Физика. 8 класс. Книга для учителя. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И.

В пособии раскрываются основные концептуальные идеи учебника, показано, как организовать работу учителя при подготовке к каждому уроку и его проведении. С этой целью даны варианты изложения теоретического материала, рекомендации по подготовке к проведению экспериментальных заданий, примеры решения задач, варианты итоговых тестов для проверки усвоения учебного материала и т. д. В пособии использованы материалы из работ, выполненных в ИНИМ (Институт научной информации и мониторинга) РАО.

Физика. 8 класс. Книга для учителя. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И.

 

Описание учебника

Глава 1
Цели и средства обучения физике в основной школе
1. Цели обучения. Данное методическое пособие предназначено для использования при обучении физике в 8 классе по учебнику О. Ф. Кабардина. Основное внимание в пособии уделено конкретным методическим рекомендациям по изучению отдельных тем школьного курса физики. Общие подходы к проблеме целей и средств обучения физике в основной школе изложены в главе 1 методического пособия к учебнику 7 класса. Основные положения концепции обучения физике в основной школе, принятой автором при разработке учебника, состоят в следующем.
Согласно федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования по физике изучение физики в основной школе должно быть направлено на достижение таких целей:
усвоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формировании на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципа действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний с использованием
информационных технологий, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В практике работы школы, как правило, на первом плане оказывается задача овладения суммой знаний, а задачи развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся отодвигаются на второй план. Но успешное овладение суммой знаний невозможно без развития умственных способностей, а сумма знаний, считающаяся сегодня необходимой каждому, завтра будет признана неполной.
Актуальной задачей современной российской школы является перенос основного внимания с процесса передачи знаний на процесс развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирование умений самостоятельного приобретения новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами учеников.
Эта задача очень трудная по многим причинам. Первой из них представляется тот факт, что для многих учителей обучение в школе есть процесс, в котором учителю принадлежит ведущая роль, а ученик является объектом целенаправленного педагогического воздействия для придания этому объекту наперед заданных свойств. Параметры этих свойств вычитываются из образовательных стандартов, требований к знаниям и умениям учащихся, учебников, тестов ЕГЭ.
Школа при таком подходе к процессу обучения приобретает черты сходства с конвейерным производством, получающим на «входе» в качестве сырья необученные объекты и выдающим на «выходе» готовую продукцию в виде выпускников школы, соответствующих наперед заданным параметрам. Степень соответствия этим параметрам призваны определять оценки по учебным предметам.
При таком подходе учитель чувствует себя занятым ответственным и важным делом — государственным контролем за соответствием объектов обучения заданным требованиям к знаниям и умениям учащихся. Совокупность таких требований и правомерность оценивания учащихся по определенной шкале, подобно продуктам со штампами «первый сорт» (5), «второй сорт» (4), «третий сорт» (3), «брак» (2), выдаются за объективно необходимый социальный заказ общества.
Подобные взгляды на процесс обучения представляются принципиально неприемлемыми и обреченными на неудачу на практике. Принципиально неприемлем подход к ученику как объекту целенаправленного внешнего воздействия по одинаковой для всех объектов программе, потому что каждый ученик — это не какой-то неодушевленный предмет, а уникальная, неповторимая личность. Духовный мир одного человека вызывал у Иммануила Канта не меньшее благоговение и восхищение, чем весь звездный мир Вселенной.
Каждый ученик как уникальная, неповторимая личность должен рассматриваться не как объект планомерного внешнего воздействия, а как субъект, равный по значимости любому другому человеку, в том числе и учителю.
Поэтому ученик должен быть для учителя целью процесса обучения, а не объектом воздействия, не продуктом процесса.
2. Средства обучения. Если ученик — цель процесса обучения, то школа, учитель, учебные предметы лишь средства, служащие этой цели. Нормальная роль учителя в этой системе — это роль помощника ученика, а не контролера.
Соответственно любой учебный предмет должен рассматриваться не как цель, которой должен достигнуть учащийся, а лишь как одно из средств школы для достижения основной цели — максимального развития индивидуальных способностей каждой личности.
Подход к любому учебному предмету как средству развития способностей учащегося может изменить в принципе систему отношений между учителем и учеником в процессе обучения. Учитель призван средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащегося и отмечать все его успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения.
Главное, что может дать такое понимание соотношения целей и средств обучения, — это изменение отношения учащихся к процессу обучения. Одним из основных мотивов к продолжению любой деятельности для человека является успешность этой деятельности. Нет успехов — нет желания к продолжению деятельности. Нет желания — нет и самой деятельности, а может быть лишь ее имитация. Поэтому обучение должно быть успешным, победным.
Возвратимся к альтернативному подходу к обучению в школе как целенаправленному процессу педагогического воздействия на учащегося, являющегося объектом обучения. Одна из самых слабых сторон этого подхода заключается в том, что гипотеза о возможности кого-то чему-то насильно научить ничем не оправдана и полностью опровергается практикой.
Восточная мудрость справедливо гласит: «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не могут заставить ее пить воду». Так и ученика можно заставить сидеть на уроке, но невозможно принудительно чему-то научить. Конь пьет воду тогда, когда хочет пить; ученик учится, когда хочет учиться. Нужно осознать, что школьники не выучивают и не запоминают что-то из предлагаемого учителем не назло ему, а просто потому, что это им неинтересно.
Отсюда следует сделать вывод, что для достижения поставленной цели — помощи ученику в развитии его способностей — учитель прежде всего должен овладеть эффективными средствами оказания этой помощи.
Обучение и развитие, по Л. С. Выготскому, происходят эффективно в том случае, если предлагаемые задания по уровню трудности несколько выше достигнутого уровня развития обучаемого. Это ориентация на «зону ближайшего развития», на «завтра», а не на «вчера» в развитии ребенка. При таком подходе необходимым условием достижения целей обучения является постановка перед учащимися на каждом уроке трудных проблем, требующих умственных усилий.
Но ориентация просто на трудное обучение не приведет к успеху без внутренней мотивации учащихся к процессу учения. Выбор средств для мотивации к учению в основной школе очень небольшой. В этом возрасте немногие учащиеся задумываются о выборе жизненного пути после окончания школы. Поэтому основным средством мотивации к учению для них может служить возбуждение интереса к изучаемому предмету, к предлагаемым проблемам.
Способности учащихся в возрасте 12—14 лет удерживать произвольное внимание к чему-либо внешнему по отношению к ним самим, вне их собственных интересов, весьма ограничены, а непроизвольное внимание, возбужденное эффектным опытом или рассказом о необыкновенном явлении с использованием плаката или проекции, затухает через 5—10 мин. Эффективным средством решения проблем обучения может служить использование деятельностно-го подхода к процессу обучения.

Физика. 8 класс. Книга для учителя.