Физика. 9 класс. Методическое пособие. Гутник Е.М., Черникова О.А.

Методическое пособие к переработанному под ФГОС учебнику «Физика. 9 класс» авторов Перышкина А.В., Гутник Е.М. адресовано учителям. Пособие включает поурочное планирование с методическими рекомендациями к каждому уроку и планируемыми результатами обучения, варианты контрольных работ. В приложении даны тексты самостоятельных и контрольных работ, поурочно-тематическое планирование при 3-х часах изучения физики в неделю, ответы на тренировочные тесты, помещенные в рабочей тетради.

Физика. 9 класс. Методическое пособие. Гутник Е.М., Черникова О.А.

 

Описание учебника

ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ (23 ч)
Материальная точка. Система отсчета
Цель урока. Закрепить представление о механическом движении, сформировать представление о координатном способе описания механического движения, об относительности механического движения; ввести физические понятия «материальная точка», «поступательное движение», «система отсчета». Демонстрации. Определение координаты (пути, траектории, скорости) материальной точки в заданной системе отсчета (по рис. 2,6 учебника). Содержание опроса. 1. Приведите примеры механического движения. 2. Сформулируйте определение механического движения. 3. Вспомните, что называется траекторией движения. 4. Что такое пройденный путь? 5. Какие виды механического движения вы знаете? 6. Какие физические величины характеризуют механическое движение? Содержание нового материала. Описание движения. Материальная точка как модель тела. Критерии замены тела материальной точкой. Поступательное движение. Система отсчета. Закрепление материала. Вопросы после § 1. Решить
задачи 1383, 1384 из Сборника1. Домашнее задание. § 1. Вопросы после § 1 и упражнение 1 — устно.
Урок следует начать с демонстрации «Движение тележки». Перед учащимися поставить вопрос: «По каким признакам можно судить о движении тела? »
На основании имеющихся знаний и личного опыта учащиеся определяют признаки механического движения: изменение положения тела в пространстве по отношению к другим телам, относительность покоя и движения. Затем учащиеся вместе с учителем вспоминают и дают определение механического движения, записывают его в тетрадь. Учащиеся самостоятельно приводят примеры механического движения с их обоснованием.
Вместе с учителем учащиеся вспоминают характеристики механического движения и его виды, приводят примеры. Рассматривают координатный способ описания движения. Учитель вводит понятие физической модели «материальная точка», учащиеся записывают определение, рассматривают примеры материальных точек.
На примере движения тележки с капельницей учитель вводит понятия «поступательное движение», «тело отсчета», «система отсчета». Определения этих физических понятий учащиеся записывают в тетрадь.
Перемещение
Цель урока. Закрепить знания учащихся о характеристиках механического движения; повторить физические понятия «траектория» и «путь»; ввести физическое понятие «перемещение». Демонстрации. Путь и перемещение. Содержание опроса. 1. Дайте определение механического движения. 2. Какое движение называется поступательным? Приведите примеры. 3. Дайте определение понятия «материальная точка». 4. Чем отличается материальная точка от геометрической? 5. В каких случаях движущееся тело можно считать материальной точкой? Приведите примеры. 6. Как можно задать положение материальной точки? Содержание нового материала. Вектор перемещения и необходимость его введения для определения положения движущегося тела в любой момент времени. Различие между понятиями «путь» и « перемещение ». Закрепление материала. Вопросы после § 2. Решение задач 1390, 1391 из Сборника. Домашнее задание. § 2. Вопросы после § 2 и упражнение 2 — устно.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о характеристиках механического движения тел, понимания различий между понятиями «путь» и «перемещение»; овладеть познавательными УУД при работе с текстом учебника и регулятивными при выполнении задания учебника; выделять основное в тексте параграфа, находить в нем ответы на поставленные вопросы.
Личностные: сформировать познавательный интерес и творческие способности, самостоятельность в приобретении новых знаний о характеристиках механического движения, практические умения, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.
Общие предметные: проводить наблюдения, планировать и проводить эксперимент по изучению характеристик механического движения при выполнении домашнего задания; объяснять полученные результаты и делать выводы; применять теоретические знания на практике; решать задачи по определению длины пройденного пути; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа.
Частные предметные’, приводить примеры, в которых координату движущегося тела в любой момент времени можно определить, зная его начальную координату и совершенное им за данный промежуток времени перемещение, и нельзя, если вместо перемещения задан пройденный путь.
Методические замечания
Перед опросом учащихся следует решить качественную задачу 1381 из Сборника.
Изучение нового материала можно начать с демонстрации движения конца минутной стрелки часов по циферблату. Начертить на доске траекторию движения точки минутной стрелки за 15 мин, за 30 мин, за 1 ч. На этом же рисунке начертить векторы перемещения. Рассчитать пройденный путь и длину вектора перемещения (модуль вектора перемещения) за каждый промежуток времени.
Рассматривая пример прямолинейного движения, выяснить, когда пройденный путь и длина вектора перемещения равны. Записать вывод.
Повторить единицы пути в СИ и другие единицы длины.
Убедиться в том, что, зная начальное положение тела и вектор перемещения (его направление и модуль), можно однозначно определить, где находится тело.
Определение координаты движущегося тела
Цель урока. Закрепить знания учащихся о характеристиках механического движения, о координатном способе описания механического движения; научить находить длину пройденного пути и модуль вектора перемещения, проекции вектора перемещения на координатные оси; выработать навыки решения задач.
Содержание опроса. 1. Вспомните, что называется траекторией движения. 2. Что такое пройденный путь? 3. Назовите единицы пройденного пути. 4. Что такое перемещение? 5. При каком движении пройденный путь и модуль вектора перемещения равны? 6. Приведите примеры, когда пройденный путь и модуль вектора перемещения равны и не равны друг другу.
Содержание нового материала. Векторы, их модули и проекции на выбранную ось. Нахождение координаты тела по его начальной координате и проекции вектора перемещения.
Закрепление материала. Вопросы после § 3. Решение задачи 1395 из Сборника.
Домашнее задание. § 3. Вопросы после § 3 (устно). Упражнение 3(1).
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: приобрести опыт самостоятельного поиска связи проекции вектора перемещения на ось и конечной и начальной координат движущегося тела; использовать регулятивные УУД при решении задач на определение пройденного пути, координаты движущегося тела, модуля и проекции вектора перемещения; научиться самостоятельно искать, отбирать и анализировать информацию при выполнении домашнего задания.
Личностные: сформировать познавательный интерес к явлениям в природе (механическое движение) и творческие способности; уметь самостоятельно проводить расчеты пройденного пути, модуля и проекций вектора перемещения, координат движущегося тела, принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.
Общие предметные: уметь обрабатывать результаты при решении задач, обнаруживать зависимости между координатами движущегося тела и проекциями вектора перемещения на координатные оси, объяснять полученные результаты и делать выводы.
Частные предметные: определять модули и проекции векторов на координатную ось; записывать уравнение для определения координаты движущегося тела в векторной и скалярной форме, использовать его для решения задач.
Методические замечания
В начале урока желательно провести проверочную работу, рассчитанную на 10—15 мин. Можно использовать варианты самостоятельной работы 1 (СР-1) «Путь и перемещение» из пособия «Физика. Дидактические материалы. 9 класс» (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).
Изучение нового материала начать с разъяснения, как находить проекцию вектора на координатную ось.
Задача
На рисунке 1 изображены одинаковые по модулю векторы перемещений. Перенесите рисунок в тетрадь и изобразите проекции этих векторов на ось X.
Как должен быть расположен вектор по отношению к оси, чтобы модуль его проекции на эту ось был: а) равен нулю; б) равен модулю этого вектора; в) меньше модуля этого вектора?
Может ли модуль проекции вектора быть больше модуля этого вектора?
Следует указать учащимся, что образцом для решения задачи 1 из упражнения 3 может служить пример с катерами, рассмотренный в § 3.
Перемещение при прямолинейном равномерном движении
Цель урока. Закрепить представление о механическом движении, рассмотреть прямолинейное равномерное движение и его характеристики, ввести понятие «закон движения» или «уравнение движения», вывести уравнение прямолинейного равномерного движения, познакомить учащихся с графическим представлением движения и графическим способом решения задач на расчет пройденного пути. Демонстрации. Равномерное движение, измерение скорости тела при равномерном движении, построение графика скорости и вычисление по нему пройденного пути. Содержание опроса. 1. Чем отличаются векторные величины от скалярных? 2. Какие векторные физические величины вы знаете? 3. Как найти проекцию вектора на ось? 4. Вспомните, что характеризует скорость движения. 5. Что называется графиком пути, графиком скорости? Содержание нового материала. Для прямолинейного равномерного движения: определение вектора скорости, формулы для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, формула для вычисления координаты движущегося тела в любой момент времени (уравнение движения), равенство модуля вектора перемещения (пути) и площади под графиком скорости. Закрепление материала.

Физика. 9 класс. Методическое пособие.