Физика. 8 класс. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Кирик Л.А.

Книга содержит самостоятельные и контрольные работы по физике для 8 класса, предназначенные для текущего контроля знаний учащихся. Работы состоят из нескольких вариантов, которые дифференцированы по сложности на четыре уровня (начальный, средний, достаточный и высокий).
Примерная программа по физике для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Физика. 8 класс. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Кирик Л.А.

 

Описание учебника

Дидактические материалы предназначены для организации дифференцированной самостоятельной работы учащихся на уроках физики в 8 классе. Самостоятельные работы рассчитаны обычно на 10—15 минут урока. Все самостоятельные и контрольные работы составлены в четырех вариантах, отличающихся уровнем сложности заданий (начальный уровень, средний уровень, достаточный уровень и высокий уровень). Учитывая неоднородность класса и индивидуальные способности детей, учитель может давать эти задания выборочно. В течение учебного года ученик может переходить с одного уровня сложности на другой, более высокий.
1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Самостоятельная работа
ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ. ВИДЫ ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ
Начальный уровень
После удара футболиста мяч влетел в футбольные ворота. Выберите правильное утверждение. Внутренняя энергия мяча…
A. не зависит от температуры воздуха, находящегося в мяче.
Б. зависит от скорости его движения.
B. увеличивается при повышении температуры воздуха в мяче.
Выберите правильное утверждение. Птица может долго и неподвижно парить на большой высоте благодаря такому физическому явлению, как…
A. теплопроводность. Б. излучение.
B. конвекция.
Каким способом можно изменить внутреннюю энергию тела? Выберите правильное утверждение.
A. Только совершением работы. Б. Только теплопередачей.
B. Совершением работы и теплопередачей.
Какой из видов теплопередачи сопровождается переносом вещества?
A. Теплопроводность. Б. Излучение.
B. Конвекция.
5. Слесарь просверлил отверстие в металлической детали. Выберите правильное утверждение. Внутренняя энергия детали при сверлении…
A. не изменяется.
Б. увеличивается вследствие теплопередачи.
B. увеличивается вследствие выполнения работы.
6. Каким способом осуществляется передача энергии от Солнца к Земле?
A. Конвекцией.
Б. Излучением.
B. Теплопроводностью.
Средний уровень
1. Одинакова ли внутренняя энергия одной и той же массы холодной и горячей воды? Почему?
2. Два медных бруска имеют одинаковую температуру, но масса одного 1 кг, а другого — 0,5 кг. Какой из двух данных брусков обладает большей внутренней энергией? Почему?
3. Спичку можно зажечь, если поместить ее в пламя свечи или потереть ее о коробок. Одинаковы ли способы изменения внутренней энергии спички при ее возгорании?
4. Какого цвета одежду следует носить зимой? летом?
5. Летом лед сохраняют под слоем древесных опилок и земли. Почему?
6. Почему в холодном помещении прежде всего мерзнут ноги?
Достаточный уровень
1. а) Благодаря каким видам теплопередачи можно нагреть жидкость или газ в условиях невесомости, например на борту космического корабля? Ответ поясните, б) Необходимо быстрее охладить воду, налитую в кастрюлю. Что нужно сделать — поставить кастрюлю на лед или положить лед на крышку кастрюли (см, рисунок)?
7
2. а) Почему после сильного шторма вода в море становится теплее?
б) Будет ли гореть свеча на борту космического орбитального комплекса? Ответ поясните.
3. а) Растяните слегка резиновую нить. Как надо поступить (отпустить нить или растянуть сильнее), чтобы ее внутренняя энергия увеличилась?
б) Объясните физический смысл татарской пословицы: «Если кочерга длинная, руки не обожжешь».
4. а) Чем объяснить, что при вколачивании гвоздя его шляпка почти не нагревается, но, когда гвоздь вбит, достаточно нескольких ударов, чтобы шляпка сильно нагрелась?
б) Почему термосы изготавливают круглого, а не квадратного сечения?
5. а) В каком месте водопада (см. рисунок) температура воды выше? Почему?
б) Объясните физический смысл пословицы: «Снег — одеяло для пшеницы: чем толще, тем ей лучше спится».
6. а) Одна молекула кислорода в воздухе движется в данный момент со скоростью 900 м/с, а другая — со скоростью 1200 м/с. Правильно ли будет сказать, что температура второй молекулы выше?
б) Известны случаи, когда парашютисты с раскрытым парашютом, вместо того чтобы опускаться вниз, поднимались вверх (см. рисунок). Как это могло случиться?
Высокий уровень
1. а) Два одинаковых медных шарика упали с одной и той же высоты. Первый упал в глину, а второй, ударившись о камень, отскочил и был пойман рукой человека на некоторой высоте. У какого из шариков больше изменилась внутренняя энергия?
б) Объясните физический смысл русской пословицы: «Сильная тяга в печи зимой — на мороз, слабая — на сырую погоду».
2. а) По озеру на большой скорости плывет катер. Изменяется ли при этом внутренняя энергия воды в озере? Как? Почему? Объясните.
б) У поэта М. Ю. Лермонтова есть такие строки:
По небу знойный день катится, От скал горячих пар струится; Орел, недвижим на крылах, Едва чернеет в облаках…
Какой вид теплообмена вы узнаете в этом отрывке? 3. а) Из чайника выкипела почти вся вода. В некоторый момент массы воды и пара оказались равными. Их температура 100 °С. Можно ли утверждать, что внутренние энергии пара и воды одинаковы?
б) В «Байке про тетерева» А. Н. Толстого есть такие слова: «Что ж мне дом заводить?.. Бултых в снег! В снегу ночевал, поутру рано встал, по вольному свету полетал, громко, шибко покричал, товарищей поискал».
Зачем тетерев ночует в снегу?
4. а) За счет какой энергии совершается работа по перемещению ртути в термометре при измерении температуры тела человека?
б) У К. Г. Паустовского в рассказе «Мещерская сторона» есть такие слова: «Сено в стогах держит тепло всю зиму. Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате…». Почему сено хорошо держит тепло?
5. а) Почему коньки легко скользят по льду, а по стеклу, поверхность которого более гладкая, на коньках кататься нельзя?
б) Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же Земля не замерзает?
6. а) Со дна водоема всплывает пузырек воздуха. За счет чего увеличивается его потенциальная энергия? Изменяется ли при этом его внутренняя энергия?
б) В чашку налили горячий кофе. Что надо сделать, чтобы кофе остыл быстрее: налить в него молоко сразу или спустя некоторое время?
1. Каким количеством теплоты можно нагреть 300 г воды от 12 до 20 °С?
2. Какую массу воды можно нагреть на 40 °С, передав ей 4,5 кДж теплоты?
3. На сколько градусов повысилась температура 4 л воды, если она получила количество теплоты, равное 168 кДж?
4. Слиток серебра массой 120 г при остывании от 66 до 16 °С передал окружающей среде 1,5 кДж теплоты. Какова удельная теплоемкость серебра?
5. Какова масса железной детали, если на ее нагревание от 20 до 200 °С затрачено 20,7 кДж теплоты?
6. На сколько градусов остыл кипяток в питьевом баке емкостью 27 л, если он отдал окружающей среде 1500 кДж теплоты?
Достаточный уровень
1, а) Почему для обогрева многоэтажных домов в системах центрального отопления носителем тепла является вода? б) Чтобы охладить выточенную из меди деталь, имеющую температуру 100 °С, ее погрузили в 420 г воды с температурой 15 °С. Определите массу детали, если известно, что в процессе теплообмена вода нагрелась до 18 °С.
2. а) Почему вода в море нагревается солнечными лучами медленнее, чем суша {см. рисунок)?
б) Стальную деталь массой 300 г нагрели до высокой температуры, а затем погрузили для закалки в 3 кг машинного масла, имеющего температуру 10 °С. Определите начальную температуру детали, если температура при установившемся тепловом равновесии была 30 °С.
3. а) На что расходуется больше энергии — на нагревание воды или алюминиевой кастрюли, если их массы одинаковы? б) В алюминиевый калориметр массой 140 г налили 250 г воды при температуре 15 °С. После того как брусок из свинца массой 100 г, нагретый до 100 °С, поместили в калориметр с водой, там установилась температура 16 °С. Определите удельную теплоемкость свинца.

Физика. 8 класс. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.