Физика. 9 класс. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы к учебнику А.В. Перышкина. — Кирик Л.А.

Книга содержит самостоятельные и контрольные работы по физике для 9-го класса к учебнику для общеобразовательных учебных заведений А.В Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс» и предназначена для текущего контроля знаний учащихся. Работы состоят из нескольких вариантов четырех уровней сложности (начальный, средний, достаточный и высокий уровни).

Физика. 9 класс. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы к учебнику А.В. Перышкина.

 

Описание учебника

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
1. КИНЕМАТИКА
МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. СИСТЕМА ОТСЧЕТА, ТРАЕКТОРИЯ. ПУТЬ И ПЕРЕМЕЩЕНИЕ
Начальный уровень
1. Лыжа оставляет на свежевыпавшем снегу след — лыжню. Выберите правильное утверждение.
A. Модуль перемещения лыжника больше длины лыжни.
Б. Длина лыжни всегда равна модулю перемещения лыжника.
B. Лыжня совпадает с траекторией движения лыжника. 2. Кого из спортсменов, изображенных на рисунках, можно
в данных условиях движения принять за материальную точку?
A. Гимнастка выполняет упражнения на бревне. Б. Спортсмен выполняет прыжок в высоту.
B. Спортсмен пробегает дистанцию в 5000 м.
Какое из тел, изображенных на рисунках, нельзя в данных условиях движения принять за материальную точку?
A. Парашютист выполняет затяжной прыжок с большой высоты.
Б. Самолёт выполняет фигуру высшего пилотажа.
B. Поезд едет из Новосибирска в Москву.
В каком из приведенных ниже случаях путь равен модулю перемещения тела? Выберите правильное утверждение.
A. Сосулька, оторвавшаяся от крыши, падает на землю. Б. Мяч после подачи волейболиста перелетает через сетку.
B. Снаряд, выпущенный из пушки, летит в цель на расстоянии 10 км.
Велосипедист едет по прямой дороге. К шине приклеился берёзовый лист. Какая из линий, изображенных на рисунках, представляет траекторию движения этого листа относительно дороги?
Арена цирка представляет собой окружность. Во время циркового номера лошадь бежит по краю арены. Выберите правильное утверждение.
A. Если лошадь прошла по арене один круг, то путь равен длине окружности.
Б. Если лошадь прошла по арене один круг, то модуль перемещения равен длине окружности
B. Если лошадь прошла по арене половину круга, то модуль перемещения равен радиусу окружности.
Средний уровень
1. а) По заданной траектории движения тела найдите его перемещение, если начальная точка траектории А, а конечная — С. Задачу решите графически.
б) В какой системе отсчета проще описывать: 1) движение поезда; 2) движение предметов внутри вагона движущегося поезда?
2. а) По заданной траектории движения тела найдите его перемещение, если начальная точка траектории А, а ко-
б) Можно ли считать Луну материальной точкой: 1) при расчете расстояния от Земли до Луны; 2) при измерении ее диаметра?
3. а) По заданной траектории движения тела найдите его перемещение, если начальная точка траектории А, а конечная — С. Задачу решите графически.
б) Когда говорят о скорости машины или поезда, тело отсчета обычно не указывают. Что подразумевают в этом случае под телом отсчета?
4. а) По заданной траектории движения тела найдите его перемещение, если начальная точка траектории А, а конечная — С. Задачу решите графически.
б) Какое из движений является поступательным? 1) Движение минутной стрелки часов; 2) движение кабинки «колеса обозрения»?
5. а) По заданной траектории движения тела найдите его перемещение, если начальная точка траектории А, а конечная — С. Задачу решите графически.
б) Укажите, что принимают за тело отсчета, когда говорят, что проводник идет по вагону со скоростью 3 км/ч. 6. а) По заданной траектории движения тела найдите его перемещение, если начальная точка траектории А, а конечная — С. Задачу решите графически.
б) Мальчик подбросил мяч вверх и снова поймал его. Считая, что мяч поднялся на высоту 2 м, найдите путь и модуль перемещения мяча.
Достаточный уровень
1. а) Зависит ли форма траектории движения тела от системы отсчета?
б) Расстояние между пунктами А и В по прямой линии 4 км. Двигаясь равномерно, человек проходит это расстояние туда и обратно за 2 ч. Чему равны путь и модуль перемещения человека за 1 ч? за 2 ч?
2. а) Изобразите схематически траекторию движения точек винта самолета относительно летчика.
б) Мяч упал с высоты 4 м, отскочил от земли и был пойман на половине высоты. Каковы путь и модуль перемещения мяча?
3. а) Нарисуйте примерный вид траектории движения точки обода колеса велосипеда относительно центра колеса.
б) Вертолет, пролетев в горизонтальном полете по прямой 30 км, повернул под углом 90° и пролетел еще 40 км. Найдите путь и модуль перемещения вертолета.
4. а) Нарисуйте примерный вид траектории движения точки обода колеса относительно дороги при движении велосипедиста.
б) Велосипедист движется равномерно по круговому треку радиусом 200 м и проходит один оборот за 2 мин. Определите путь и модуль перемещения велосипедиста
1 мин; за 2 мин.
5. а) Какие части едущего вагона трамвая движутся и какие находятся в покое относительно дороги? Относительно стен вагона?
б) Материальная точка двигалась по окружности радиусом 2 м. Определите путь и модуль перемещения через половину оборота и полный оборот.
6. а) Можно ли при определении объема стального шарика с помощью мензурки считать этот шарик материальной точкой? Объясните свой ответ.
б) Мальчик вышел из дому и прошел по прямым улицам сначала 2 квартала в направлении на восток, а затем 2 квартала — на север. Определите путь и модуль перемещения, если длина квартала 150 м.
Высокий уровень
1. а) Изобразите траекторию движения, при котором модуль перемещения равен 10 см, а путь — 30 см.
б) Автомобиль, двигаясь прямолинейно, проехал путь 10 м, затем сделал поворот, описав четверть окружности радиусом 10 м, и проехал далее по перпендикулярной улице еще 10 м. Определите пройденный им путь и модуль перемещения.
2. а) Изобразите траекторию движения, при котором путь превышает модуль перемещения в тг раз.
б) Движущийся равномерно автомобиль сделал разворот, описав половину окружности. Изобразите с помощью чертежа траекторию и перемещение автомобиля за все время разворота. Во сколько раз путь больше модуля перемещения?
3. а) Во время равномерного движения поезда с верхней полки падает мяч. Будет ли он падать вертикально? Одинаково ли ответят на этот вопрос наблюдатели, находящиеся в вагоне и на платформе?
б) Турист вышел из поселка А в поселок Б. Сначала он прошел 3 км на север, затем повернул на запад и прошел еще 3 км, а последний километр он двигался по проселочной дороге, идущей на север. Какой путь проделал турист и каков его модуль перемещения? Начертите траекторию движения.
4. а) Приведите пример движения, траектория которого в одной системе отсчета представляет собой прямую, а в другой — окружность.
б) Теплоход, двигаясь по реке, прошел на восток 30 км, затем свернул на северо-восток и прошел еще 20 км, последние 20 км он двигался строго на север. Какой путь проделал теплоход и каков его модуль перемещения? Начертите траекторию движения.
5. а) Траектории движения двух материальных точек пересекаются. Означает ли это, что тела сталкиваются? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ.
б) Туристы прошли сначала 400 м на северо-запад, а затем 500 м на восток и еще 300 м на север. Найдите геометрическим построением модуль перемещения и направление перемещения.
6. а) Приведите примеры, когда траектория движения тела может быть известна еще до начала движения?
б) Катер прошел из пункта А по озеру расстояние 5 км, затем повернул на 150° и продолжил движение до тех пор, пока направление на пункт А не стало составлять угол 90° с направлением его движения. Каково перемещение катера? Какое расстояние до пункта А ему еще предстоит пройти?
Чем скорее проедешь, тем скорее приедешь.
К. Прутков
Самостоятельная работа
ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Начальный уровень
1. На рисунках показаны примеры различных движений. Какое из них можно отнести к прямолинейному равномерному движению? Выберите правильное утверждение.

Физика. 9 класс. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы