Учимся читать (Умный ребенок). Гаврина С.Е. и др.

Перед вами книга, которая поможет ребенку научиться читать до поступления в школу, познакомит его со звуковым анализом слова и с основами грамоты. Книга состоит из пяти разделов: «Знакомимся со звуками и буквами», «Читаем слоги», «Читаем слова», «Читаем предложения», «Читаем тексты».
Знакомство со звуками — начальный этап обучения ребенка чтению. Необходимо сформировать у малыша понятие о гласных и согласных звуках, об особенностях их произношения (гласный звук произносится при помощи голоса; согласный звук — при помощи голоса и шума). Выполняя упражнения, ребенок научится различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, определять на слух, где находится звук в слове: в начале, в середине или в конце.

Учимся читать (Умный ребенок). Гаврина С.Е. и др.

Описание учебника

Навык чтения невозможно сформировать быстро. Делайте это методично и систематически. Перед тем как приступить к изучению новой темы, убедитесь, что ребенок хорошо освоил тему предыдущую. Занимайтесь с малышом в спокойной и доброжелательной атмосфере не более 20-30 минут. Помните, что ребенок не должен терять уверенности в своих силах. Чаще хвалите малыша за старание, поддерживайте его интерес к обучению.
ЗНАКОМИМСЯ СО ЗВУКАМИ И БУКВАМИ
В мире нас окружает огромное количество звуков.
Малыш плачет: А-А-А!
Мотор машины работает: Р-Р-Р!
Жук жужжит: Ж-Ж-Ж!
Комар звенит: 3-3-3!
В чайнике кипит вода: С-С-С!
Сова кричит: У-У-У!
• Соедини линиями предметы , которые издают одинаковые звуки.
Предметами здесь и далее будем называть вещи, растения, животных и людей.
Назови животных, изображённых на картинке. Какие звуки они издают?
Слова нашей речи состоят из звуков, которые мы слышим и произносим. В русском языке есть гласные и согласные звуки. Гласные звуки состоят из голоса, их можно тянуть и петь. Например, когда мы произносим гласный звук [А], рот широко открыт, воздух проходит свободно, зубы и язык не участвуют в произнесении этого звука, преграды для голоса нет. В русском языке б гласных звуков:
[А] [О] [У] [И] [Э] [Ы]
Произнеси эти звуки.
[а]
[О] _
• Соедини предметы и звуки, с которых начинаются названия этих предметов.
[А] [О] [У] [И] [Э]
Согласные звуки сложно, а иногда невозможно петь и тянуть, так как воздух встречает во рту преграду ~ язык. В русском языке 21 согласный звук:
[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [3] [Й] [К] [Л] [М] [Н] [П] [Р] [С] [Т] [Ф] [X] [Ц] [Ч] [Ш] [Щ]
Произнеси эти звуки.
• Обведи синим карандашом картинки, названия которых начинаются с согласного звука, а красным — названия которых начинаются с гласного звука. п
• Назови предметы в каждой группе. Обрати внимание на первый звук в названиях предметов. Найди лишний предмет в каждой группе.
• Проведи линию так, чтобы с одной стороны от неё оказались предме ты, названия которых оканчиваются на звук [А], а с другой стороны — пред меты, названия которых оканчиваются на звук [Т].
• Назови предметы, нарисованные на картинках. Определи, где находятся указанные звуки в словах. Если звук находится в начале, раскрась под картинкой первый квадратик, если в середине — второй, если в конце — третий.
— Га-га-га, -Гогочет гусь, -Я семьёй своей горжусь! На гусят и на гусыню Всё гляжу Не нагляжусь!
Гуси наши серые, Гуси наши белые По саду гуляли, Марусю испугали.
Мышонку шепчет мышь: — Ты всё шуршишь — не спишь. Мышонок шепчет мыши: _ Шуршать я буду тише.
На дворе горка, Под горкой норка. В этой норке крот Норку стережёт.
• Послушай потешки. Какой звук встречается в каждой из них чаще других?
Согласные звуки могут быть звонкими и глухими.
Звонкие согласные звуки произносятся при помощи голоса и шума.
К ним относятся: [Б], [В], [Г], [Д], [3], [Ж].
Глухие согласные звуки произносятся только при помощи шума. К ним относятся: [П], [Ф], [К], [Т], [С], [Ш].
• Обведи зелёным карандашом предметы, названия которых начинаются со звонких звуков, а синим карандашом — предметы, названия которых начинаются с глухих звуков.
• Назови предметы. Соедини их линиями так, чтобы первые звуки в названиях этих предметов образовывали пары звонкий-глухой.
Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Мягкость звука обозначается специальным значком рядом с буквой [3′].
Произнеси звук [3] твёрдо — с таким звуком летит большой комар, а затем мягко [3′] — так летит маленький комарик.
Произнеси звук [Р] твёрдо, как работает мотор у большой машины, а затем мягко [Р’], как работает моторчик у маленькой машинки.
Звук [Л] в слове «лошадка» звучит твёрдо, а в слове «лягушка» — мягко [Л’]. Произнеси эти слова так, чтобы были слышны твёрдость и мягкость звука.
Звук [Н] в слове «лимон» звучит твёрдо, а в слове «пень» — мягко [И’]. Произнеси эти слова так, чтобы были слышны твёрдость и мягкость звука.
• Обведи предметы, в названиях которых встречается твёрдый звук [М], синим карандашом.
• Обведи предметы, в названиях которых встречается мягкий звук [К], зелёным карандашом.
• Назови предметы. Проведи линию так, чтобы с одной стороны от неё оказались предметы, первый звук в названиях которых мягкий, а с другой стороны предметы, первый звук в названиях которых твёрдый.
• Назови предметы. Соедини линиями слова, которые начинаются с одного и того же звука. Раскрась квадратик около слов, которые начинаются с твёрдого звука, в синий цвет, а около слов, которые начинаются с мягкого звука, — в зелёный.
Буква — это знак для записи звуков. Согласные буквы обозначают согласные звуки. Гласные буквы обозначают гласные звуки. Буквы Ъ (твёрдый знак) и Ь (мягкий знак) звуков не обозначают. Согласные буквы могут быть твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими. В русском языке 33 буквы. Они составляют алфавит.
• Соедини предмет и букву, с которой начинается название этого предмета.
• Какие буквы не дописаны?
• Назови предметы. Впиши в клеточки буквы, с которых начинаются названия этих предметов.
• Соедини линиями одинаковые буквы в домиках и в словах под ними. Какая буква в каждом домике лишняя? Обведи её.
Гласные звуки можно петь: а-а-а, о-о-о. Они звучат плавно, протяжно. Пропой слияние гласных звуков.
АО OA АИ ИА УА АУ ЫУ УЭ АОУ УОА ОИА
Если соединить согласный и гласный звуки, то получится слог. Ты легко научишься читать слоги, если будешь произносить их протяжно, пропевать.
• Сложи буквы и попробуй спеть слоги
Сложи буквы и прочитай слоги.
Согласные звуки в слогах могут звучать твёрдо и мягко. Если после согласного стоят гласные буквы А, О, У, Ы, Э, то этот согласный звучит твёрдо. Если после согласного стоят гласные буквы Я, Ё, Е, Ю, И, то этот согласный звучит мягко.
Звучат твёрдо: БА КО ДЫ МУ НЭ
Звучат мягко: БЯ КЁ ДИ МЮ НЕ
• Соедини согласную и гласные буквы и прочитай слоги. Как звучат в них согласные буквы, твёрдо или мягко?
• Раскрась серединки цветов, в которых находятся слоги с мягкими со гласными, зелёным карандашом, а серединки цветов, в которых распо ложены слоги с твёрдыми согласными, — синим.

Учимся читать (Умный ребенок).