Физика. 9 класс. Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А.

Данный учебник продолжает линию учебно-методических комплектов «СФЕРЫ» по физике. Издание подготовлено в соответствии с новым образовательным стандартом и освещает вопросы курса физики для основной школы. Материал учебника направлен на формирование первых научных представлений о физических законах и явлениях, основываясь на достижениях современной физики и техники. Главными особенностями данного учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жёсткая структурированность текста, разнообразный иллюстративный ряд.

Физика. 9 класс. Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А.

 

Описание учебника

Дорогие ребята! В этом учебном году изучение физики вы начнёте с раздела, в котором рассматривается движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация. Изучение механики вы продолжите, познакомившись с материалом второго раздела «Механические колебания и волны». Усвоив знания о колебательном движении и волнах, вы приступите к изучению звуковых явлений, речь о которых будет идти в третьем разделе «Звук».
Изучение электрических и магнитных явлений вы продолжите, познакомившись с четвёртым разделом «Электромагнитные колебания и волны».
В следующих двух разделах учебника изучаются оптические явления. Основы геометрической оптики излагаются в разделе «Геометрическая оптика», а волновая природа света рассматривается в разделе «Электромагнитная природа света». При изучении раздела «Квантовые явления» вы познакомитесь со строением атома и некоторыми фундаментальными понятиями физики микромира.
Последний раздел «Строение и эволюция Вселенной» является заключительным разделом всего курса физики 7-9 классов. Здесь в доступной для вас форме формулируется современная картина мира с точки зрения как физики, так и астрономии. При этом большое внимание уделяется вопросам строения и эволюции Вселенной, а также современному состоянию физики микромира.
Завершают учебник три приложения: «Векторы в физике», «Использование векторов для решения физических задач» и «Имена в истории физики». Материал первых двух приложений может быть использован в случаях, когда необходимо вспомнить изучаемые на уроках математические понятия или когда надо решить задачи повышенного уровня сложности. Физика и её законы являются ядром естествознания, поэтому, изучая физику, мы стараемся ответить на самые разнообразные вопросы об окружающем нас мире.
Великий физик первой половины XX в. Альберт Эйнштейн писал: «Самое непостижимое в мире — то, что он постижим». Конечно, понять всё невозможно, но хотелось бы, чтобы, заканчивая изучение физики в 9 классе, вы проявили настоящий интерес к дальнейшему изучению этой науки в старших классах и пришли к более глубокому пониманию законов окружающего мира.
Усвоить физический материал, содержащийся в учебнике, вам помогут тетрадь-практикум, тетрадь-тренажёр, тетрадь-экзаменатор, задачник, а также электронное приложение, которые составляют единый комплект. Желаем вам успехов на пути получения новых знаний!
Физический блокнот
МОИ ФИЗИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Материал учебника включает девять тем, каждая из которых разделена на параграфы. Перед каждой темой в рубрике «Коротко о главном…» приводится высказывание одного из великих учёных, которое отражает суть содержания темы.
Параграф начинается с вводных рубрик «Вы узнаете…», «Вспомните…». Рубрика «Вы узнаете…» познакомит вас с основными вопросами, которые изучаются в параграфе. Рубрика «Вспомните…» подскажет, что необходимо вспомнить из ранее изученного материала, для того чтобы усвоить новый.
Основной текст параграфа сопровождают рубрики, которые помогут вам глубже понять наиболее важный материал.
Рубрика «Мои физические исследования» поможет вам научиться проводить физические опыты, иллюстрирующие физические законы.
В рубрике «Физический блокнот» содержатся интересные сведения и дополнительная информация к основному тексту параграфа.
Рубрика «В фокусе» отражает основную информацию, содержащуюся в параграфе.
Рубрика «Физический калейдоскоп» иллюстрирует текст параграфа примерами из жизни и техники.
Физические законы и формулы параграфа выделены в рубрике «Внимание».
Информация о традиционном эксперименте, на основе которого строится объяснение материала параграфа, отделена от основного текста знаком «Демонстрационный опыт».
Графический элемент в виде лупы акцентирует ваше внимание на внутреннем содержании рисунка, детализирует изображение физического явления или процесса.
В темах, в которых необходимо более подробно рассмотреть решение физических задач, содержится раздел «Решение задач».
В параграфе также даны ссылки в виде стрелок. Они показывают, что изучение данного материала невозможно без использования задачника или тетради-практикума.
На последней странице каждой главы содержатся рубрики «Подведём итоги», «Вопросы для обсуждения» и обобщающие схемы, позволяющие представить материал главы в единстве и взаимосвязи в лаконичной схематичной форме.
В рубрике «Подведём итоги» приводятся основные выводы и идеи, содержащиеся в главе.
Вопросы, содержащиеся в рубрике «Вопросы для обсуждения», носят проблемный характер и могут стать интересной темой для дискуссии.
ДВИЖЕНИЕ ТЕЛ ВБЛИЗИ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ
И ГРАВИТАЦИЯ
ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА, БРОШЕННОГО ВЕРТИКАЛЬНО ВВЕРХ
ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА, БРОШЕННОГО ГОРИЗОНТАЛЬНО
ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА, БРОШЕННОГО ПОД УГЛОМ К ГОРИЗОНТУ
ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА ПО ОКРУЖНОСТИ
ПЕРИОД И ЧАСТОТА
ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ
ДВИЖЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ СПУТНИКОВ ЗЕМЛИ
ГРАВИТАЦИЯ И ВСЕЛЕННАЯ
КОРОТКО О ГЛАВНОМ…
До сих пор мы называли ту силу, которой небесные тела удерживаются на своих орбитах, центростремительной, но так как теперь показано, что это есть тяготение, то ниже мы будем её так называть, ибо причина той центростремительной силы, которой Луна удерживается на своей орбите, должна быть распространена на все прочие планеты.
ВЫ УЗНАЕТЕ:
Уравнение движения тела, брошенного вертикально вверх.
На какую максимальную высоту может подняться тело, брошенное вертикально вверх.
ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА, БРОШЕННОГО ВЕРТИКАЛЬНО ВВЕРХ
Завершая изучение физики в 8 классе, вы рассмотрели задачу о свободном падении тела и научились решать её тремя различными способами: с использованием уравнения движения (кинематика), с использованием второго закона Ньютона (динамика) и с использованием закона сохранения энергии. Теперь рассмотрим движение тела, брошенного вертикально вверх.
Что можно сказать о характере движения брошенного вертикально вверх тела? Какие силы действуют на тело в течение времени его движения?
Для того чтобы тело начало своё движение вверх, на него в течение короткого промежутка времени действуют с некоторой силой и сообщают ему начальную скорость и0. После этого тело движется вверх, постепенно замедляя своё движение, затем на мгновение останавливается, достигнув наибольшей высоты, и, наконец, начинает падать вниз. Если пренебречь сопротивлением воздуха, то можно сказать, что на тело в течение всего времени его движения действует только сила тяжести.

Физика. 9 класс.