Физика. 8 класс. Методическое пособие. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.

Пособие адресовано учителям физики, работающим по авторской программе Н. С. Пурышевой и Н. Е. Важеевской и использующим в работе учебники этих же авторов.
В нем даны рекомендации по изучению тем, включенных в курс физики 8 класса, составленные по единому плану: сначала приводится основная цель изучения темы и результаты обучения (предметные, метапредметные и личностные результаты прописаны в рабочей программе, размещенной на сайте издательства и опубликованной в сборнике «Рабочие программы. Физика. 7—9 классы»), затем — поурочное планирование и рекомендации к каждому уроку.

Физика. 8 класс. Методическое пособие. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.

 

Описание учебника

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Цель изучения данной темы — сформировать у учащихся представления о строении вещества, о характере движения и взаимодействия частиц, из которых состоят вещества. Важно, чтобы учащиеся поняли, что представление о дискретном строении вещества появилось еще в древности, однако оно долгое время оставалось гипотезой. Только после того, как было дано теоретическое обоснование и получено экспериментальное подтверждение гипотез, касающихся строения вещества, возникла молекулярно-кинетическая теория строения вещества.
При изучении темы последовательно формируются знания основных положений молекулярно-кинетической теории строения вещества и экспериментальных фактов, их подтверждающих. Основой изучения материала является эксперимент — как демонстрационный, так и домашний. На данном этапе изучения материала учащимся демонстрируется объяснительная роль физической теории: знания теории строения вещества применяются для объяснения некоторых свойств газов, жидкостей и твердых тел. Весьма уместно при изучении темы обсудить такие методологические вопросы, как роль наблюдений и научных гипотез в становлении теории, пояснить учащимся, что, описывая строение газов, жидкостей и твердых тел, мы создаем их модели.
При рассмотрении таких вопросов, как масса молекул, движение и скорость молекул, взаимодействие между молекулами, можно опираться на знания, полученные учащимися в 7 классе. Так, им уже известны понятия «скорость», «масса», «взаимодействие», «сила», и ими можно оперировать.
Результаты обучения
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
— физическую величину и ее условное обозначение: температура (£);
— единицу этой величины: °С;
— физические приборы: термометр;
— порядок размеров и массы молекул; числа молекул в единице объема;
— методы изучения физических явлений: наблюдение, гипотеза, эксперимент, теория, моделирование.
Воспроизводить:
— исторические сведения о развитии взглядов на строение вещества;
— определения понятий: молекула, атом, диффузия;
— основные положения молекулярно-кинетиче-ской теории строения вещества.
Описывать:
— явление диффузии;
— характер движения молекул газов, жидкостей и твердых тел;
— взаимодействие молекул вещества;
— явление смачивания;
— капиллярные явления;
— строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел.
II уровень
Воспроизводить:
— примеры, позволяющие оценить размеры молекул и число молекул в единице объема;
— идею опыта Штерна.
Описывать:
— способы измерения массы и размеров молекул;
— опыт Штерна.
На уровне понимания
I уровень
Приводить примеры’.
— явлений, подтверждающих, что: тела состоят из частиц, между которыми существуют промежутки; молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении; молекулы взаимодействуют между собой;
— явлений, в которых наблюдается смачивание и несмачивание.
Объяснять:
— результаты опытов, доказывающих, что тела состоят из частиц, между которыми существуют промежутки;
— результаты опытов, доказывающих, что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении (броуновское движение, диффузия);
— броуновское движение;
— диффузию;
— зависимость: скорости диффузии от температуры вещества; скорости диффузии от агрегатного состояния вещества; свойств твердых тел, жидкостей и газов от их строения;
— явления смачивания и капиллярности.
II уровень
Объяснять:
— отличие средней скорости теплового движения молекул от средней скорости механического движения тела;
— результаты опыта Штерна;
— зависимость высоты подъема жидкости в капилляре от ее плотности и от диаметра капилляра.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
— измерять температуру и выражать ее значение в градусах Цельсия;
— обобщать на эмпирическом уровне результаты наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы;
— применять полученные знания к решению качественных задач.
II уровень
Уметь:
— применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и быту.
На уровне применения в нестандартных
ситуациях
I уровень
Обобщать:
— полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.
Сравнивать:
— строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел.
Уметь:
— выполнять экспериментальные исследования, указанные в заданиях к параграфам и в рабочей тетради (явление диффузии, зависимость скорости диффузии от температуры, взаимодействие молекул, смачивание, капиллярные явления).
Оценивать:
— роль М. В. Ломоносова в развитии взглядов на строение вещества.
Поурочное планирование
№ урока Тема урока
1/1 Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы
2/2 Движение молекул. Диффузия
3/3 Взаимодействие молекул
4/4 Смачивание. Капиллярные явления
5/5 Строение газов, жидкостей и твердых тел
6/6 Обобщение и повторение
Урок 1/1. Развитие взглядов на строение вещества.
Молекулы
Основной материал. Взгляды древнегреческих мыслителей на строение вещества. Вклад М. В. Ломоносова в развитие теории строения вещества. Опыты и примеры, доказывающие, что тела состоят из частиц, между которыми существуют промежутки. Молекула. Размеры и масса молекул. Атом.
Демонстрации. Опыты по рисункам 1—4 учебника. Фотографии молекул органических соединений. Объекты из Э. П.1
На дом. § 1—3; задание 1; задание 2 (1, 4; по желанию — 2*, 3*).
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Необходимо обратить внимание учащихся на развитие взглядов на строение вещества, продемонстрировать превращение гипотезы в научную теорию, подчеркнуть роль эксперимента в этом процессе. На примере рассмотрения становления молекулярно-ки-нетической теории строения вещества обсудить этапы научного познания, вспомнив материал, изученный в 7 классе. При наличии времени можно выполнить фронтально опыт по рис. 1 учебника и опыт с растворением соли в воде (задание 1 (3) учебника и задание 4 рабочей тетради). Опыт из задания 1 (2) можно будет продемонстрировать и обсудить в классе на следующем уроке во время проверки знаний.
Урок 2/2. Движение молекул.
Диффузия
Основной материал. Броуновское движение. Характер движения молекул. Средняя скорость движения молекул. Опыт Штерна*. Диффузия. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Зависимость скорости диффузии от температуры тела. Средняя скорость теплового движения молекул и температура тела.
Демонстрации. Механическая модель броуновского движения. Диффузия в газах и жидкостях. Таблица «Броуновское движение. Диффузия»1. Объекты из Э. П.
Решение задач типа: Л.2№ 57—60.
На дом. § 4; задание 3 (1—6Э; по желанию — 7Д).
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
В начале урока при проверке знаний учащихся можно выполнить в рабочей тетради задания 1—3, а также задания 6—8 (все или часть, разбив их на варианты) или задачи: Л. № 40, 41, 43, 44, 48, 49, 51, 55.
Задание 3 (4Э—6Э) учащиеся могут выполнить в рабочей тетради (задания 10—12).
Урок 3/3. Взаимодействие молекул
Основной материал. Силы межмолекулярного взаимодействия — короткодействующие силы. Притяжение между молекулами. Межмолекулярное отталкивание.
Демонстрации. Опыт со свинцовыми цилиндрами. Объекты из Э. П.
Решение задач типа: Р. Т.3 задание 15; Л. № 70, 71, 73.
На дом. § 5; задание 4.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Важно, чтобы учащиеся поняли, что между молекулами одновременно действуют силы притяжения и отталкивания. Характер равнодействующей силы зависит от расстояния между молекулами.
Задание 4 (1э) учащиеся могут выполнить в рабочей тетради (задание 13).
При проверке знаний полезно рассмотреть задачи: Л. №61, 63, 64.
Урок 4/4. Смачивание. Капиллярные явления
Основной материал. Смачивание и несмачивание. Влияние поверхности твердого тела и рода жидкости на эти явления. Смачивание в природе. Капиллярные явления. Зависимость высоты подъема жидкости в капилляре от его диаметра и от плотности жидкости (качественно). Капиллярные явления в природе.
Демонстрации. Опыты, в которых наблюдаются явления смачивания и несмачивания. Опыты с капиллярными трубками разного диаметра и с разными жидкостями. Таблица «Поверхностное натяжение. Капиллярность». Объекты из Э. П.

Физика. 8 класс. Методическое пособие.