Тетрадь для лабораторных работ по физике. 9 класс. К учебнику Перышкина А.В. , Гутник Е.М. — Минькова Р.Д., Иванова В.В.

Тетрадь для лабораторных работ предназначена для изучающих физику по учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс». В издании представлены все лабораторные работы. Кроме того, добавлены дополнительные экспериментальные задания. В каждой работе указаны цели ее проведения, необходимое оборудование, приведено описание хода работы с рисунками, таблицами и расчетными формулами. В описание лабораторных работ добавлены контрольные вопросы. Звездочкой помечены вопросы повышенной сложности. Часть стандартных лабораторных работ содержат дополнительные задания.

Тетрадь для лабораторных работ по физике. 9 класс. К учебнику Перышкина А.В. , Гутник Е.М.

 

Описание учебника

Тетрадь содержит описания лабораторных работ, цели их проведения, оборудование, объяснения хода работ, с таблицами, рисунками и расчетными формулами. Добавлены также контрольные вопросы, способствующие более глубокому пониманию изучаемой темы и развитию исследовательских навыков. Звездочкой помечены вопросы повышенной сложности. Некоторые стандартные лабораторные работы содержат дополнительные задания, отсутствующие в учебниках.
Самостоятельные исследования позволят ученикам выявить закономерности физических явлений, установить связи между физическими величинами, убедиться в справедливости физических законов.
Приступая к выполнению лабораторной работы, необходимо иметь четкое представление о том, какие физические величины измеряются в процессе прямых измерений, в зависимости от этого и следует выбирать подходящие приборы.
Учитывая, что результаты измерений не могут быть абсолютно точными (они всегда приблизительны), их следует записывать в виде а = а ± Аа.
изм
Все записи делают непосредственно в тетрадях для лабораторных работ. Если в работе необходимо провести сложные математические расчеты, то их можно выполнять на отдельном листе, который вкладывают в тетрадь.
На все вопросы, возникающие в ходе проведения лабораторной работы и обработки ее результатов, ученики могут найти ответы в тексте учебника или в указаниях к лабораторной работе, а также у учителя.
Лабораторная работа № 1
ИССЛЕДОВАНИЕ
РАВНОУСКОРЕННОГО ДВИЖЕНИЯ БЕЗ НАЧАЛЬНОЙ СКОРОСТИ
(работа представлена в трех вариантах выполнения — в зависимости от имеющегося лабораторного оборудования)
определить ускорение движения бруска по наклонной плоскости и его мгновенную скорость в конце заданного пути, пройденного за определенный промежуток времени.
прибор для изучения движения тел, штатив с муфтой и лапкой.
Теоретические обоснования
При равноускоренном движении без начальной скорости пройденное расстояние определяется по формуле:
ускорение, можно определить мгновенную скорость по формуле: и = at.
Описание устройства и действия прибора
Прибор для изучения движения тел (рис. 1) состоит из направляющей 1 длиной 60—70 см; бруска 2 с пусковым магнитом 3, закрепленным на торце алюминиевого стержня; электронного секундомера 4с двумя датчиками 5. Направляющая закрепляется в лапке штатива 6, под нее подкладывается коврик 7 из пористого пластика. 6
Вариант I
Лабораторная работа № 2
При прохождении пускового магнита мимо первого датчика отсчет времени включается, а при прохождении второго — выключается, и на экране секундомера фиксируется значение промежутка времени t, за который брусок проходит расстояние s между датчиками.
Рис. 1
Ход работы
1. Соберите установку по рисунку 1. Направляющую закрепите в лапке штатива под углом ~ 30°-40° к плоскости столешницы.
2. Прочтите инструкцию на тыльной стороне секундомера по его включению и выключению. Включите секундомер.
3. Разместите брусок на направляющей так, чтобы его пусковой магнит находился на 1,5 см выше верхнего датчика.
4. Отпустите брусок. Определите расстояние 5 между датчиками и промежуток времени t, за который брусок прошел это расстояние. Результат измерения занесите в таблицу:
Лабораторная работа № 2
Вариант II
определить ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр.
желоб лабораторный металлический длиной 1,4 м, шарик металлический диаметром 1,5-2 см, цилиндр металлический, метроном (один на весь класс), лента измерительная, кусок мела.
Ход работы
1. Соберите установку по рисунку 2.
Рис. 2
2. Запустите метроном с частотой 120 ударов в минуту.
3. Отпустите шарик с верхнего конца желоба одновременно с ударом метронома.
4. Сделайте несколько пробных запусков шарика с целью подобрать наклон желоба так, чтобы расстояние от начала движения до удара о цилиндр шарик проходил за три или четыре удара метронома.
5. Измерьте расстояние s, пройденное шариком. Результаты измерения запишите в таблицу:
6. Вычислите время Сдвижения шарика, его ускорение и мгновенную скорость перед ударом о цилиндр. Результаты вычислений запишите в таблицу.
7. Не меняя наклон желоба, повторите опыт еще два раза. Результаты запишите в таблицу.
Лабораторная работа № 1
Вариант III
(Цель: убедиться в равноускоренном характере движения бруска и научиться измерять ускорение и мгновенную скорость равноускоренного движения.
05орудо§смиЛ: штатив лабораторный с лапкой и муфтой, прибор для изучения движения тел, ленты из миллиметровой и копировальной бумаги длиной 200 мм и шириной 20 мм.
До начала работы внимательно ознакомьтесь с описанием устройства и действия прибора для изучения движения тел
(рисунок 3).
Рис.3
Описание
Прибор, изображенный на рисунке 3, представляет собой желоб, состоящий из двух соединенных друг с другом частей: верхней 1а и нижней 16. На верхней части желоба находится вибратор 2.
Вибратор имеет подвижную часть 3 с бойком (см. рис. 3, б). К бруску 4 прикрепляются бумажная и копировальная ленты 5

Тетрадь для лабораторных работ по физике. 9 класс.