Рабочая тетрадь по физике. 9 класс. К учебнику Перышкина А.В., Гутник Е.М. — Минькова Р.Д., Иванова В.В.

Рабочая тетрадь по физике адресована школьникам, обучающимся по учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс», и предназначена для классной и домашней работы. В издание включены теоретические вопросы, экспериментальные задания (опыты) и задачи. Рабочая тетрадь отвечает структуре учебника: весь материал разделен на 69 уроков в соответствии с параграфами учебника, предусмотрено выполнение лабораторных работ и упражнений. К урокам подобраны задачи как из учебника А.В. Перышкина, Е.М. Гутник, так и из других учебников и задачников. После условия каждой задачи в тетради отведено место для решения. Содержание рабочей тетради полностью соответствует образовательным стандартам.

Рабочая тетрадь по физике. 9 класс. К учебнику Перышкина А.В., Гутник Е.М.

 

 

Описание учебника

Глава 1
ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ
Урок 1
§ 1. Материальная точка. Система отсчета
Работа в классе
1. Ответьте на вопросы письменно, а) Что понимают под движением?
б) Что понимают под механическим движением?
в) Как можно описать механическое движение?
г) Как можно задать положение точки?
2. Проделайте опыт.
On&tift. Определение положения тела.
1^ем> опытна: научиться определять положение тел
на плоскости. OJofitfqo(?anue: тележка, линейка, груз на нити, часы.
Прикрепите груз на нити к тележке. Тележка движется по столу прямолинейно вдоль линейки.
Определите положение тела в начале пути
в конце пути
Определите путь, пройденный телом _
Определите время движения тела_
Определите среднюю скорость движения тела
3. Ответьте на вопросы.
а) Что такое модель в физике?
б) Какова роль моделей в изучении природы?
в) Какое понятие в физике называют абстрактным?
г) Что называют телом отсчета?
д) Что называют системой отсчета?
4. Решите задачи.
Задача 1. (Упр. 1, № 1). Можно ли считать автомобиль материальной точкой при определении пути, который он прошел за 2 ч, двигаясь со средней скоростью 80 км/ч? при обгоне им другого автомобиля?
Задача 2. (Упр. 1, № 5). Относительно какого тела отсчета рассматривают движение, когда говорят: а) скорость ветра равна 5 м/с?
б) бревно плывет по течению реки, поэтому его скорость равна нулю?
в) скорость плывущего по реке дерева равна скорости течения воды в реке? г) любая точка колеса движущегося велосипеда описывает окружность?
д) солнце утром восходит на востоке, в течение дня движется по небу, а вечером заходит на западе?_
Работа дома
Прочитайте § 1.
Ответьте на вопросы 1-9 к параграфу. Решите задачи.
Задача 1. (Упр. 1, № 2). Самолет совершает перелет из Москвы во Владивосток. Может ли рассматривать самолет как материальную точку диспетчер, наблюдающий за его движением?_
пассажир этого самолета?
Задача 2. (Упр. 1, № 3). Когда говорят о скорости машины, поезда и других транспортных средств, тело отсчета обычно не указывают. Что подразумевают в этом случае под телом отсчета?
Задача 3. (Упр. 1, № 4). Мальчик стоял на земле и наблюдал, как его младшая сестра каталась на карусели. После катания девочка сказала брату, что и он сам, и дома, и деревья быстро проносились мимо нее. Мальчик же стал утверждать, что он вместе с домами и деревьями был неподвижен, а двигалась сестра. Относительно каких тел отсчета рассматривали движение девочка и мальчик? Объясните, кто прав в споре.____
Урок 2
§ 2-3. Перемещение.
Определение координаты движущегося тела
Работа в классе
1. Ответьте на вопросы:
а) Обладает ли материальная точка массой?_
б) Имеет ли она размеры?_
в) Материальная точка — реальный объект или абстрактное поня тие? _
г) С какой целью используют понятие «материальная точка»?
д) В каких случаях движущееся тело рассматривают как материальную точку? _
е) Что такое система отсчета?
2. Проделайте опыт.
Определение перемещения и пройденного пути.
Заполните водой до горловины пластиковую бутылку со шкалой. Пузырек со шкалой заполните водой на 1/5 его объема. Наклоните бутылку так, чтобы вода подошла к горловине, но не вытекала из бутылки. После этого очень быстро опустите открытый пузырек с водой вниз горлышком в бутылку. Пузырек в результате плавает на поверхности воды (см. рисунок). Часть воды при этом из бутылки выльется. Завинтите крышку бутылки. Сжимая боковые стенки бутылки, опустите пузырек-поплавок на дно бутылки. Ослабляя давление на стенки бутылки, добейтесь всплытия поплавка.
Определите путь и перемещение поплавка.
Опустите поплавок на дно бутылки. Определите путь и перемещение поплавка.
Заставьте поплавок всплыть и утонуть. Каковы путь и перемещение поплавка в этом случае?
Решите задачи.
Задача 1. (Упр. 2, № 1). Какую физическую величину определяет водитель автомобиля по счетчику спидометра — пройденный путь или перемещение?
Задача 2. (Упр. 2, № 2). Как должен двигаться автомобиль в течение некоторого промежутка времени, чтобы по счетчику его спидометра можно было определить модуль перемещения, совершенного автомобилем за этот промежуток времени?
Задача 3. Два катера идут по реке в противоположных направлениях и встречаются в 100 км к востоку от пристани П. Продолжая движение, за некоторый промежуток времени t первый катер переместился от места встречи на 60 км к востоку, а второй — на 50 км к западу. Определите координаты каждого катера по отношению к пристани
и расстояние между катерами через промежуток времени t после их встречи.
Работа дома
Прочитайте § 2 и § 3.
Ответьте на вопросы к параграфам.
Решите задачи.
Задача 1. (Упр. 3, № 1). Мотоциклист, переехав через мост, движется по прямолинейному участку дороги. У светофора, находящегося на расстоянии 10 км от моста, мотоциклист встречает велосипедиста. За 0,1 ч с момента встречи мотоциклист перемещается на б км, а велосипедист — на 2 км от светофора (при этом оба они продолжают двигаться прямолинейно в противоположных направлениях). Начертите ось X, направив ее в сторону движения мотоциклиста и приняв за тело отсчета мост. Обозначьте на этой оси координату светофора (х ) и координаты велосипедиста (х ) и мотоциклиста (х ),
которые они имели через 0,1 ч после встречи. Над осью начертите и обозначьте векторы перемещений велосипедиста (sb) и мотоциклиста (sm), а на оси — проекции этих векторов (s и s ).
Ответ:
Задача 2. (Упр. 3, № 2). Мальчик держит в руках мяч на высоте 1 м от поверхности земли. Затем он подбрасывает мяч вертикально вверх. За некоторый промежуток времени t мяч успевает подняться на 2,4 м от своего первоначального положения, достигнув при этом точки наибольшего подъема, и опуститься от этой точки на 1,25 м.
Урок 3
§ 4. Перемещение при равномерном прямолинейном движении. Решение задач
Работа в классе
1. Ответьте на вопросы.
а) Что нужно знать, чтобы определить положение тела в любой момент времени?
б) Что называют перемещением тела?
в) С какими величинами производят вычисления — с векторными или скалярными?
г) При каком условии проекция вектора на координатную ось будет положительной, а при каком — отрицательной?
д) Как выглядит уравнение, с помощью которого можно определить координату тела, зная координату его начального положения и вектор перемещения?
2. Решите задачи.
Задача 1. Огибая остров, корабль проплыл 20 км на север, 30 км на северо-восток и 16 км на восток. Найдите путь, который прошел корабль, и его перемещение относительно острова.
Задача 2. Океанский пароход движется со скоростью 18 км/ч. Пассажир идет по палубе по направлению от носа к корме со скоростью 2 м/с относительно палубы. Пройдя 30 м, он поворачивает направо и идет с той же скоростью к борту, расположенному в 12 м от точки поворота. Начертите векторы перемещения пассажира:
а) относительно палубы,
б) относительно воды при его прогулке по палубе.
Чему равно перемещение пассажира от начальной точки его движения в каждой из систем отсчета?

olor: #993300;»>Рабочая тетрадь по физике. 9 класс.