Физика. 9 класс. Поурочные разработки. Казакова Ю.В.

Данное пособие содержит разработки уроков физики 9 класса, ориентированные на учебник О. Ф. Кабардина «Физика. 9 класс». Материал пособия соответствует Обязательному минимуму содержания основного общего образования по физике и требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В пособии даны общие рекомендации по планированию уроков по темам и построению урока в целом. В начале каждого урока сформулированы его цели, дан перечень рекомендуемых демонстраций. Демонстрационные эксперименты могут быть заменены видеозаписью, анимацией или компьютерной моделью.

Физика. 9 класс. Поурочные разработки. Казакова Ю.В.

 

Описание учебника

Данное пособие содержит разработки уроков физики 9 класса, ориентированные на учебник О. Ф. Кабардина «Физика. 9 класс». Материал пособия соответствует Обязательному минимуму содержания основного общего образования по физике и требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В пособии даны общие рекомендации по планированию уроков по темам и построению урока в целом. В начале каждого урока сформулированы его цели, дан перечень рекомендуемых демонстраций. Демонстрационные эксперименты могут быть заменены видеозаписью, анимацией или компьютерной моделью. В целях урока перечислены элементы знаний, подлежащие усвоению (физические явления, понятия, величины, законы и т. д.), формируемые и развиваемые умения (решать задачи, проводить наблюдения, формулировать выводы, анализировать графические зависимости, сравнивать, классифицировать, доказывать и т. д.).
В раздел «Ход урока» в зависимости от его типа включены: проверка домашнего задания; задачи урока, которые учитель ставит перед учащимися; задания для учащихся; демонстрации (без подробного описания, так как оно дано в учебнике и любой методической литературе); подведение итогов урока; домашнее задание.
Особенностью разработанных уроков является то, что новый материал не даётся учителем в готовом виде, а усваивается учащимися в процессе активной познавательной деятельности, организованной через постановку специально разработанных вопросов и заданий. Построение урока в форме диалога учителя с учениками способствует развитию познавательного интереса и интеллектуальных способностей учащихся.
Представленные в пособии задания направлены на формирование и развитие умений:
— извлекать необходимую информацию из разных источников (текста, графиков, рисунков, фотографий и т. п.);
— использовать обобщённые планы для описания физических явлений, величин, устройств и приборов;
— применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, принципов действия технических устройств;
— применять полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни;
— выполнять основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, конкретизация и т. д.);
— проводить наблюдения природных явлений, описывать результаты наблюдений и делать выводы;
— пользоваться физическими приборами, измерять физические величины и рассчитывать ускорение свободного падения, центростремительное ускорение, силу взаимодействия двух тел, потенциальную и кинетическую энергию тела, элементарный электрический заряд и т. д.;
— оформлять результаты наблюдений и измерений;
— представлять зависимости между физическими величинами тремя способами (формулой, таблицей, графически);
— применять метод научного познания при изучении явлений (выдвигать гипотезы, предлагать, планировать и проводить опыты по их проверке, обрабатывать результаты измерений, формулировать выводы).
При подведении итогов учащиеся обобщают знания, полученные на уроке, анализируют свою деятельность.
В конце урока учащиеся получают домашнее задание. Оно состоит из общей части (прочитать параграф, ответить на вопросы и т. д.) и вариативной, т. е. учащиеся сами выбирают задание по данной теме в соответствии со своими склонностями и интересами. Задания, отмеченные звёздочкой (*), предназначены для учащихся, проявляющих особый интерес к физике.
В пособии разработаны и представлены нетрадиционные типы урока: «Урок — защита творческих работ» и «Урок-конференция», направленные на формирование и развитие информационно-коммуникативной компетенции учащихся, учебной и общепользовательской компетентности в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На этих уроках учащиеся представляют домашние работы, которые они делали по выбору, выполненные с применением ИКТ.
ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ
Урок 1 Методы научного познания
Цель урока: показать роль метода научного познания в становлении физической картины мира; научить различать гипотезы: научную, лженаучную и метафизическую; ввести понятие о физических теориях и границах их применимости.
Ход урока
План урока
1. Мифическая картина мира.
2. Метод научного познания.
3. Гипотезы.
4. Физические модели.
5. Физические теории и границы их применимости.
На этом уроке вы узнаете о том, как люди получают знания об окружающем мире.
Человеку свойственно познавать окружающий мир. Прежде люди накапливали знания, используя только органы чувств. Они наблюдали природные явления (восход и заход Солнца, смену фаз Луны, затмения, молнию, гром и т. д.) и пытались их объяснить. Так возникла мифическая картина мира.
• Используя рисунки 1.1 и 1.2 (с. 6), расскажите о мифических картинах мира.
• Почему люди создавали мифы о могучих бессмертных богах?
• Вспомните, как звали богов в мифах древних египтян и греков.
В 7 классе вы познакомились с методом научного познания. Вспомните его этапы.
Итальянский учёный Галилео Галилей первым стал использовать математику для количественного описания физических явлений и проводить эксперименты для проверки гипотез.
• Вспомните, что такое гипотеза.
(Гипотеза — предположение, выдвинутое для объяснения явления и требующее проверки на опыте.)
• Какую гипотезу проверял Г. Галилей при изучении падения тел с Пизанской башни?
• Какие измерения проводил Г. Галилей при изучении падения тел?
Задание 1. Прочитайте текст в учебнике на странице 7 и заполните таблицу. Дополните таблицу своими примерами гипотез.
ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ
При изучении явления или какого-либо объекта учёные строят модели.
Модель — создаваемое человеком подобие изучаемых объектов: макеты, изображения, схемы, математические формулы и т. д. Модели всегда проще реальных объектов, но они позволяют выделить главное, не отвлекаясь на детали.
• Приведите примеры известных вам физических моделей.
(Схема электрической цепи, схема хода лучей в линзе, схема солнечного и лунного затмений, модели атомов и молекул, модели строения твёрдых тел, жидкостей и газов, модель строения металлов, модель распространения электромагнитной волны и т. д.)
• Зачем нужны модели?
(Они дают наглядное представление об объекте или явлении и позволяют объяснить разные явления и свойства тел.)
• Чем мы пренебрегаем, представляя атомы в виде твёрдых шариков? (Мы пренебрегаем строением атома.)
• Что мы учитываем, а чем пренебрегаем, изображая электрическую цепь в виде схемы?
(Учитываем последовательность соединения элементов, не учитываем длину проводов, размеры, форму приборов и т. д.)
• Что помогает объяснить модель строения металлов?
(Модель строения металлов позволяет объяснить явление электризации и проводимость металлов.)
• Как определить, насколько удачно построена модель явления или объекта?
(Вывод об удачном выборе модели можно сделать, сравнив результаты решения задачи с экспериментальными данными.)
Физическая теория — система основных идей, взаимосвязанных теоретических понятий, экспериментальных фактов, математических соотношений между физическими величинами (законов), установленных для описания физической модели явления. Теория объясняет широкий круг явлений и позволяет предсказывать новые явления.
Границы применимости физической теории определяются условием применимости физической модели, использованной при создании теории. Экспериментально установленные законы применимы лишь в тех условиях, в которых они установлены.
• Подумайте, каковы границы применимости известных вам законов Гука, Ома для участка цепи, прямолинейного распространения света. (Закон Гука справедлив только при упругих деформациях.
Закон Ома для участка цепи применим в случае, если сопротивление проводника постоянное, т. е. проводник не нагревается (для лампы накаливания зависимость I(U) не будет линейной). Закон прямолинейного распространения света справедлив только для прозрачных однородных сред.)
• Приведите примеры известных вам теорий.
(Молекулярно-кинетическая теория, теория электропроводности металлов, электромагнитная теория Максвелла.)
• Приведите примеры практического применения известных вам физических теорий.
Задание 2. Ответьте на вопросы.
1. Древнегреческий учёный Демокрит почти 2500 лет назад считал: «Не существует ничего, кроме атомов…». Высказывание Демокрита является гипотезой или знанием?
2. Древнегреческий учёный Аристотель считал, что естественным состоянием тела является покой, а движение может происходить только под действием силы. На чём основано его утверждение? Прав ли он был? Как это можно проверить?
3. Как Г. Галилей опроверг утверждение Аристотеля о том, что тяжёлые тела падают на землю быстрее лёгких?
4. Почему для получения знаний только наблюдений недостаточно?
5. Какое понятие является более общим: физический закон или теория?
6. Почему физические законы и теории имеют границы применимости?
Подведение итогов урока
• Что нового вы узнали на уроке?
• Для чего вам могут пригодиться полученные знания?
Домашнее задание
Прочитайте § 1 (с. 6—9 учебника), ответьте на вопросы.
* Подготовьте сообщение или презентацию о последних научных достижениях в области физики или приоритетных направлениях развития физики.
Прочитайте текст (с. 10 учебника) и попытайтесь на альбомном листе изобразить науку физику в виде дерева, описанного в тексте.
ЗАКОНЫ МЕХАНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Урок 2 Основные понятия кинематики
Цель урока: сформировать представление о механике как о системе знаний, которая имеет границы применимости; повторить и закрепить изученные в 7 классе понятия: механическое движение, поступательное движение, материальная точка, траектория, путь, относительность движения; сформировать представление о системе отсчёта; сравнить физические величины путь и перемещение; научить различать пройденный путь от перемещения тела и определять их.
Ход урока
Проверка домашнего задания
Задачи урока
1. Познакомиться с новым разделом физики — механикой.
2. Вспомнить основные понятия кинематики.
3. Научиться находить пройденный телом путь и перемещение.
План урока
1. Механика.
2. Основные понятия кинематики.
3. Система отсчёта.
4. Сравнение пути и перемещения.
5. Относительность движения.
Механика — раздел физики, изучающий законы механического движения тел.
Классическая механика Ньютона неприменима при описании движения и взаимодействия микрообъектов и тел, движущихся со скоростями, близкими к скорости света (300 000 км/с).
Задание 1.
1. Вспомните, что представляет собой система координат.
2. Начертите в тетради (учитель чертит на доске) одномерную, двухмерную и трёхмерную системы координат.
3. Какую систему координат надо выбрать для описания:
• полёта мухи;
• движения муравья по гладкому столу;
• движения машины по прямой дороге;
• движения катера по озеру;
• движения мяча, брошенного вертикально вверх;
• движения баскетбольного мяча, летящего в корзину;
• положения фигур на шахматной доске;
• расположения географических объектов;
• местонахождения зарытого в землю клада?
4. Автомобиль едет по прямой дороге и в момент времени t находится на расстоянии 100 м от дерева, растущего около дороги. Изобразите его возможные положения на оси ОХ.
Задание 2. Сравните физические величины путь и перемещение.
Задание 3. Человек стоит на платформе, которая движется прямолинейно с постоянной скоростью, и бросает вверх мяч. Куда упадёт мяч? Сравните движение мяча относительно человека, стоящего на движущейся платформе, и наблюдателя, стоящего на земле. Заполните таблицу.
Задание 4. Ответьте на вопросы.
1. Когда мы говорим, что смена дня и ночи на Земле объясняется восходом и заходом Солнца, то какую систему отсчёта мы имеем в виду?
2. Смена дня и ночи на Земле в системе отсчёта, связанной с Землёй, объясняется:
1) вращением Земли вокруг оси;
2) движением Солнца вокруг Земли;
3) движением Земли вокруг Солнца;
4) наклоном земной оси.
3. Эскалатор метро поднимается со скоростью 2 м/с. Может ли человек, находящийся на нём, быть в покое в системе отсчёта, связанной с Землёй?
Подведение итогов урока
Какие новые термины вы узнали на уроке?
Что было интересно?
Что было сложно?
Домашнее задание
Прочитайте § 2 (с. 12 учебника). Выучите основные термины.
Прочитайте § 2 (с. 14—15 учебника). Подготовьте презентацию по одной из тем: «Определение географических координат на Земле» или «Координаты небесных тел».
Урок 3 Перемещение. Проекция вектора перемещения
Цель урока: закрепить понятия: путь и перемещение; ввести понятия: модуль вектора перемещения и проекция вектора перемещения; научить находить проекцию вектора перемещения на оси координат.

Физика. 9 класс. Поурочные разработки.