творческих проектов и заданий в рабочей тетради, ответы на задания для контроля знаний обучающихся, дополнительные материалы, не вошедшие в учебник. Входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха».

Технология. Технологии ведения дома. 5 класс. Методическое пособие. Синица Н.В.

 

Описание учебника

Уважаемые коллеги! Это методическое пособие предназначено для учителей, использующих для преподавания технологии в 5 классе учебник «Технология. Технологии ведения дома» (Синица Н.В., Симоненко В.Д. — М.: Вентана-Граф, 2012) и рабочую тетрадь, разработанные в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (2010 г.).
Предложенный поурочно-тематический план рассчитан на 70 часов учебного времени (2 ч в неделю). Последовательность проведения уроков соответствует содержанию учебника. Поскольку структура урока находится в прямой зависимости от наличия учебно-материальной базы и дидактических средств обучения, приведённые поурочные разработки носят рекомендательный характер.
Учитель может творчески подойти к построению учебного процесса в зависимости от условий региона, материальной базы школы, местных традиций.
Напоминаем, что на уроках технологии основная часть учебного времени (75 %) отводится на практические работы, во время которых обучающиеся выполняют исследования, лабораторные и практические работы, творческие задания и проекты, поэтому тип уроков в основном комбинированный.
Предлагая учителю примерное планирование уроков, а также методические советы к различным этапам урока, мы понимаем, что невозможно написать универсальные планы уроков, поэтому оставляем учителю право самостоятельно решать, насколько приемлем предлагаемый вариант. Особенно это касается постановки задач воспитания и развития, вопросов для актуализации знаний обучающихся, подведения итогов урока.
Урок — не просто основная форма работы с обучающимися, это ещё и творчество современного учителя.
Поскольку школьные кабинеты технологии часто испытывают недостаток в компьютерной технике, уроки разработаны для случая, когда в классе имеется хотя бы один компьютер, подключённый к сети Интернет, а также один мультимедийный комплекс.
Успехов вам в работе с учениками!
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО РАЗДЕЛАМ ТЕХНОЛОГИИ С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
Планируя урок, учитель должен заранее предвидеть результат деятельности, чтобы направлять и регулировать его. Для этого нужно правильно определить и сформулировать цель и задачи урока. Функция учителя на уроке — организация деятельности обучающихся. Это значит, что нужно управлять не самими школьниками, а их деятельностью, т. е. их навыками самоорганизации, самоконтроля и самооценки.
Известны три функции образования, в соответствии с которыми деятельность учителя на уроке подчинена достижению комплекса задач: обучение, воспитание и развитие. Задачи обучения (ожидаемый учебный результат) предполагают формирование представлений об объекте изучения и навыков работы, закрепление ранее изученного и в целом формирование системы универсальных учебных действий. В предложенных ниже планах уроков сформулированы примерные задачи обучения.
Задачи воспитания представляют собой более сложное педагогическое явление. Они предполагают формирование у школьников свойств личности и черт характера. Этот процесс требует длительного времени, поэтому формулировать для каждого урока задачи воспитания нецелесообразно.
Задачи развития предполагают воздействие в ходе обучения на такие психические процессы как внимание, восприятие, мышление, память, чувство, эмоции, воля, а также двигательную и сенсорную сферы. Задачи развития этих качеств стоят перед учителем из урока в урок.
Творческая проектная деятельность
В 5 классе на изучение этого раздела предлагается отвести б ч.
На первом вводном уроке учитель объявляет обучающимся цели и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе, раскрывает содержание предмета и последовательность его изучения. Вторая часть этого урока может быть посвящена творческой проектной деятельности. Учитель знакомит обучающихся с понятиями «проект», «проектирование», «проектная деятельность» , рассказывает об индивидуальных и коллективных творческих проектах, раскрывает цель и задачи проектной деятельности в 5 классе, составные части годового творческого проекта пятиклассников.
Программой предусмотрено изучение обучающимися четырёх разделов. В рамках тематики каждого из них учитель «запускает» творческий проект, создаёт положительную мотивацию для изучения нового раздела, показывает образцы творческих проектов пятиклассников, вместе с обучающимися определяет вопросы, которые предстоит рассмотреть, чтобы в конце освоения раздела выполнить творческий проект.
По первому разделу «Оформление интерьера» в учебнике предлагается выполнить проект «Планирование кухни-столовой», который позволит закрепить знания и умения, полученные при изучении раздела и применить их при проектировании кухни в своей семье. Конечно, тема проекта может быть другой, но в любом случае она посвящена планированию, декоративному оформлению кухни, подбору современных материалов для её отделки. Хорошо, если обучающиеся будут иметь возможность ознакомиться с проектированием интерьера кухни на компьютере с помощью соответствующего программного обеспечения. На страницах учебника и методического пособия авторы не имеют право рекламировать чей-либо программный продукт, однако учитель может сделать выбор по своему усмотрению.
По второму разделу «Кулинария» предлагается подготовка обучающихся к проведению воскресного завтрака для всей семьи, который они проведут дома и подготовят отчёт о нём.
Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов» может быть посвящён изготовлению швейного изделия по выбору школьников. Это может быть столовое бельё, фартук для работы на кухне или наряд для завтрака, снятые по выкройке, сделанной по своим меркам.
По разделу «Художественные ремёсла» проект посвящён изготовлению лоскутного изделия для кухни. Это может быть прихватка, салфетка или другое лоскутное изделие, которое можно украсить аппликацией и стёжкой.
Раздел «Творческая проектная деятельность» завершается оформлением портфолио и защитой комплексного творческого проекта.
Урок № 1. Вводный урок. Творческая проектная деятельность
Цель урока: ознакомить обучающихся с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе, подготовить к выполнению творческой проектной деятельности.
Задачи обучения
1. Ознакомить обучающихся с целью и задачами изучения предмета «Технология» в 5 классе.
2. Раскрыть содержание предмета и последовательность его изучения.
3. Раскрыть понятия проект, проектирование, проектная деятельность.
4. Объяснить цель проектной деятельности в 5 классе.
5. Ознакомить с этапами выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).
6. Дать представление о творческой и созидательной деятельности обучающихся в 5 классе, о составных частях творческого проекта, создании портфолио и защите творческого проекта.
Дидактические средства обучения: учебник технологии (§ 1, 2), рабочая тетрадь (РТ), персональный компьютер (ПК), проектор, материалы электронных образовательных ресурсов (ЭОР); иллюстративный материал; примеры творческих проектов пятиклассников.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
познавательные (см. Приложение 1).
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие и получение сведений об отсутствующих. Подготовка обучающихся к занятию. Сообщение темы, цели и задач урока. (Далее этот этап работы будет опущен).
2. Изложение нового материала («Что такое творческие проекты. Этапы выполнения проекта»)
Актуализация знаний. В целях актуализации полученных в начальной школе знаний предложите школьникам ответить на следующие вопросы.
/. Знаете ли вы, что такое проект?
2. Какие проекты вы выполняли в начальной школе?
3. Понравилось ли вам выполнять проекты по вышивке,
шитью?
Объясните обучающимся, что означает понятие «проект», в чём отличие проектной деятельности от проектирования.
Особое внимание обратите на то, что работа над творческим проектом проходит в определённой последовательности и состоит из трёх этапов. Рассмотрите и обсудите схему, предложенную в учебнике на рис. 1, с. 7.
Побеседуйте с обучающимися о том, как они понимают слово «портфолио». Объясните, что все выполненные коллекции, образцы швов они поместят в приложение к рабочей тетради, а фотографии проектов, распечатки документации и рисунков на принтере, мелкие изделия можно поместить в специальную папку — портфолио.
Расскажите, в чём заключается защита проекта и как к ней нужно готовиться. Продемонстрируйте примеры выполнения проектов пятиклассниками.
3. Самостоятельная работа
Предложите обучающимся выполнить п. 1, 2 задания 1 в рабочей тетради.

Технология. Технологии ведения дома. 5 класс. Методическое пособие