Физика. 8 класс. Тетрадь-практикум. Артеменков Д.А., Белага В.В. и др.

Тетрадь-практикум является составной частью учебно-методического комплекта «Физика. 8 класс» линии «Сферы». В данном пособии приведены лабораторные работы, необходимые для успешного усвоения курса физики в соответствии с программой. Главная особенность содержания тетради-практикума заключается в ознакомлении с научными методами исследования в лабораторных и домашних условиях. Порядок лабораторных работ отвечает структуре учебника. Последовательное выполнение лабораторных работ, предложенных в тетради-практикуме, позволит связать теоретический материал, изучаемый на уроках физики, с практическим использованием этих знаний.

Физика. 8 класс. Тетрадь-практикум. Артеменков Д.А., Белага В.В. и др.

 

Описание учебника

Тетрадь-практикум представляет собой руководство по экспериментальной физике и рассчитано на учащихся, обладающих некоторым опытом проведения самостоятельной работы. Поэтому описания работ содержат только основные этапы, а также приведены необходимые теоретические сведении по изучаемому материалу.
Учащиеся с помощью учителя заранее готовятся к выполнению каждой работы. Для этого они должны ясно понимать цель работы, назначение оборудования и знать теоретический материал в объёме, достаточном для выполнения практического задания.
Для удобства использования тетради-практикума все задания расположены по разделам и соответствуют темам материала учебника. Лабораторные работы, отмеченные звёздочкой (*), продолжают и дополняют рубрику «Мои физические исследования» учебника. Они рекомендуются для факультативов, при подготовке и проведении олимпиад, а также для индивидуальных занятий. Ряд работ можно выполнить в домашних условиях.
ИЗУЧЕНИЕ КОНВЕКЦИИ В ЖИДКОСТИ
ЦЕЛЬ:
Изучить явление конвекции в жидкости; выяснить, в каком случае охлаждение тёплой воды в сосуде происходит быстрее: когда лёд находится вверху или внизу.
Сосуд, тёплая вода, термометр, кусочек льда, кусочек льда с замороженным в нём металлическим шариком или другим тяжёлым предметом, часы.
ХОД РАБОТЫ:
Налейте в сосуд тёплой воды и измерьте температуру воды в нём.
Не вынимая термометр из сосуда с водой, опустите в него кусочек льда. Лёд будет плавать на поверхности воды, т. е. охлаждение будет происходить сверху.
Измеряйте температуру воды в течение каждой минуты, пока лёд не растает, и записывайте результаты измерений в таблицу 1.1 (опыт 1).
Вылейте остывшую воду из сосуда.
Налейте в сосуд тёплой воды примерно той же температуры, что и в опыте 1, и измерьте температуру воды в нём.
Не вынимая термометр из сосуда с водой, опустите в него кусочек льда с замороженным в нём металлическим шариком. В этом опыте лёд опустится на дно, т. е. охлаждение будет происходить снизу.
Измеряйте температуру воды каждую минуту, пока лёд не растает, и записывайте результаты измерений в таблицу 1.1 (опыт 2).
Вылейте остывшую воду из сосуда.
Для каждого опыта постройте графики зависимости изменения температуры воды от времени.
Сравните значения температур и сделайте вывод, в каком случае охлаждение воды в сосуде происходит быстрее.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА УРАВНЕНИЯ ТЕПЛОВОГО БАЛАНСА
ЦЕЛЬ:
Проверить выполнение закона сохранения энергии, сравнив количество теплоты, отданное горячей водой, и количество теплоты, полученное холодной водой, при их смешивании.
Измерительный цилиндр (мензурка), термометр, калориметр, стакан, холодная и горячая вода.
Калориметр — это прибор, применяемый во многих опытах по тепловым явлениям. Он состоит из внешнего и внутреннего сосудов, разделённых воздушным промежутком, и крышки с отверстием для термометра. Такое устройство позволяет уменьшить влияние внешней среды на процесс теплообмена внутри калориметра.
ХОД РАБОТЫ:
Измерьте объём V, холодной воды с помощью мензурки.
Вычислите массу т, холодной воды.
Перелейте холодную воду из мензурки в стакан.
Измерьте температуру tx холодной воды, налитой в стакан. Данные занесите в таблицу Налейте в калориметр горячей воды. Горячую воду следует наливать во внутренний сосуд калориметра, который вставлен во внешний сосуд.
Измерьте температуру t2 горячей воды, налитой в калориметр.
Осторожно влейте в калориметр холодную воду.
Объём смеси V
Температура смеси ty °С
Масса горячей воды т2, кг
Температура горячей воды t2,
Таблица 1.4
Сравните полученные значения количества теплоты Q, и Q2 и сделайте вывод.
Перемешайте термометром полученную смесь и измерьте её температуру t. С помощью мензурки измерьте объём V смеси. Данные занесите в таблицу 1.3.
Таблица 1.3
Вычислите объём горячей воды: V2 = V — V,. Вычислите массу т2 горячей воды. Результаты измерений запишите в таблицу 1.4.
Вычислите количество теплоты Q,, которое получила холодная вода, и количество теплоты Q2у которое отдала горячая вода.
Таблица 1.5
Количество теплоты, полученное холодной водой, Q,, Дж
Количество теплоты, отданное горячей водой, Q.,, Дж
Результаты вычислений занесите в таблицу 1.5.
ИЗМЕРЕНИЕ УДЕЛЬНОЙ ТЕПЛОЁМКОСТИ ВЕЩЕСТВА
ЦЕЛЬ:
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
ХОД РАБОТЫ:
Научиться опытным путём определять удельную теплоёмкость вещества.
Металлический (алюминиевый, стальной или железный) цилиндр на нити, измерительный цилиндр (мензурка), термометр, калориметр, вода комнатной температуры, сосуд с горячей водой, весы с разновесами.
Налейте в мензурку воду комнатной температуры и измерьте её объём. Вычислите массу воды комнатной температуры.
Перелейте воду из мензурки в калориметр. Измерьте температуру воды, налитой в калориметр.
Опустите металлический цилиндр в сосуд с горячей водой. Подождите, пока цилиндр нагреется, и измерьте температуру  горячей воды в сосуде.
Опустите нагретый металлический цилиндр в калориметр.
Измерьте температуру t воды в калориметре после того, как столбик термометра перестанет подниматься, т. е. когда установится тепловое равновесие между водой в калориметре и металлическим цилиндром.
Выньте металлический цилиндр из воды, вытрите его салфеткой или тканью и с помощью весов измерьте его массу т.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЛАВЛЕНИЯ КРИСТАЛЛИЧЕСКИХ И АМОРФНЫХ ТЕЛ
ЦЕЛЬ:
Исследовать изменение температуры при плавлении кристаллических тел (льда) и аморфных тел (парафина).
Кусочки льда и парафина (или воска), сосуд, ёмкость для нагревания, термометр, часы, нагревательный прибор.
Задание 1. Исследование плавления льда
Приготовьте тающий лёд. Для этого положите в сосуд немного льда и дождитесь, пока на дне не образуется немного воды, т. е. пока лёд не начнёт таять.
Поместите термометр в сосуд с тающим льдом и измерьте температуру льда.
Следите за процессом плавления льда в сосуде и через равные промежутки времени (1—5 мин) записывайте в таблицу 2.2 показания термометра.
Когда весь лёд расплавится, продолжайте следить за процессом нагревания воды в сосуде, записывая в таблицу 2.3 показания термометра через равные промежутки времени.
По результатам измерений постройте график зависимости изменения температуры льда от времени.
При какой температуре происходило плавление льда?
В течение какого времени происходило плавление льда?
Задание 2. Исследование плавления парафина
Положите кусочки парафина в ёмкость и измерьте температуру парафина.
Включите нагревательный прибор. Поставьте на него ёмкость с парафином, не вынимая термометр.
Следите за процессом плавления парафина и каждую минуту записывайте в таблицу 2.4 показания термометра, пока весь парафин не расплавится.
Когда весь парафин расплавится, выключите нагревательный прибор. Продолжайте каждую минуту записывать показания термометра в таблицу 2.5, пока парафин не затвердеет.
По результатам измерений постройте график зависимости изменения температуры парафина от времени.
ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОСТЫВАЮЩЕЙ ВОДЫ С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ
ЦЕЛЬ:
Исследовать изменение температуры воды при её остывании; сравнить процесс остывания горячей воды с процессом остывания горячей воды, в которую поместили капельку масла; сравнить процессы остывания горячей воды в узком и широком сосудах.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
Стакан, горячая вода, термометр, часы, растительное масло, блюдце (или широкая тарелка).
ХОД РАБОТЫ:
Осторожно налейте в стакан горячей воды.
Опустите в стакан с горячей водой термометр и через равные промежутки времени (1—5 мин) записывайте его показания в таблицу 2.6.

Физика. 8 класс. Тетрадь-практикум.