Физика. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Перышкина А.В. — Гутник Е.М. и др.

В пособии приводится поурочное планирование, методические рекомендации и варианты контрольных работ по данному курсу, а также кроссворды, составленные М. С. Красиным.

Физика. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Перышкина А.В.

 

Описание учебника

Предлагаемое планирование рассчитано на 2 часа физики в неделю. В нем представлены все элементы урока, соответствующие его целям и содержанию. Ко всем темам курса имеются тексты контрольных работ (в двух вариантах, с ответами).
В пособии используется двойная нумерация уроков: первая цифра соответствует порядковому номеру урока, вторая цифра — номеру урока в данной теме.
Авторы сочли целесообразным 2 часа резервного времени, предусмотренного программой, добавить на изучение темы «Электрические явления». Кроме того, на изучение темы «Тепловые явления» в пособии отведено 25 часов вместо 26, за счет чего на последнем, 68-м уроке можно провести анализ контрольной работы № 7, работу над допущенными в ней ошибками и повторить некоторые вопросы курса физики 8 класса. Если же по каким-либо причинам на изучение курса фактически остается меньше положенных 68 уроков, то необходимую экономию времени с наименьшим ущербом для знаний учащихся можно получить за счет объединения, например, уроков 1/1 и 2/2; 5/5, 6/6 и 7/7.
К каждому уроку предлагается определенное число задач для закрепления и отработки нового материала (а в некоторых случаях — для повторения ранее изученного). Подбирая задачи для классной и домашней работы, авторы стремились к тому, чтобы в классе в первую очередь отрабатывались задачи тех типов, которые будут заданы на дом и включены в контрольные работы. Уровень сложности задач соответствует уровню, заданному обязательным минимумом содержания основного общего образования и учебником физики для 8 класса А. В. Перышкина. В то же время во многих случаях в пособии предлагаются задачи для учащихся, проявляющих способности и интерес к изучению физики. Это позволит учителю реализовать дифференцированное обучение.
Там, где это необходимо, даются подробные методические рекомендации по постановке и интерпретации демонстрационных опытов (например, урок 28/2), по решению задач (в виде пояснений к решению, указаний на аналогичные решенные задачи, которые могли бы послужить образцами при выполнении домашнего задания, и т. п.). В конце тем имеются кроссворды для повторения и расширения знаний учащихся в увлекательной форме.
Тема 1
Тепловые явления (25 ч) .
Урок 1/1
Тепловое движение. Температура
Основной материал. Примеры тепловых явлений. Понятие теплового движения. Повторение: строение вещества, молекулы, движение молекул, связь между скоростью движения молекул и температурой тел. Движение молекул в твердых телах, жидкостях и газах.
Демонстрации. 1. Движение молекул (модель хаотического движения молекул). 2. Горение свечи (плавление и отвердевание воска).
Решение задач
На дом. § 1, ответить на вопросы после параграфа.
Урок 2/2 Внутренняя энергия
Основной материал. Механическая энергия тела (потенциальная и кинетическая). Превращение механической энергии в другую форму энергии. Внутренняя энергия тела. Зависимость внутренней энергии от температуры тела, агрегатного состояния вещества и степени деформации тела.
Демонстрации. 1. Колебания груза на нити и груза на пружине. 2. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно (на примере движения резинового мячика и маятника Максвелла (по рис. 1)). 3. ?1адение стального и пластмассового шаров на стальную и покрытую пластиком плиту. 1 Решение задач
1. Л. №918 [706], 919 [707].
2. Два одинаковых тела при одинаковой температуре движутся с разными скоростями.
Какое тело обладает большей внутренней энергией? На дом. § 2, Л. № 920 [708], 922 [710].
Методические рекомендации
К демонстрациям Маятник Максвелла (рис. 1) можно изготовить в школьной мастерской. Во время демонстрации надо следить за тем, чтобы нити закручивались на ось симметрично, тогда время колебаний возрастает. Сначала следует обратить внимание учащихся на превращения энергии, которые будут происходить, а затем проводить демонстрацию. Следует также указать на причины затухания колебаний.
Рис. 1
Урок 3/3 Способы изменения внутренней энергии тела
Основной материал. Изменение внутренней энергии при совершении работы над телом или самим телом. Изменение внутренней энергии путем теплопередачи. Способы теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.
Демонстрации. 1. Опыты по рисункам 4, 5 в учебнике. 2. Нагревание монеты в пламени свечи и при ее трении о деревянную линейку. 3. Нагревание металлической спицы, опущенной в сосуд с горячей водой, и при трении о деревянную пробку, надетую на нее.
4. Нагревание свинца ударами молотка [1, опыт 64]1.
5. Нагревание металлической трубки тре^рм [1, опыт 65].
Решение задач
Л. № 923—927 [711—715], 930—933 [718—721].
На дом. § 3, задание 1, Л. N° 921 [709], 934 [722], 928*2 [716*].
Урок 4/4 Теплопроводность
Основной материал. Теплопроводность как способ теплопередачи. Теплопроводность твердых тел, жидкостей и газов. Теплопроводность вакуума. Примеры практического применения явления теплопроводности.
Демонстрации. 1. Опыты по рисункам 6—9 в учебнике. 2. Различие теплопроводности разных веществ (по рис. 2).
Решение задач
Л. № 945—947 [733—735], 957 [745] (проверить на опыте), 958—961 [746—749].
На дом. § 4, упр. 1, Л. N° 948 [736], 954 [742], 967* [755*].
Методические рекомендации
К демонстрациям
Установка для демонстрации различия теплопроводности разных веществ состоит из теплоприемника и жидкостного манометра (рис. 2). На теплоприем-
1 Значком [1] обозначена книга: Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч. 1/ Под ред. А. А. Покровского.. 3-е изд. М.: Просвещение, 1978.
2 Звездочкой отмечены задачи, которые выполняются учащимися по желанию.
7
ник кладут исследуемую пластину, а на нее ставят стакан с горячей водой. По скорости увеличения объема воздуха в теплоприемнике можно судить о теплопроводности материала пластины (резина, дерево, войлок, бумага). Размеры пластинок должны быть одинаковыми.
Урок 5/5 Конвекция
Основной материал. Конвекция как способ теплопередачи. Конвекция в жидкостях и газах. Объяснение явления. Естественная и’вынужденная конвекция. Практическое применение явления.
Демонстрации. 1. Опыты по рисункам 10, 11 в учебнике. 2. Демонстрация светильников, в которых используется явление конвекции (по рис. 3).
Решение задач
Л. № 974—978 [762—766].
На дом. § 5, упр. 2, Л. № 972 [760], 973 [761], 979* [767*].
Методические рекомендации
К демонстрациям
Очень эффектно смотрится демонстрация светильников, в которых используется явление конвекции.
Можно сделать подобный прибор самостоятельно. Из пленки для кодоскопа изготавливается цилиндр с прорезями, покрытый цветными рисунками (ри$. 3), и надевается на лампу (он должен свободно вращаться вокруг нее на оси под действием конвекционных потоков).
Урок 6/6 Излучение
Основной материал. Излучение как способ теплопередачи в вакууме. Особенности излучения и поглощения энергии темными и светлыми поверхностями. Практическое применение явления.
Демонстрации. 1. Нагревание воздуха в термоскопе (по рис. 13 в учебнике). 2. Нагревание воздуха в теп-лоприемнике (по рис. 4).

Физика. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование